Система самоорганизации личного здоровья учителя
Ситникова Юлия Александровна
Работа учителя – сложный труд. Человек, занимающийся педагогической деятельностью, затрачивает значительно больше умственных и физических сил, чем средний статистический сотрудник любой другой организации. Нервное напряжение в работе учителя присутствует всегда, он несёт ответственность за качество труда и физическое здоровье обучающихся. По сути, учитель является руководителем маленькой организацией – классом, в которой выполняет все функции управления. В силу динамичности деятельности учитель чаще становится участником стрессовых ситуаций, в результате чего возрастает нервная нагрузка. Все это ведёт к преждевременным нарушениям здоровья, нарушениям в нервной и сердечнососудистой системе. Множество людей не достигли высоких успехов в жизни, так как не смогли разумно распорядиться своим временем и способностями, правильно организовать свою жизнь и деятельность. Т.о., для повышения эффективности совершаемых действий и достижения намеченных целей, учителю необходимо целенаправленно и системно использовать испытанные методы и практические приёмы персонального менеджмента. Следовательно, персональный менеджмент – это целенаправленное и последовательное применение практических методов управления в повседневной деятельности с целью разумного использования своих персональных ресурсов: интеллекта, воли, способностей.
- Теоретические аспекты системы самоорганизации личного здоровья учителя.
Классификация требований к руководителю:
- Высокий интеллект.
- Способность к достижению поставленных целей.
- Готовность принимать на себя ответственность.
- Способность выступать в роли мудрого советчика и консультанта.
II. Значение системы самоорганизации личного здоровья учителя.
- Физические нагрузки, питание и сон.
Питание служит целью поддержания энергетического баланса, обмена веществ в организме. Правильное питание означает питание рациональное, адекватное образу жизни, состоянию здоровья, индивидуальным потребностям человека. Оно служит гарантией поддержания и сохранения здоровья. Питаться надо умеренно, не злоупотребляя животными жирами, соблюдая правильный ритм (режим) питания. Если нарушения режима питания происходят систематически, то это наносит вред организму. Аппетит обычно значительно превосходит действительные физиологические потребности организма, поэтому справедлив общеизвестный принцип – выходить из-за стола с ощущением легкого голода. Систематическая самодисциплина в этом отношении дает положительный физиологический результат – потребность в пище субъективно снижается. Питаться необходимо исходя из индивидуальных потребностей человека. Питание должно быть сбалансированным. Необходимо соблюдать режим питания на протяжении суток, включая разнообразные продукты и блюда в рацион. Есть надо не спеша. Прежде чем проглотить каждый кусочек, тщательно, раз 15-20, пережуйте его. Ешьте только тогда, когда хочется. Не садитесь за стол, когда вы заняты каким-то серьезным делом или чем-то взволнованы. Важнейшим компонентом восстановления работоспособности человека является сон. Сон – это отдых мозговых клеток и главное средство восстановления творческой работоспособности. Однако занятость учителя, приводит к сокращению времени сна, и как следствие, к тяжелым нервным и физиологическим расстройствам. Оптимальная продолжительность сна, обеспечивающая высокую работоспособность и здоровье, очень индивидуальна и зависит от особенностей организма, характера выполняемого труда и т.д. Так при тяжелой умственной нагрузке рекомендуется продолжительность сна 8-9 ч. Сон – это одно из главных средств восстановления работоспособности. Во время сна происходит накопление энергетических запасов, регенерация, пластический обмен. В результате восстанавливаются истощенные за день энергетические ресурсы. Итак, сон - это отдых мозговых клеток и главное средство восстановления творческой работоспособности. Парная баня является одним из методов укрепления сна.
- Эмоционально-волевые резервы работоспособности, гигиена умственного труда и практические аспекты управления стрессом.
Чтобы сохранить творческую активность, человек должен жить в атмосфере доброжелательности. Доброта, доверие, дух творчества в коллективе – все это способствует стабильному состоянию человека, не напрягает его нервную систему. Наше настроение прямо влияет на здоровье. Правильно думать – значит уметь приводить мысли в порядок, направлять их сознательно в позитивную сторону. Важную роль в сохранении здоровья, в борьбе с болезнями играет и самовнушение. Оно тем сильнее, чем больше мы верим в его силу.
Человеку, существу социальному, потребность в общении присуща в высшей степени. Эмоциональная приязнь к человеку во многом определяется чувством подобия себе. Например, страстные спорщики обычно группируются с себе же подобными. Дискуссии, которым они предаются, доставляют каждому из них максимум радости.
Психологическое состояние человека влияет на все внутренние психологические процессы. Любая потребность создает дискомфорт, возникает поисковая реакция достижения цели, начинаются активные действия, чтобы удовлетворить потребность. И тогда эти действия достигают цели, возникает чувство радости, удовлетворения. При напряжении внутренняя энергия расходуется быстрее, чем в уравновешенном состоянии. Следовательно, мы должны следить за тем, чтобы расслабление и концентрация находились в оптимальном отношении.
Здоровье - это результат эффективного преодоления трудностей, не испытывая стресса (или испытывая его лишь в незначительной степени), они не вызывают заметных изменений здоровья. Если же человек не в состоянии справится с трудностями или нуждается в значительном усилии, чтобы их преодолеть, то он испытывает состояние стресса, который неблагоприятно воздействует на здоровье. Можно сказать, что каждый человек в значительной мере создает свои собственные стрессовые факторы, которые вызывают нарушения здоровья. Многие менеджеры стараются заботиться о своем физическом здоровье. Деятельность руководителя связана с постоянным напряжением умственным трудом, и, если не заботится о своем психологическом состоянии, это может негативно сказаться на здоровье и творческих возможностях.
Для напряженной работы учителя особенно важна тренированность нервной системы. Эмоциональное напряжение воспринимается тем легче, чем большим опытом, навыками выхода из трудных ситуаций обладает человек. Нервную систему необходимо тренировать, закаливать организм в борьбе с трудностями. Общение с домашними животными снимает нервные стрессы, помогает сохранить душевное равновесие. Не старайтесь оставаться со своими неприятностями наедине. Умейте избавляться от своих забот. Не впадайте в гнев. Умейте уступать. Делайте что-нибудь хорошее и для других. Начинайте всегда с самого важного. Нельзя быть совершенством абсолютно во всем. Каждый имеет право на индивидуальность. Ищите малейшую возможность радоваться.
Эффективность нашего управления своим временем и рабочей нагрузкой в большой степени зависит от глубины стресса, в условиях которого мы находимся. Недостаток или избыток стресса накладывает заметный отпечаток на нашу способность осуществлять эффективный контроль за своей работой. Справиться со стрессом, может только сам человек. А организация может применять определенные системы и механизмы, которые окажут помощь работникам в преодолении стресса. "Стресс" —термин, обозначающий оказываемое на нас давление, как изнутри, так и извне. Сам по себе стресс не всегда плох. Так повелось, что его стали связывать с чем-то негативным, хотя, в принципе, он необходим для поддержания нашей жизнедеятельности.
Существуют пять путей преодоления стресса:
• Понимание и приятие самого себя.
• Проблемой нужно заниматься.
• Самовоспитание.
• Выражение эмоций.
• Активное отвлечение.
Памятка: Как избежать стресса
• Задайте себе вопрос: "Что самое худшее, что может произойти?"
• Смотрите на вещи в перспективе.
• Выдерживайте баланс "дом — работа".
• Не будьте педантом.
• Осознайте, что чувство вины — "бесполезная" эмоция.
• Забудьте о том, что было в прошлом.
• Сосредоточьтесь на сегодняшнем дне.
• Определите пять положительных вещей, которые происходят или происходили с вами каждый день.
• Работа — на работе, дом — дома.
• Ведите здоровый образ жизни — занимайтесь физическими упражнениями, правильно питайтесь и оставляйте на неделе время, чтобы заняться собой.
Заключение.
Проблема повышения работоспособности, улучшения здоровья учителей, приобретает особое значение. Важно подчеркнуть главное: работоспособность и творческая активность учителя являются не столько результатом действия внешних условий и обстоятельств, исходного состояния и его здоровья, сколько в значительной мере зависят от целенаправленной самоорганизации и профилактики личного здоровья, психологической мобилизации личности учителя, разумной организации жизненного уклада, т.е. самоорганизации самого учителя. Такое понимание проблемы само по себе является мощным мобилизирующим фактором для учителя.
Список литературы:
- Зайверт Л. Ваше время – в Ваших руках / Пер. с нем. – М.: Интерэксперт, 1995. – 267 с.
- Зельдович Б.З. Менеджмент в полиграфии: учеб. пос. – М.: МГУП, 2004. – 400 с.
- Олкок Д. Управление временем и рабочей нагрузкой. – М.: Финпресс, 1998. – 96 с.
- Резник С.Д. и др. Персональный менеджмент: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 622 с.
- Иванов, А.П. Менеджмент: учебник - СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 2009. - 440 с.
- Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: учеб. пособие / Н.И. Кабушкин. - 8-е изд., стереотип. - М.: Новое знание, 2005. - 336 с.
- Одинцов А.А. Менеджмент организации. Введение в специальность: учеб. пособие для вузов / А.А. Одинцов. - М.: Экзамен, 2006. - 320 с.
- Переверзев М.П. Менеджмент: учебник / М.П. Переверзев, Н.А. Шайденко, Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 288 с.