Роль семейных библиотек в нравственном воспитании младшего школьника
Воронина Алла Яковлевна
Человек, любящий книгу, прекрасен. Страсть к чтению является благородной страстью, но благородным человека делает не процесс чтения, а результат этого процесса, если он выражается в человеческом поведении, отношении к людям и делу достаточно ярко.
Книги обладают волшебной силой, они дают возможность людям увидеть все многообразие жизни, увидеть то, что скрыто от нашего глаза: сложную внутреннюю жизнь нашей души, чувства, мысли, сомнения, рождение идей и решений.
Эту жизнь видит писатель и как бы из сердца к сердцу передает это читателю. Если вспомнить наши детские годы, то каждый из нас назовет любимые строки сказок, песен, пушкинских стихов, тронувших наше сердце. Мы прекрасно помним, как ждали вечера, чтобы послушать сказку, согретую материнским теплом и народной мудростью. Эти первые наши встречи с книгой проложили путь к сердцу и чувствам, а через них – к сознанию. Это было наше начало познания мира и самоопределения в нем.
Сегодня остро стоит проблема детского чтения. Об этом говорят в Министерстве образования уже давно. По данным ВЦИОМ более 30% взрослого населения не читает вообще, количество людей, не имеющих личных библиотек, увеличилось с 24% в 1995г. до 34% в 2000г. Эта ситуация вызывает серьезную тревогу общественности. В свободное время только 33% людей заняты чтением в России, в США – 39%. В 2000 г. в центральные детские библиотеки Саратовской области поступило в среднем по 0,3 экземпляра новых книг на читателя, а в каждую детскую библиотеку Липецкой области – по 0,17 книги. «По качеству чтения мы на 33-м месте среди 40 развитых стран, что, безусловно, негативно отражается на перспективах страны, - так заявила глава издательства школьной библиотеки Татьяна Жукова на прошедшем недавно международном фестивале «БиблиОбраз – 2005».
Признаком творческой личности является образное мышление, которое формируется во многом благодаря чтению. У человека читающего улучшаются все составляющие культуры и, уж конечно, культура мышления и речи. Особенно это важно для детей. Будущая Россия во многом определяется интеллектуальной конкурентоспособностью ее граждан.
«Не читающая Россия по мнению профессора Сергея Капицы, - это отражение того кризиса, который переживают наша культура, наши идеи, наше общество». Известный актер и литератор Валерий Золотухин считает, что «если народ уверен в завтрашнем дне, он и книжки читает, и в смысл прочитанного вникает, и время тратит на это сокровенное занятие для души и ума. А сейчас, по-видимому, людям не до чтения, поскольку их энергия уходит на добывание хлеба насущного». По словам композитора Владимира Дашкевича «эта печальная статистика говорит о культурной деградации нашего общества. То, что книги перестали читать старшие поколения, замотанные житейскими невзгодами,- это печально, но еще полбеды. Они успели получить приличный багаж знаний в средних школах и ВУЗах советского образца, как к ним ни относись. А вот не читающая молодежь- это катастрофа. Значит, юные познают жизнь посредством телевидения, радио и компьютерных игр. То есть поверхностно, минуя более глубокие представления о мире и человеке, о себе, которые может дать только книга…»
Сегодня почти у каждого ребенка есть компьютер и возможность пользования Интернетом, и острее встает проблема создания особой атмосферы, особого чудесного климата вокруг ребенка, такой «климат» можно считать «климат» читающей семьи.
Поэты любят сравнивать книгу с человеком, книга человекоподобна, но существуют важное различие. Проходят годы, исчезают города и памятники, время разрушает даже камни, но у времени нет сил против книги. Духовная сила Ивана Первопечатника состоит в его избранном просветительском деле: он понимал, что его книги переживут его. Он делал это для потомков.
По словам А.Белинского: «Величайшее сокровище – хорошая библиотека». Личные библиотеки у людей растут, но груды книг не являются еще библиотекой. «Умножай свою библиотеку, - говорил А. Белинский, - но не для того, чтобы иметь много книг, а чтобы просвещать свой разум, образовывать сердце, чтобы творческими произведениями великих гениев возвышать свою душу». Л. М. Леонов считал, что «книгу для своей библиотеки надо выбирать, как выбирают невесту».
Конечно, человек должен покупать книги, нужные для работы и учебы, собирать любимые издания по сердечной склонности. Человек должен окружить себя лучшими из книг!
Что же сегодня стоит на полках домашних библиотек? Небольшое исследование было проведено в Приморском районе Санкт-Петербурга, в котором приняли участие сто семей. Это были домохозяйки, менеджеры, директора мелких и крупных фирм, учителя, воспитатели, врачи, медсестры, рабочие, ученые и пенсионеры. Все они являлись родителями детей, обучающихся в Приморском районе.
Анализируя ответы на вопрос о том, кто чаще всего обращается к книгам из семейной библиотеки, было выяснено, что 79% респондентов являются родителями наших детей, сами дети составляют 67% и только 24% относятся к знакомым и друзьям. Это свидетельствует о том, что дети сегодня реже своих родителей берут в руки книги, а обмен книгами с друзьями становится редким. А ведь обмен мнениями о прочитанном с друзьями и знакомыми обогащает нас и наших детей. Давая почитать друг другу ту или иную книгу, мы помогаем открывать истины, использовать накопленные знания и вековой опыт, имеем возможность обсуждать, переживать, грустить, радоваться и пополнять разум добрыми мыслями вместе с нашими друзьями, знакомыми. Это расширяет, углубляет человеческое общение, заставляет вместе находить пути выхода из разных жизненных ситуаций. Книга не только сближает людей, но и является тем украшением жизни, к которому должны стремиться мы и наши дети. Спрашивая о том, какими источниками литературы вы сегодня пользуетесь, 86% отвечающих отметили домашнюю библиотеку, 60% - книжные магазины, а публичной библиотекой пользуются только 15% отвечающих. Такие данные объясняются тем, что сегодня проще купить книгу, чем воспользоваться публичной библиотекой: сегодняшний ритм жизни требует экономии времени. Конечно, в книжном магазине сегодня можно купить любую книгу и с нуля создать прекрасную семейную библиотеку (если позволяют средства). Однако немногие читатели целенаправленно и методично создают свою домашнюю библиотеку. У большинства опрошенных людей домашняя библиотека создавалась стихийно: что-то уже было, что-то появилось, так как необходимо было для обучения в школе, институте, что-то потребовалось для профессиональной деятельности. Какие же издания составляют основную часть домашних библиотек сегодня: 49% - издания «не старше» 50-х гг ХХ века, 42% - издания последних 10 лет, на издания прошлого века падает только 12%. Это говорит о том, что подлинных семейных реликвий в домашних библиотеках сегодня мало, возможно, это объясняется катаклизмами ХХ века.
Какие же книги входят в семейные библиотеки? 92% респондентов ответило, что основную часть их семейной библиотеки составляет классика, 62% и 66% респондентов назвали поэзию, справочники и энциклопедии соответственно, книги полезных советов и рецептов у названы 56%отвечающих, у 85% - учебная литература. 26% отвечающих отмечают другую литературу (философскую, историческую, религиозную и детскую литература). Только 34% опрошенных назвали мемуары. Анализируя эти данные, мы убедились, что большинство респондентов в своей библиотеке имеет классическую и учебную литературу. Эти цифры показывают, что у большинства отвечающих домашняя библиотека содержит книги в основном книги для учебы, а не для души, хотя у каждого из нас существует та первая книга, которую прочли сами, кто-то ее бережет и передает из поколения в поколение. Это живая связь времен. Книга в домашней библиотеке может остаться бесполезной, если ее не полюбить. Никогда не надо винить автора, если книга не интересна читателю, нужно обязательно стараться читаемое, попробовать воспроизвести это в своем воображении. Прочитанная книга порой может научить большему, чем собственный опыт за прожитые годы. А сколько душевной боли мы испытываем, приобретая этот жизненный опыт, а чтение может сберечь нас, не причинив боли, давая возможность стать мудрее. Выбор книг можно сравнить с выбором друзей, это очень важно. Мы ответственны за то, что читаем и делаем. Чтение легких и забавных, словно сахар книжек приятно, но большое потребление сахара, как известно, вредно. Значит нельзя читать только такие книги: происходит просто потеря времени. Книги, трактующие зло, и сами есть зло. Лучше читать книги достойные, тогда душа человека станет лучше и богаче, а человек счастливее. Собирая достойную семейную библиотеку, семья становится богаче. Хочется привести строки из рассказа одного из респондентов Рыжкова Г.: «По сравнению с библиотеками, скажем 19 века, наша домашняя библиотека весьма скромна, в ней насчитывается чуть более 500 книг. Основную часть книг я приобрел сам, она отличается некоторой специфичностью: я всегда увлекался военно-морской историей. Поэтому у меня получилась весьма неплохая подборка книг (в том числе уникальных) по различным эпизодам русско-японской, I и II мировым войнам. Но это только часть библиотеки. Из художественной литературы у нас есть собрание сочинений Я. Гашека, С. Лемма, трилогия В. Обручева, много произведений В. Пикуля. Есть книги, которые достались по наследству. Это классическая и специальная литература. Подводя итог, могу сказать, что у нас есть что почитать и, надеюсь, мои дочки воспользуются нашей библиотекой».
Есть еще один рассказ о домашней библиотеке И.В. Шидловской: «Наша библиотека…Пожалуй звучит слишком громко. Она не так велика и хороша, как хотелось бы. Случайный набор случайных книг. А впрочем, пройдусь-ка по полкам, посмотрю, что там есть. Здесь всякая учебносправочная литература. На очень многие вопросы мы можем найти ответы, не выходя из дома. На следующей полке - книги исторические. Есть детективы и фантастика и, конечно же, книги русских и советских писателей. Вспоминаю, как собирались все эти книги, как приходили в дом - в семье все люди читающие, но уж больно жизнь была нестабильна, чтобы сохранить семейную библиотеку, чтобы переходить из поколения в поколение: воины, переезды. Хотя помню свою бабушку с каким-нибудь французским или немецким романом, постоянно что-нибудь читающего отца. С тех времен стоят книги Чарской « с ятями», Некрасова, Гоголя, А.Толстого, издания 19 века, потрепанные, но дорогие как память, книги-подарки, сказки братьев Гримм 1947 г. издания. А потом был макулатурный бум, тут уж хватали все, что удастся. В советское время много книг привозили из-за границы. Пришли к выводу, что дома надо всегда иметь те книги, которые с удовольствием читаешь и перечитываешь сам, хочешь, чтобы дети твои и внуки прочитали. Вот такой получился беглый просмотр. Случайный набор книг? Да нет, пожалуй, все-таки, наша библиотека!»
Сегодня, когда у многих детей есть компьютеры, музыкальные центры и даже «крутые» иномарки, редко кто из них считает себя полноправным владельцем семейной библиотеки, редко кто испытывает чувство гордости при виде книг, расставленных дома на полках. Взрослым известно, что дети думают сердцем, а не головой и чувства у них сильнее, чем у взрослых. Именно поэтому эмоции занимают особенное место в развитии ребенка. Общепризнано, что художественная литература является наиболее сильным средством в воспитании чувств. Неся в себе эмоциональный заряд, она заряжает эмоциями и читателя. Какие чувства мы хотим воспитать в ребенке? Родителям нужно иметь личностные отношения к тому, что они собирают в своей домашней библиотеке, в том, что предлагают читать ребенку. Обращая внимание на все сказанное, взрослые должны быть готовыми помочь сориентироваться ребенку в выборе литературы для чтения. Имея дома под рукой ту или иную книгу, взрослый должен принять активное участие в выборе, совете и обсуждении книги.