Проектная работа на уроке технологии
учителя технологи ГБОУ СОШ № 164
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Учебник (УМК): Н.В.Синица, В. Д.Симоненко. Технология. Технология ведения дома.
Тема урока. «Творческий проект», урок № 1 из раздела «Проектная работа на уроке технологии»
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: обучение процессу проектирования с использованием алгоритма построения проекта; развитие интереса к исследовательской деятельности и творческому отношению к делу; овладение практическими навыками при изготовлении материального объекта (изделия)
Задачи:
- создание условий для понимания учащимися причинно-следственных связей при выполнении проекта;
- качественное усвоение знаний и умений;
- развитие потребности пополнять свои знания и умения на протяжении всей жизни.
Планируемые результаты:
Познавательные: понимание термина «творческий проект», его основных этапов, умение пользоваться различными источниками информации;
Регулятивные: развитие инициативы и творческого отношения к делу в процессе создания материального объекта, особенно способности к самооценке при обосновании проекта, его конструировании и расчете себестоимости;
Коммуникативные: умение учащихся сотрудничать с учителем и одноклассниками, развитие толерантности мнений при обсуждении оптимальных вариантов, а также защите проектов;
Личностные: способствование умению ставить цели, самостоятельности в планировании деятельности, овладение информационные, коммуникативными и трудовыми компетенциями при достижении этой цели. Ответственность в индивидуальном выполнении проекта;
Перечень условий для проведения урока:
Оборудование: мультимедийный проектор, слайды, бумага, карандаши
Наглядно-демонстративный материал: таблица «Алгоритм выполнения проекта», готовые проекты учащихся прошлых лет.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, репродуктивный (по заранее определенному алгоритму)
Этап урока |
Деятельность уч-ся |
Деятельность учителя |
Методический комментарий |
1.Организационный этап | Настройка учащихся на положительную эмоциональную мотивацию при изучении нового материала. | Урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД) | |
2.Постанов- ка цели и задач, мотивация учебной деятельности учащихся |
На личностно-значимом уровне выработка у учащихся готовности к реализации требований к учебной деятельности («хочу») и создание ориентированной основы «надо», «могу» | Объявление цели и задач. Вводная беседа с разбором понятия «творческий проект» и его основных элементах. Демонстрация проектов на бумажных носителях и показ слайд-презентаций. | Перспективно-побуждающие мотивы. Подготовка мышления учащихся к осознанию потребности к проектной деятельности. |
3.Актуализация знаний. Первичное усвоение новых знаний. | Учащиеся должны научиться пошагово выполнять проект, ориентируясь на эталонный. |
Используя таблицу «Алгоритм выполнения проекта», объяснение значение слова алгоритм и изложение основных этапов выполнения проекта. (Приложение № 1) |
При построении алгоритма выявляются возможные причины затруднений учащихся при личном проектировании. |
4. Первичная проверка понимания темы урока. | Определение темы личного проекта учащегося. Выстраивание алгоритма этого проекта, сравнивание его с эталоном. |
Обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, выбираются оптимальные (банк идей проектов). (Приложение № 2) |
Учитель направляет обсуждение на обоснование проекта, расчет себестоимости, дальнейший конкурс и защиту проектов |
5. Первичное закрепление знаний. | Практическая работа. Учащиеся составляют предварительные расчеты экономической эффективности своих проекта, а также выбор материалов, технических средств. | Контроль деятельности учащихся. Индивидуальная коррекция недочетов и ошибок. | Используется индивидуальная форма работы и деятельностный метод, где ученик получает знания в процессе составления собственного проекта. |
6. Контроль усвоения, знаний обсуждение допущенных ошибок. | Работа в группах. Учащиеся обмениваются работами с соседом по парте и оценивают их по критериям, написанным учителем на доске. | Диалоговое (коммуникативное) сотрудничество, где путем сравнения сильных и слабых сторон представленных проектов, определяются типичные ошибки и пути их устранения, совершенствование знаний и умений уч-ся. | Учитель организует закрепление знаний. Использует формы самоконтроля и взаимоконтроля. Также применяется «ситуация успеха» и учитель поощряет позицию учащихся, принимает иное мнение |
7.Информа-ция о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Учитель предлагает домашнее задание с учетом индивидуальных возможностей по сложности и трудоемкости. | ||
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) | Самооценка о том, что удалось, какими новыми знаниями и умениями овладели уч-ся. Рефлексия чувств, эмоций. | Анализ и содержание итогов работы. Степень соответствия с целью и задачами урока. | Намечаются дальнейшие цели деятельности. |
Приложение № 1.
Алгоритм выполнения проекта.
Титульный лист.
Оглавление.
Глава 1. Исследовательский этап.
1.1 Обоснование выбора проекта
1.2 Историческая справка
Глава 2. Технологический этап.
2.1. Конструкция изделия. Эскиз.
2.2 Оборудование, материалы, инструменты, приспособления.
2.3 Технология изготовления.
Глава 3. Заключительный этап.
3.1 Расчет материалов и денежных затрат (экономический расчет)
3.2 Анализ проделанной работы, выводы. Самооценка.
3.3. Фотография изделия. Реклама.
Библиографический список использованной литературы.
Приложения.
Приложение № 2
Руководство по написанию проекта.
Глава I. Исследовательский этап
Обоснование выбора темы проекта (ответить на вопросы в тетради)
- что я умею?
- что смогу сделать?
- что я буду делать?
- почему именно эта тема меня заинтересовала?
- зачем?
- для кого (чего)?
- возможно, работой двигает экономическая выгода (продам);
- хочу подарить, а денег нет, чтобы купить что-то готовое;
- возможно, это очень модная деталь современного гардероба или интерьера;
- давно куплены и лежат материалы, мешаются в шкафу;
- давно хотелось сделать что-то своими руками, но не было повода или толчка;
- есть идея оформления работы, которую давно хотелось использовать на практике и т.д.
(повествовать от первого лица, допустим: я могла бы сшить, сплести, но я буду вязать шапку, т.к. ...)
Историческая справка.
Глава 2. Технологический этап
2.1 Конструкция изделия (эскизы, чертежи, схемы)
- Какова форма и размеры изделия.
- В каком стиле оно изготовлено.
- Будет ли оформление изделия сочетаться с окружением из других предметов.
- Рассказать о процессе изготовления выкройки (конструирования изделия).
2.2 Оборудование, материалы, инструменты, приспособления
Какие материалы понадобятся при выполнении работы.
Какие необходимые инструменты и оборудование.
что? какое? для чего? (описать, перечислить)
2.3 Технология изготовления
Последовательность выполнения работы, полное, но компактное описание всех своих действий от самого начала практической работы до ее завершения (подтверждение - фото)
Глава 3. Заключительный этап
3.1 Расчет материалов и денежных затрат
1) приблизительные, предполагаемые расчеты до начала работы
2) действительные денежные затраты на приобретение материалов
3) итоговая себестоимость изделия
4) вывод, целесообразность, возможная экономия (сравнение суммы затраченных средств и итоговой себестоимости готового изделия со стоимостью аналогичного изделия в магазине (на рынке)
3.2 Анализ проделанной работы, выводы. Самооценка
Опишите преимущества изделия по отношению к ранее существующим образцам
Изменился ли ваш способ решения проблемы и изделие в ходе его практического выполнения и почему?
С какими трудностями вы встретились при работе над проектом и как решали эти задачи.
Успешным ли было предложенное вами решение проблемы?
В чём прелесть эксклюзивности изделия?
Каковы его положительные стороны и недостатки?
Чему научилась за время работы?
Достигнута ли цель?
Не обязательно отвечать на все вопросы!
Библиографический список используемой литературы.
Алфавитный список по порядку фамилий авторов или заглавий
(№, название, автор, город, год издания, страница или ссылка на адрес сайта)
Приложение № 3.
Банк идей проектов для 5 классов.
Кулинария
"Пищевые добавки-благо или зло?
«Тайны кулинарного искусства».
Материаловедение
Его величество Ситец
Весёлые лоскутки
Русский лён – современный шёлк
Конструирование и моделирование
«Дитя солнца» - хлопок в быту и производстве
"История русского народного костюма".
Тайна бабушкиного сундука
Технология изготовления швейного изделия
" Вы полагаете, всё это будет носиться? Я полагаю, всё это следует шить…».
" Вы полагаете, всё это будет носиться? Я полагаю, всё это следует шить…».
«Главное, чтобы костюмчик сидел…».
Декоративно-прикладное творчество
"Тряпичная кукла".
"Подарки из слоеного теста"
Вышивка – древнее рукоделие
Технология ведения дома. Интерьер жилого помещения.
Интерьер и планировка моей кухни-столовой
"Комнатные растения и их роль в озеленении помещения"