Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Вера Александровна Киселева

ГОУ среднего проф. образования Пожарно-спасательный колледж «Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей»

 

В последнее время становится актуальным обсуждение вопросов, связанных с гражданской идентичностью.Не претендую на абсолютную полноту, но то, что в моей компетенции представлю вашему вниманию.В рамках данной темы я начну с осмысления термина:

«гражданская идентичность», назову этапы и компоненты гражданской идетичности.

Феномен идентичности людей (этнический, гражданский, социальный) в условиях современной нам действительности изучается как отечественными, так и зарубежными историками, социологами, психологами, политологами и специалистами других областей знаний.

Известно, что наш соотечественник этнолог В.А.Тишков (ныне директор Института этнологии),ещё в 1992 году разработал концепцию гражданской идентичности . Эта концепция получила дальнейшее развитие в многочисленных теориях воспитания: М.Н.Губогло,

Л.М.Дробижевой, В.Н.Иванова, Ж.Т.Тощенко, Р.Г.Кузеева, Ф.С.Файзуллина, Д.М.Исхакова, Р.Н.Мусиной, Р.Н.Мухаметшина, Д.З.Хайретдинова.

Итак, гражданская идентичность — это осознание индивидуумом своей государственной принадлежности,своего социального окружения. Здесь очень важными оказываются ценностно-смысловые категории.

Разработаны этапы познания гражданской идентичности:

  1. Категоризация — структурирование индивидом понятным для него способом своего социального окружения.

  1. Гражданская идентификация — индивид находит для себя подходящую структуру или категорию.

  2. Идентичность — полное гражданское отождествление «Я» с выбранной им структурой или категорией.

Гражданская идентичность состоит из таких компонентов:

  1. Когнетивный — знание о принадлежности к данной социальной общности.

  2. Ценностно-смысловой — позитивное, негативное или амбивалентное отношение к принадлежности.

  3. Эмоциональный — принятие или непринятие своей принадлежности.

  4. Деятельностный (гражданская активность) — реализация гражданской позиции в общении и деятельности, участие в социальной деятельности, имеющей общественную значимость.

Мы хорошо понимаем, что в настоящее время первостепенное значение имеет формирование гражданской позиции, воспитание толерантности. Ведь любой человек живет в социуме, является частью своего коллектива, общественной группы, мирового сообщества, наконец.

За 3-4 года обучения в стенах нашего колледжа молодой человек должен состояться, как личность, профессионал высокого класса. Учащиеся — спасатели не только наращивают силу мышц, ловкость, закаляют волю, характер, но и приобретают интеллектуальные способности.Для этого созданы все необходимые условия.У нас довольно хорошая учебно-материальная база.

Колледж располагает удобными кабинетами, многие из которых оборудованы мультимедийными установками. Есть 3 библиотеки, одна из них - электронная, тренажерный и актовый залы, 2 автобуса, снегоход, катамаран, футбольное поле, скалодром, бассейн, тренеровочная башня, барокамера, реально действующая пожарная часть, где проходят студенты-спасатели практику.

Наша цель, используя все возможные средства, реализовать в практике обучения комплексую программу формирования гражданской идентичности личности.

Эта программа разработана с учетом новых государственных стандартов образования на период 2011 — 2015 года. В ней указаны цели и задачи на ближаюшую перспективу, утвержден перечень мероприятий на основе локальных нормативно — правовых документов, согласно которому все подразделения ведут целенаправленную работу.

Накапливается опыт этнической толерантности как основы формирования гражданской идентичности. В колледже обучаются студенты — мигранты, более 56 национальностей, в количесве около 200 человек, поэтому определённую работу проводим и с учащимися — мигрантами.

Занятия по формированию гражданской идентичности организуем используя, как традиционные, так и нетрадиционные формы. Это и тематические беседы, уроки пресс-конференции, уроки — заочные путешествия, уроки — аукционы. Самой распространенной формой считаем тематические беседы, другими словами, дисскусии. Все вопросы, которые задает педагог должны постепенно привести дисскусию к конечной цели, которая поставлена в начале урока. Такая форма заставляет думать, рассуждать, высказывать собственное мнение . Она не только развивает абстракное или образное мышление, но и формирует в душах молодых людей общественные ценности. В конце занятия учащиеся обязательно должны сделать выводы, благодоря которым педагог сможет определить принципы воззрения учебной группы и уровень усвоения материала. На уроках часто исползьзуем разнообразные наглядные пособия, музыкальное и визуальное оформление. Это позволяет более эффективно воспринимать материал урока обущающимися и влиять на их эмоциональную сферу. В кабинете литературы есть компьютер, библиотечка и фонотека великих исполнителей: О. Книппер-Чехова, Ия Саввина, И. Смоктуновский, С. Юрский, Ф. Раневская, В. Качалов,

А. Кторов, М. Ульянов, О. Басилашвили, В. Высоцкий , В Лоновой и др.

Студенты помогают формировать программу из аудиозаписей,рецензируют прослушиваемые произведения великих мастеров сцены.

Сейчас одной из наиболее востребованной педагогической технологией считается «метод проектов». Посути это некая альтернатива классно-урочной системы. Такая технология успешно применяется в нашем колледже. Современный проект учащегося — это дидактическое средство активизации позновательной деятельности, развития креативности и одновременное формирование определенных личностных качеств.

Очевидны преимущества такой технологии, наши студенты стали самостоятельнее, проявлют больший интерес к предметам гуманитарного цикла, появились: позитивный настрой, научная пытливость(поиск информации через Интернет, в электронной библиотеке), коммуникабельность. С помощью технологии(проекта) учащиеся стали дисциплинированными, и самое главное: мы создаем условия для самореализации личности, ведь наши студенты выступают не только как объекты воспитания, но и субъекты социального действия; активные профессионально подготовленные.

Мы считаем,что воспитание терпимости,мелосердия,доброты нет надёжней союзника,чем художественная литература. Ведь каждая страница классики помогает осмыслить жизнь с гуманистических позиций. Все мы знаем , что основным средством воспитательного воздействия на уроке остаётся слово : слово учителя,слово писателя. Общаясь с учащимися определённого возраста, педагог всегда остро чувствует, над какими направлениями нравственного становления и духовного роста необходимо работать. Правда , нам не всегда открыта душа ребёнка и задача состоит в том,чтобы подобрать особые ключи, не навязывая свои идеалы,которые далеки от теперешних ребят. Они должны сами определиться. Сейчас, когда нет никаких идеалогических стержней,всё больше прибегают к библейским заповедям. Я тоже считаю,что это обще человеческие нормы общественного поведения,т.к. Православие в вышней степени отвечает гармоническому духу. (Предлагаю для обозрения 10 заповедей . Слайд) В пример привожу тексты притчи «Луковица» где наказаны: эгоизм,стяжательство , жадность. Чаще — высказывания святых великомучеников, (Слайд. Демонстрация первого философического письмя П.Чаадаева,фрагменты из книги «Сила Божия и немощь человеческая», «Святая юность», «Сказание о святых вождях Земли русской»Е.Н. Погожева (1870-1931).

У наших учащихся часто ощущается как дефицит культуры общения, так и нетерпимости в отношении друг к другу, к старшим. И в то же время большинство ребят щедры душою, бескорыстны, открыты. Есть очень ранимые и глубоко восприимчивые к доброму слову, поступку, дружескому участию. Один из «героев» так объясняет причины юношеской неустроенности в мире взрослых . Много у нас, ребят, ограничений оттого, что мы не знаем,как правильно жить. Некоторые взрослые объясняют спокойно, но больше сердятся. Это неприятно,когда сердятся. Понять трудно,спросить нельзя. И в голову лезут всякие «черные мысли».

Уберечь учащихся от излишнего появления «черных мыслей», помочь понять, что «самого главного глазами не увидишь» и что «зорко одно лишь сердце» - главная задаяа учителя.

Поэтому в своей педагогической деятельности уделяю большое внимание формированию человеческого в человеке.

Назову основные направления в работе:

 
Несколько слов о нащем колледже.
Вашему вниманию предлагаю фильм.
На первое сентября 2012 года в колледже насчмтывалось 1015 студентов, в настоящее время 935, т.к. 75 из них были призваны на военную службу.С гордостью признаю, что наши призывники служат элитных войсках: Президентский полк, ВДВ, МЧС, моторизованная пехота, ВМФ, Космические войска.
Отмечу, отделение спасателей открылось в 2007 году.
 
К 60- летию Великой победы мы разработали образовательную программу : «Условия формирования личности подростка через гражданское, духовно-нравственное и патриотическое воспитание в учреждениях начального и среднего профессионального образования» и стали победителями Всероссийского конкурса образовательных программ, проектов и методических материалов по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся «Растим патриотов России».Были награждены дипломами конкурса первой степени. В настоящее время наш педагогический коллектив реализует рекомендации Комплексной программы формирования гражданской идентичности.
 
  1. Урочная деятельность: уроки русского языка и культуры речи,литературы.

  2. Факультативные занятия по предметам гуманитарного цикла.

  3. Внеклассная работа: тематические экскурсии ,дома-музеи, квартиры-музеи,посещение театров,выставок,концертных залов.(Слайд. Отчёт об эскурсии.Отзыв с описанием общей экспозицией музея)В колледже есть фотогалерея — это творческие работы студентов.Проводятся встречи с поэтами Санкт-Петербурга и участниками исторических событий (ветеранами В.О.в., блокадниками).(Слайд:творческие отчёты об увиденном и услышанном)

Русский язык как учебный предмет несёт черезвычайно высокую познавательную сущность.Привитие чувства любви к родному языку,осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизама — наша задача.

Ещё К.Д.Ушинский говорил: «Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова,их сложения и видоизменения,но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей,чувств, художественных образов, логику и философию языка...Таков этот великий народный педагог — родное слово».Как видим , язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа.

Работа над формированием гражданственности и патриотизма проводится в каждой группе на всех отделениях. Однако, объем работы различен и зависит от общей подготовки учащихся ,от индивидуальных способностей каждого, от специфики программного материала по русскому языку и литературе с учетом межпредметных связей и краеведческого компонента. Так, если на первом курсе мы говорим о языке,как важнейшем средстве общения, о том,как появился язык, какие условия этому способствовали,то на втором курсе ставим более серьезные задачи. Это разговор о культуре речи, о причинах включения русского языка в состав мировых языков. Мы имеем ввиду все параметры: политические,научные,культурно-историческе,лингвистическе. Это и стилевые особенности речи, нормативный, коммуникативный и этический аспекты. Это вклад известных лингвистов в развитие культуры родного языка. Упор делаем на реферативные самостоятельные разработки по различной тематике.

Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые сами студенты подбирают,эстетически оформляя свои задания,а затем используют при изучении различных тем. Например, в теме : «Тире между подлежащим и сказуемым» - Родная страна — мать,чужая- мачеха.Родина — мать,умей за неё постоять. Тема: «Прилагательные полные и краткие» - Своя земля и в горести мила. Глупа та птица,которой своё гнездо не мило. Используем фразеологизмы, которые воспитывают чувство собственного достоинства,мужество, смелость,гуманизм, взаимопонимание : « Чужая душа — потёмки, дал слово — держи , в руках всё горит, от себя не убежишь, ни рыба,ни мясо, крепкий орешек, быть в прекрасной физической форме, выпасть на долю, разделяй и властвуй» и т.д.

С особой теплотой многие студенты и учащаяся молодежь относятся к теме родной природы, её красоте и неповторимости. Образцы описания русского леса,степи,сада,горных вершин, мы находим на страницах произведений А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, Н.А.Некрасова, М.М.Пришвина, И.А.Бунина, С.А.Есенина, А.А.Блока, В.П.Астафьева, М.М.Цветаевой, Б.Л.Пастернака и других. Подготовленное выразительное и осмысленное чтение наизусть,а так же последующий анализ стихотворений о Родине, родной природе даёт возможность обучающимся прочувствовать эмоциональное сотосяние поэта через описание картин природы т передать свое восприятие и отношение к окружающему миру, развивают воображение, умение видеть и слышать природу, стремление постичь тайны цвета, освещения, звука, формы.Предлагаю по тексту выразить свои ассоциации с музыкой, живописью(Студенты самостоятельно создают музыкальный фон,фонотека,на столах фломастеры и цветные карандаши).

Любовь к своей Родине проявляется и в умелом обращении с русским языком : в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевой этикет.

Большое внимание уделяем работе со словарями и словарно-справочной литературе.В кабинете литературы есть все известные виды словарей, : и лингвистические ,и энциклопедические.Предлагаю задания : Найти в толковом словаре определения или статьи, посвященные словам : «патриот, патриотизм, родина, нерой, героизм, отвага, доблесть, мужество, подвиг». Что объединяет эти слова?Напишите мини-сочинение о патриотизме.(Слайд.Демонстрация 2-3 творческих работ)

Мы говорим детям, что сейчас , как никогда, надо беречь и развивать язык, совершенствовать и возвышать его как средство общения, орудие мысли, тогда поднимется и уровень культуры, будет накапливаться богатство добрыг отношений между людьми, будут укрепляться нравственные устои жизни.(Слайд. М.Горький.)

Он писал: «В истории развития литературы европейской наша юная литература представляет собою феномен изумительный;я не преувеличу правды,сказав что ни одна из литератур Запада не возникла к жизни с такою силою и быстротой,в таком мощном,ослепительном блеске таланта. Никто в Еропе не создавал столь крупных , всем миром признанных книг, никто не творил столь дивных красот при таких неопесуемо тяжких условиях... нигде на протяжении неполных ста лет не появлялось столь яркого созвездия великих имён , как в России , и нигде не было такого обилия писателей мучеников, как у нас.

Наша литература наша гордость,лучшее что создано нами как нацией. В ней вся наша философия, в ней запечатлены великие порывы духа, в этом дивном, сказочно быстро построенном храме по сей день ярко горят умы великой красы и силы, сердца святой чистоты... »

Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладают предметы гуманитарного цикла и как уже упоминала особенно «Литература». В настоящее время изменился подход к осмыслению содержания

художественных произведений. Преподавание литературы направелено на достижение основных целей:становление достойных современнного человека ценностных ориентаций,формирование гуманитарного стиля мышления, творческой деятельности в процессе приобщения к достижениям культуры. Мы делаем окцент не столько на формирование литературоведческих, читательских умений,сколько на осмысление нравственно-этической составляющей предмета, самовоспитания,самообразования учащихся.

При изучении творчества А.С.Пушкина на 1 курсе уже в начале учебного года формулируем задания таким образом, чтобы студенты могли увидеть в Пушкине поэта и писателя, протестовавшего против гнёта самодержавия, размышлявшего о судьбе родного народа и его роли в прошлом России. На таких уроках проводим анализ текста (фрагмента), используем сопоставительную характеристику героев, беседу по конкретным вопросам к теме, сообщения по ранее составленному плану, устный рассказ по одной из иллюстрации, изложение и элементами сочинения.(Слайд. Высказывания А.С. Пушкина)

В стенах нашего колледжа студенты получают и дополнительное образование,они не только осваивают смежные профессии ,но и имеют возможность выбрать факультативные занятия, например, по литературе « Поэзияя серебряного века». При изучении творчества поэтов символизма, акмеизма, футуризма и имажинизма особый упор делается на изобразительно-выразительные средства, на формирование навыков риторики, умению формулировать свои мысли, на воспитание любви к поэтической речи.

Жизнь не стоит на месте. И во внеклассной работе появляются новые формы, более ориентированные на современную действительность. Ежегодно в колледже проводятся декады посвященные Дню толерантности, Международному дню родного языка, юбилеем писателей,знаменитых людей.Как правило в них активное участие наше студенчество: самостоятельно готовят индивидуальные сообщения, доклады, рефераты, подбирают вопросы к викторинам, приносят презентации. Участие студентов в подготовке и проведении мероприятий формирует их социальную активность, помогает развивать способности дать таланту вырватся на свободу, стать человеком творческим, думающим, человеком с большой буквы. На протяжении последних десяти лет ежегодно учащиеся нашего колледжа выступают в качестве актёров,либо чтецов в городских конкурсах во Дворце молодёжи. Вместе готовим сценарии , сами шьём костюмы ,выбираем необходимые атрибуты.

Помимо этого проводим тематические классные часы: « И мы сохраним тебя русская речь». «Триста лет М.В. Ломоносову», « Символы государства», « Никто не забыт, ничто не забыто», «Спорт-сила и мужество», «Исторические прогулки по Ленинграду- Петербургу», «Чтобы помнили...», «Атланты держат небо на каменных руках».(Слайд.Перечень тем классных часов по теме)

Воспитать гражданина не возможно без уважения к истории своего Отечества, без ощущения причастности делам предков.

Я и мои коллеги в колледже накопили методический опыт по проведению воспитательных мероприятий гражданско-патриотической направленности.Это оригинальные и увлекательные сценарии классных часов, интеллектуальных игр,торжественных праздников.Разнообразные по форме, содержанию и особенностям подготовки мероприяти помогают реализовать программу по формированию нравственных ориентиров.

Я имею жизненный багаж из положительных примеров и фактов личной жизни. Всегда стараюсь говорить о позитивном, никогда в полемике не навязываю свою точку зрения, поэтому личный пример- это тоже эффективное средство воспитания и чувства собственного достоинства, и уверенности в себе,и ответственности.

Нашим детям предстоит жить в мире, отличном от мира их родителей. Мы понимаем, что необходимо, не только передать опыт молодым, но и воспитать в них самостоятельность, инициативу, профессионализм и социальную ответственность, найти свое место в непростом будущем.

Проблема гражданской идентичности- это проблема здоровья нации.

Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь к своей стране, преданности ей, в осознанном желании и готовности стать на защиту Отечества по примеру своих предков. Хорошим подспорьем в этой работе является правильный подбор дидактического материала. В процессе проведения обучающих диктантов, изложений предлагаю учащимся определить основную мысль текста, тему, позицию автора. Надо акцентировать внимание на тех мыслях и чувствах,которые формируют патриотизм и гражданственность, например : по фрагменту из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» спрашиваю : Как проявилась храбрость русских людей,их верность Отчизне?Что помогло армии М.И.Кутузова одержать победу над врагом?Смогли бы вы поступить так же,как А.Болконский или Т.Щербатый?
 
Привитию навыка культуры общения отводятся специальные упражнения. Даём задания : Составить предложения, используя обращения к другу(подруге),вашим родителям,знакомым,соседям,разным людям со словами «Будьте добры», «Будьте любезны».Следующий этап — найдите ошибки в употреблении предлогов и падежей существительных,также речевые ошибки в предложениях.Инетерсно проходят занятия на вторых курсах по редактированию текста. Даю не верно сформулированные предложения,а учащиеся определяют тип ошибки и правильно записывают данное предложение .(На экране-слайды чередуются тексты,отдельные предложения).
 
Не оставляем без внимание устное народное творчество, так как оно содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма.Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины. Они отражают народные идеалы,богатырскую силу, ум, находчивость, смекалку. Образцы таких текстов учащихся находят в древнерусской литературе, в произведениях нашей классической многонациональной литературы XIX-XX вв. Широко используем материалы краеведения.
 
Признаюсь, не всегда уроки приносят удовлетворение. Трудно вызвать интересс к чтению многотомных произведений, увлечь студента работать с книгой не всегда удаётся, но выход найден. Творчество маститых художников слова изучаем фрагментарно. Слабым предлагаю не большие тексты, к ним прилагаются задания и вопросы, ответив на которые студент получает элементарные представления о художественном произведении и об этической составляющей рассматриваемых текстов.Студенты охотно отбирают произведения для сборника : Русский поэтический авангард,собирают материаллы для портретной галереи , терминологического словарика.
 
Кроме ценностного и эмоционального компонента мы активно реализуем и деятельностный, который, как известно, определяет условия формирования основ гражданской идентичности личности. Это прежде всего выработка высоких профессиональных навыков, участие в самоуправлении. У нас созданы и функционируют: Совет колледжа, Студенческий совет; проводим дежурство в группах; студенты участвуют в молодежных общественных организациях. Это и волонтерское движение- «Экологический десант» (группа студентов получила кубок за активную работу.), донорство- студенты добровольно сдают кровь. Студенты образовали группу- «Автоспас», «Сегодня - призывник, завтра - защитник Отечества». 18-летние учащиеся и студенты реализуют свои гражданские права, участвуя в выборах. Осуществляется социальное партнерство. Мы оказываем помощь сиротам, малоимущим студентам, взяли шефство над детьми детского дома №13, постоянно сотрудничаем с Дворцом молодежи, с военкоматами города, администрацией Невского района- сектором молодежной политики, МЧС,спортивными клубами,Интернет - клубами.
 
 
 

Дорогие коллеги!

Я рассказала о том ,что характерно для моего опыта в условиях подготовки молодёжи к трудной службе — служению Родине.

 
Желаю вам успеха в этом непростом деле!

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»