Трудовое воспитание в школе и дома в условиях современного мира
Крахмальная Ирина Николаевна
Аннотация: Трудовое воспитание в начальной школе имеет приоритетное значение. Ведь цель школы не только научить читать, писать и бегло разбираться в основных дисциплинах, но и выпустить из своих стен гармоничную личность, готовую к самостоятельной жизни, способную приносить пользу людям, а не удовлетворять свои потребности за чужой счет. В статье рассматривается значение трудового воспитания в школе и дома в условиях современного мира.Ключевые слова: трудовое воспитание, современная школа, труд как средство воспитания, трудолюбие, мотивация, потребность, физический труд.
Век передовых технологий, современных гаджетов... Время, когда почти каждый ученик мечтает работать в ИТ-индустрии. Время, когда человека во всех сферах жизни готовы заменить умные машины. Нужно ли в таких условиях трудовое воспитание? И как понимать сами термины «трудовое обучение» и «трудовое воспитание»?
Трудовое воспитание, о котором с ностальгией вспоминают ученики советской школы, в конце XX в. было подвергнуть жесточайшей критике со стороны «прогрессивной общественности». Кратко: претензии к этой сфере образования сводились к тому, что нельзя эксплуатировать учеников, заменяя труд уборщиц, обучение работе на станке не поможет будущему бухгалтеру, бессмысленность шитья фартуков и сколачивания табуреток может привести к снижению интеллекта одаренных детей.
В самом общем значении содержание трудового воспитания заключается в практическом усвоении подрастающим поколением социальных ценностей общества, позволяющем всесторонне участвовать в его жизни на основе общественно полезного и производительного труда. Отсюда — цель трудового воспитания: развитие сил и способностей подрастающего поколения для активной творческой деятельности, осуществления профессионального и жизненного самоопределения с максимальной пользой для общества, с полной самореализацией возможностей, особенностей, дарований.
Достижение этой цели осуществляется совместными усилиями семьи, школы, общественных организаций путем решения следующих задач [3, с. 167].
1. Формирование убеждения в необходимости труда, воспитание взгляда на труд как на потребность каждого человека.
2. Развитие интереса и любви к труду; воспитание такой черты характера, как трудолюбие, что возможно только при условии появления интереса к труду.
3. Вооружение детей, подростков, юношей разнообразными трудовыми умениями и навыками и на этой основе воспитание у них привычки к труду, к трудовым усилиям.
4. Воспитание уважения к людям труда. В некоторых семьях дети пренебрежительно относятся к людям простого физического труда. Как правило, это бывает там, где дети освобождаются от всяких трудовых обязанностей. Воспитание уважения к людям труда — важная задача и семьи, и школы.
Всегда считалось, что основы трудового воспитания закладываются в семье. Совместная работа родителей и детей, честное, добросовестное отношение к работе учат детей уважать, любить труд. Только в семье ребенок постигает смысл того, что трудом создаются ценности, что труд является одним из важных условий формирования образа жизни человека, развития и совершенствования личности. В идеале родители должны донести до ребенка, что от природы все люди относительно одинаково владеют рабочими качествами, но насколько интереснее, счастливей живут те люди, которые многое умеют делать.
Физический труд — это выход из зоны комфорта, как говорят психологи. Как заставить себя выполнять грязную, непрестижную, монотонную, неинтересную (уборка, сантехническое обслуживание, труд на конвейере) работу? Перед системой образования стоит задача мотивировать выпускников на выполнение разной работы как необходимости. Формирование волевой сферы учащегося, умения руководить своими желаниями, расставлять приоритеты — важнейшая задача системы общего среднего образования. Оберегая детей от трудностей, родители оказывают им плохую услугу.
В настоящее время образовательная область, в которой происходит целенаправленное трудовое воспитание, называется «Технология». Задачу реализации ее содержания Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определяет следующим образом: «Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности» [5].
Предметнымрезультатом уроков технологии должно стать «получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества» [5]. В перечне планируемых личностных результатов речь, в частности, идет о «наличии мотивации к творческому труду» [5]. Все эти и другие положения ФГОС НОО определяют обязанность учителя рассказывать учащимся о том, как трудятся другие люди, какое значение этот труд приобретает для жизни ребенка, как интересно трудиться творчески, создавая что-то неповторимое.
Но, к сожалению, навык ежедневной полезной деятельности в процессе решения задач ФГОС НОО не формируется. В результате младшие школьники часто лишены возможности научиться выполнять простейшие правила: поднимать обрывки бумаги с пола после создания аппликации, наводить порядок на столе или в комнате.
Правильно организованная трудовая деятельность младшего школьника может дать ему позитивный опыт применения творческих способностей. Каждый учитель знает, что беседа с проблемным ребенком будет намного эффективнее, если она сопровождается совместными несложными бытовыми занятиями, например поливом цветов.
В ходе организации трудового воспитания в начальной школе решаются особые возрастные задачи:
— воспитание положительного отношения к труду и его результатам;
— освоение навыков организации труда;
— развитие начальных представлений о профессиях, ответственности и реалистичной самооценки, осознание важности правильного выбора профессии;
— формирование первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества и взаимопомощи [2].
На протяжении последних 50 лет значительно изменились условия жизни людей в нашей стране: все меньше остается тяжелого физического труда, доступно практически любое образование как у нас в стране, так и за рубежом, физический труд перестал быть средством к существованию. Однако проблемы трудового воспитания по-прежнему актуальны.
Трудовое воспитание в семье, в учреждении образования остается таким же значимым, как и 50—100 лет назад. Оберегая детей от посильного труда, им оказывают, по сути, «медвежью услугу»: затянувшийся инфантилизм, неготовность к осознанным решениям, неразвитость волевой сферы личности, боязнь трудностей и неготовность их преодолевать. Поиск современных подходов в воспитании трудолюбия, навыков самообслуживания, подготовка к выбору будущей профессии — вот основные слагаемые педагогической деятельности учреждения образования и семьи.
Список литературы
1. Трудовое и профессиональное обучение в средней школе / Под ред. И.И. Пирогова. - М.: Приор, 2018.
2. Трудовое обучения в школе / Под ред. М.А. Мамонтова. - М.: Юнити, 2015.
3. Макаренко, А. С. Школа жизни, труда, воспитания : учеб, книга по истории, теории и практике воспитания : в 2 ч. Ч. 2. Письма, разработки, книги-очерки, статьи 1928-1932 гг. / А. С. Макаренко ; сост. и коммент. А. А. Фролов, Е. Ю. Илалтдинова. — Н. Новгород : Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2017. — С. 368-374.
4. Макаренко. Альманах. — 2016. — № 1. — 208 с.
5. Мошнина Р.Ш., Батырева С.Г. Оценка эффективности организации внеурочной деятельности младших школьников // Начальное образование. 2013. № 5.