Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №283

Кировского района Санкт-Петербурга

 

Методическая разработка урока-игры

 «Права школьника – это мои права!»

 

 

Соболева Анна Евгеньевна

Губарь Марина Дмитриевна

 

 

Санкт-Петербург

2010 год


Права школьника – это мои права!

 

Учебно-воспитательные цели и задачи урока:

-выявить качество и уровень овладения знаниями, полученными на предыдущих уроках обществознания и изобразительного искусства по темам: «Человек – личность», «Делу время, потехе час», «Профессия – ученик», «Одноклассники, сверстники, друзья», «На пути к жизненному успеху» (6 класс – обществознание); «Интерьер», «Человек», «Перспектива», «Цветоведение», «Использование смешанной техники акварели и цветного карандаша» (изобразительное искусство 6 – 7 класс); «Сканирование», «Работа cграфикой в текстовом редакторе Word», «Создание презентации в PowerPoint» (информатика 7 класс)

- сформировать представление о том, что нельзя стать полноценным гражданином России, если ты не знаешь прав и свобод человека

- помочь учащимся осознать себя полноправными членами общества с чувством собственного достоинства и уважения к другим людям и овладеть знаниями в области прав человека; повышать правовую грамотность учащихся

- воспитывать подрастающее поколение в духе гуманизма, свободы и демократии, формировать личную активную гражданскую позицию учащихся

- способствовать распространению знаний о правах и свободах человека

- создавать условия для приобретения учащимися опыта творческой социально-значимой деятельности ,развивать коммуникативные навыки работы в группах, воспитывать культуру диалога

- стимулировать интерес подрастающего поколения к изучению актуальных вопросов общественной жизни, помогать учащимся овладевать новыми ценностными ориентациями по отношению к социокультурной среде, друг к другу

- развивать навыки овладения методами научных исследований: наблюдения, анализа, отбора материала

 

Мы уверены, что эта тема является важной для маленьких граждан нашей страны, нашего города. Наша цель – воспитывать молодежь с активной гражданской позицией, в духе гуманизма, свободы и демократии. Эта тема является чрезвычайно актуальной в настоящее время для воспитания подрастающего поколения – будущего России.

Этот урок является одним из звеньев в системе воспитания правовой культуры учащихся.

Считаем уместным проведение данного урока по обществознанию при изучении Темы I«Человек и закон»: «Права и обязанности граждан», «Почему важно соблюдать законы?», «Что такое дисциплина?».

 

Методы и формы учебной деятельности:

- выступление учащихся по вопросам основного содержания урока, коллективное обсуждение актуальных проблем

- использование учащимися современных технологий при подготовке к уроку

- работа в группах, проведение группами  работы, связанной с поиском и отбором материала, привлечение дополнительных источников информации для самостоятельного изучения, проведение группами небольших исследований в виде докладов и сообщений.

 

Тип урока:комбинированный, интегрированный, урок – игра.

Урок рассчитан на учащихся 7-х классов.

 

Учебно-методический комплекс:

- мультимедийное оборудование;- видео-аудио техника;

-раздаточный материал (карточки, иллюстрации, сделанные руками учащихся);

- выставка книг по правовому воспитанию, рефератов и докладов учащихся;

- Всеобщая декларация прав человека;

- Декларация прав ребенка;

- Конвенция о правах ребенка;

- Конституция России,

- памятка участнику дискуссии.

 

Подготовка игры – соревнования:

Учащиеся разбиваются на несколько групп. Каждой группе дается опережающее задание по поиску информации и художественному оформлению урока. В группах распределяются роли участников, определяются выступающие, обязательно выбирается ответственный за выступление. Все остальные учащиеся по ходу урока высказывают свою точку зрения. Также формируется жюри, которое будет оценивать группы – участники.

Игра развивает интеллектуальные умения:  анализировать материал, делать резюме, выбирать главное, обосновывать свой выбор. Этому в немалой степени будет способствовать организация групповой работы школьников.

Ход игры:

Группа «ведущих» вначале урока-игры знакомит участников с основной информацией. Ребята говорят о том, что в связи с продолжающейся в России реформой системы образования, особую актуальность приобретают проблемы реализации конституционных гарантий права граждан на получение образования, о президентской инициативе «Наша новая школа». Ведут игру, управляют мультимедийным оборудованием, видео- аудиотехникой, задают вопросы участникам, подводят итоги.

Ведущие: использование мультимедийного комплекса (звучит гимн школы, заставка с названием урока и эмблемой школы на экране), постановка проблемы. Ведущие акцентируют внимание на цели урока.

Так как это урок-соревнование, то оцениваться будут не только знания, но и творчество, фантазия, слаженность работы всей группы. Выигрывает та, группа, которая, используя «Памятку участнику дискуссии», правильно поймет суть темы иллюстративного материала, четко определит свою позицию, идеи и аргументировано изложит свою точку зрения.

К игре привлечены учащиеся старших классов, которые кратко представляют исторический материал о возникновении и  формировании идеи естественных прав человека, о Всеобщей декларации прав человека, о Декларации прав ребенка, о Конвенции о правах ребенка, о Конституции России.

Ведущие раздают иллюстративный материал и текст Декларации прав школьника, объясняют задание:

 - задача группы: сформулировать предположение, о каком праве школьника идет речь на каждой иллюстрации,  определить статью из текста Декларации и рассказать о том, как это право реализуется на примере нашей школы (текст задания выводится на экран).

- учащиеся обсуждают предложенные иллюстрации, готовят аргументированное выступление и излагают свою точку зрения. Во время выступления группы на экране показывается та иллюстрация, о которой идет речь

 - после выступления каждой группы ведущий оглашает настоящий текст соответствующей статьи.

 

Iгруппа. Предполагаемый ответ:

Статья 5.Каждый школьник имеет право получать образование в условиях, являющихся необходимыми для здорового, полноценного и качественного обучения. Для этого должны обеспечиваться: здоровая атмосфера в школе, включающая в себя качественную и своевременную медицинскую помощь.Наш учебный год начинается в августе, когда мы все приходим на обязательный медицинский осмотр. В течение всего года наши доктора следят за нашим здоровьем и делают нам прививки.

Статья 4. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по крайней мере, начальное и общее. Начальное образование должно быть обязательным. Каждый год 1 сентября мы с удовольствием приходим в школу.

Статья 4.Каждый школьник имеет право на бесплатный доступ к информационным ресурсам, в том числе и получение учебников от государства. Учебники должны содержать точную и достаточно современную информацию. В нашей школе есть библиотека учебной и художественной литературы, а также и медиатека.

 

IIгруппа.

Статья 10. Школьники имеют право на создание независимого органа самоуправления, в деятельности которого может принимать  участие каждый школьник. Орган школьного самоуправления формируется путем выборов представителей от каждого класса. Несколько лет тому назад в нашей школе был создан Совет старшеклассников. Как мы раньше без него жили?

 

Статья 3.Каждый школьник имеет право на свободу творчества.  В нашей школе учится много талантливых детей, которые с удовольствием принимают участие в концертах и спектаклях, посвященных различным праздникам, и выступают с музыкально-литературными композициями на различных конкурсах.

Статья 5. Здоровая атмосфера в школе, включающая в себя: здоровую и качественную пищу, на прием которой отводится достаточное количество времени. Еда должна быть бесплатной или иметь стоимость, приемлемую для школьников из малообеспеченных семей. На каждой перемене мы бежим в столовую, где есть буфет с фруктами, салатами и пирожками. Также мы можем получить горячее питание.

 

IIIгруппа:Статья 4. Каждый школьник имеет право получать качественное    и полное образование, что включает в себя содействие иностранным школьникам в изучении нового языка и помощь в выполнении работ на этом языке. В нашей школе учатся ребята разных национальностей.

Статья 15. Каждый школьник с физическими недостатками имеет право посещать обычную школу наравне с остальными школьниками или специальную школу в соответствии со своими желанием и возможностями. Школа обязана предоставлять все необходимые условия для обучения школьников с физическими недостатками. В нашей школе получают образование дети-инвалиды.

Статья 5. Каждый    школьник    имеет    право    получать образование в условиях, являющихся необходимыми для здорового, полноценного и качественного обучения. Для этого должны обеспечиваться чистота учебного заведения и его территории. Каждую весну и каждую осень все ученики, учителя и другие работники школы принимают участие в субботниках.

 

IVгруппа:

Статья 9. Школьники имеют право на создание и распространение любых Средств Массовой Информации. Редакционные коллегии каждого класса выпускают стенные газеты, листовки и плакаты, посвященные тематическим неделям, государственным праздникам и другим датам, оформляют отчеты о проведенных музейных днях.

 

 Статья 10. Каждый    школьник    и его родители или лица их заменяющие, имеет право на информацию обо всех правилах, регулирующих школьную жизнь. Наши родители принимают активное участие в школьной жизни, ходят на родительские собрания и конференции.

 

Статья 8. Каждый школьник имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение количества уроков в день и контрольных работ, периодические каникулы, не сокращение времени перемен учителем. Четыре раза в год мы отдыхаем от учебных занятий, гуляем, занимаемся спортом, читаем книги и вдоволь спим.

 

 

Заключительная часть

Жюри и ведущие обобщают и подводят итоги работы групп и предлагают выполнить последнее творческое задание – составить из предложенного иллюстративного материала школьный календарь «Наша новая школа. День за днем, успех за успехом».

Ведущие говорят о том, что в современном мире нельзя стать полноценным гражданином если ты на знаешь прав и свобод человека, и, как сказано в Декларации правами школьника обладает «каждый человек без дискриминации по любому признаку, как то раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство, касающееся школьника или его семьи, который посещает учреждение начального и среднего образования», называемого Школой.

Учащиеся составляют школьный календарь и обосновывают свой выбор. На экране – слайд созданного календаря.

Звучит гимн школы.


Библиография

1.    Всеобщая декларация прав человека (1948г.)

2.    Декларация прав ребенка (1959 г.)

3.    Конвенция о правах ребенка (1989г.)

4.    Конституция Российской Федерации, 2003 г.

5.    Маклаков В.В., Эволюция конституционных прав и свобод в странах Западной Европы, М., 1991.

6.    Элиасберг Н.И., О самом главном. Книга для чтения. СПб, 1996.

7.    Элиасберг Н.И., Права человека в свободной стране. СПб, 1996.

8.    Юдовская А.Я. Эволюция права в государствах Европы т Америки (XVII – XIX вв.), СПб, 1996).

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»