Применение проектной деятельности на уроках технологии в основной школе
Калюник Татьяна Анатольевна
Не в количестве знаний заключается образование,
а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь.
А. Дистервег
а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь.
А. Дистервег
Образование является составной частью культуры человека и общества. Поэтому, чтобы выявить основные черты образования, необходимо проанализировать особенности культуры, в рамках которой оно развивается.
Сегодня понятие культуры охватывает все стороны деятельности человека и общества. Поэтому различают политическую, экономическую, правовую, нравственную, экологическую, художественную, профессиональную и другие вилы культуры. Фундаментальным компонентом общей культуры является технологическая культура.
Технологическая культура, являясь одним из типов универсальной культуры, оказывает влияние на все стороны жизни человека и общества. Она формирует технологическое мировоззрение, в основе которого лежит система технологических взглядов на природу, общество и человека. Составной частью ее является технологическое мышление, связанное с обобщенным отражением индивидом научно-технологической среды и мыслительной способностью к преобразовательной деятельности.
Технологическая культура оказывает свое влияние на задачи и содержание образования подрастающего поколения. В системе общего образования осуществляется и технологическая подготовка учащихся, целью которой является формирование технологической культуры и готовности к преобразовательной деятельности с использованием научных знаний.
В осуществлении этой задачи особое место в психологии и педагогики отводят урокам технологии. Основная особенность, которой, преобладание практической деятельности, направленная на преобразование предметной реальности. Реализация технологической подготовки в трудовом обучении способствует интеграции репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности учащихся, соединяющая работы рук с работой головы. Трудовая деятельность становиться источником знаний, стимулом познавательных интересов, жизненной потребностью, что способствует формированию активной жизненной позиции, развитию логического мышления, научному пониманию явлений и фактов объективной реальности.
Педагогическими целями использования компьютерных технологий в процессе изучения курса "Технология ” является развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества; развитие творческих способностей при использовании современного программного обеспечения для решения познавательных задач и формирования операционного мышления, направленного на совершенствование навыков работы на компьютере; развитие коммуникативных способностей и навыков исследовательской деятельности; обновление содержания предмета и углубление межпредметных связей.
Творческое проектирование или выполнение творческих проектов занимает в программе образовательной области "Технология" видное место. Под творческим проектом понимается учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которого ими создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Слово "творчество" происходит от слова "творить", т.е. в общественном смысле это означает "искать", изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном.
Творческий проект - это учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которой ими создается продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.
По определению проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического и материального продукта. Это всегда творческая деятельность. Современный проект это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование личностных качеств:
- умение самостоятельно конструировать знаний,
- умения ориентироваться в информационном пространстве,
- критически мыслить, умения работать в группе,
- дисциплинированность.
Проект всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся, которую выполняют в течение определенного отрезка времени.
Любая деятельность состоит из следующих элементов: потребность – мотив – цель – задача – действие – операции.
К определенной деятельности субъекта побуждает обычно не какой-то один мотив, а совокупность противоречивых мотивов, образующих мотивацию данной деятельности.А потребность есть состояние человека отражающее его нужду в чем-либо.
Деятельность обучающихся при выполнении проектов соответствует общей структуре проектирования. Основными этапами проектной деятельности является:
организационно-подготовительный, технологический, заключительный.
На организационно-подготовительном этапе перед учащимися ставится проблема осознания нужд и потребностей человека, общества.
На этом этапе обучающийся осознают, зачем и для чего необходим проект по той или иной теме производственного обучения. Какова основная задача предстоящей работы. Определяют цель итогового продукта, который носит социальный или личностный характер. Обобщают изученный материал, тем самым включая его в общую систему своих знаний и умений.
Завершающим элементом этого этапа является планирование технологии изготовления, где обучающиеся осуществляют такие действия как: подбор инструментов и оборудования, определения вида сырья, последовательности технологических операций, осуществляют оптимальный выбор технологии изготовления изделия.
Средствами деятельности выступают их личный опыт, опыт мастера, родителей, а также все инструменты и приспособления, которыми пользуются обучающиеся при разработке проекта.
Результатами деятельности является приобретения новых знаний, умений и готовые графические и технологические документы. На протяжении выполнения этого этапа обучающиеся производят самоконтроль и самооценку своей деятельности.
На технологическом этапе обучающиеся выполняют технологические операции, корректируют свою деятельность, производят самоконтроль и самооценку работы слайд
Целью этого этапа является качественное и правильное выполнение трудовых операций в соответствии с техническими условиями на выполнения работ. Предметом деятельности является материальный продукт, знания, умения и навыки. Средством исполнения – инструменты и оборудование, с которыми работает обучающийся.
Результатом этого этапа является приобретение знаний умений и навыков. Законченные технологические операции являются промежуточными результатами деятельности обучающегося.
На заключительном этапе происходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта. Обучающиеся производят экономические расчеты, анализируют проделанную работу, устанавливают достижение своей цели, каков результат их труда. В завершении всего обучающиеся защищают свой проект в условиях мастерской . все итоги заносятся в таблицу и выставляется итоговая оценка на основе оценки мастера и обучающихся по критериям предъявленному проекту.
Критериями оценки проекта могут быть:
- Конструктивные критерии – прочность, надежность , удобство использования, соответствие модели назначению;
- технологические критерии - количество используемых деталей, оригинальность применения и сочетание материалов, их долговечность, расход материалов, стандартность технологии, необходимое оборудование, сложность и объём выполненных работ, расход энергии при производстве;
- экологические критерии – возможность использования отходов производства, загрязнение окружающей среды при производстве;
- эстетические критерии – оригинальность формы, композиционная завершённость, цветовое решение, стиль, дизайн;
- экономические и маркетинговые критерии – потребность в данном изделии на рынке, практическая направленность, возможность массового производства, финансовые затраты, уровень продажной цены, вид рекламы;
Проектная деятельность стимулирует истинное учение самих учеников, потому что оно:
- личностно-ориентированно;
- использует множество дидактических подходов;
- самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлечённость в работу по
мере её выполнения;
- поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной и психомоторной
областях на всех её уровнях;
- позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.
Проектная деятельность содержит в себе большие возможности для развития творческих способностей и развитие познавательной деятельности.
Выполняя проекты, обучающиеся на собственном опыте составляют представления о жизненном цикле изделия – от рождения замысла до материальной реализации и использования на практике.
При проектировании приобретается опыт использования знаний для решения поставленных задач, когда имеется дефицит или избыток данных, отсутствует эталон решения. В связи с этим учащимся предоставляется возможность приобретения опыта творчества, т е комбинирования и моделирования известных решений для достижения нового результата, диктуемого изменяющимися внешними условиями. Проектирование позволяет достигать повышения уровня коммуникабельности обучающихся.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения. Реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Формировать и развивать профессиональные компетенции: применение знаний, умения находить причинно-следственные связи, сделать выбор из представленной информации, критически и творчески мыслить, генерировать новые идеи, анализировать, составлять алгоритм действий, аргументировать выводы, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, самостоятельно работать над созданием проекта.
Информационные технологии позволяют решить следующие задачи на уроке: обеспечение обратной связи в процессе обучения; обеспечения индивидуализации учебного процесса; повышение наглядности учебного процесса; организации коллективной и групповой работы.
Использование информационных технологий на уроках технологии позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повысить творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся.
Школьники всех возрастных групп должны на уровне своего понимания постигать тактику действия при решении не детерминированных (часто репродуктивных), а вероятностно-статистических (нередко лишь с угадываемыми результатами и гибкими их достижения) задач, формировать расширяющиеся представления о содержании проектов различной сложности.
При проектировании приобретается опыт использовании знаний для решения так называемых некорректных задач, когда имеется дефицит или избыток данных, отсутствует эталон решения. Таким образом, предоставляется возможность приобретения опыта творчества, т.е. комбинирования и модернизации известных решений для достижения нового результата, диктуемого изменяющимися внешними условиями.
Применение метода проектов способствует возникновению такого взаимодействия и отношений школьников между собой, с взрослыми, при которых для достижения цели реализуются творческие усилия личности, не только достигается запланированный результат, но и происходит развитие внутреннего мира растущего человека. Воспитательная роль проектирования зависит от отражения этих трудовых отношений в духовной жизни учащихся, в преломлении их в мыслях и чувствах, в широте и глубине волевых усилий личности. Воспитание любви к труду как стержень трудового воспитания в целом возможно только тогда, когда ребенок проникнется красотой отношений между людьми, возникающих в трудовом процессе.
На каждом этапе проектирование должно соединять мысль ребенка с действием и действие — с мыслью, культуру гуманитарную — с культурой технической, труд — с творчеством, художественную деятельность — с проектированием и конструированием, технологию - с оцениванием экономических, экологических и социальных последствий преобразования предметного мира.
Задача проектирования - сформировать у учащихся систему интеллектуальных и общетрудовых знаний, умений и навыков, воплощенных в конечные потребительские предметы и услуги, способствовать развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности. В процессе выполнения проектных заданий учащиеся должны приобрести различные умения (которые будут, конечно, иметь разные уровни успешности в зависимости от половозрастных и индивидуальных особенностей).
Применение компьютерного обучения рекомендуется использовать при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения. Поскольку компьютерные технологии представляют собой совокупность методов и технических средств, расширяющих знания учащихся и развивающих их возможности по управлению техническими процессами, то представляется весьма актуальным использовать данные технологии для более эффективного обучения школьников, в том числе и исследовательской деятельности, в разработке и создании проектов. Используя компьютерные технологии, учащиеся могут реализовать свои творческие возможности в качестве исследователя, художника-дизайнера, аниматора, стилиста, инженера, конструктора и пр. в виртуальной форме. В организации исследовательской деятельности учащихся с применением компьютерных ресурсов наиболее целесообразным является Internet, обладающий огромным информационным потенциалом. Однако проблемы поиска и отбора необходимой для исследования информации во многом зависят от умения осуществлять информационный поиск в сети Internet (поскольку в сети насчитывается более 6 млрд. документов по самым разным проблемам). И это умение необходимо развивать.
В организации проектной деятельности ресурсы Internet могут быть использованы как:
• источник получения информации;
• способ общения с партнёрами, единомышленниками;
• инструмент участия в сетевых проектах.
По мере развития телекоммуникаций и создания глобальных информационных сетей всё активнее проявляется потребность в обучении правилам и навыкам навигации в информационном пространстве, позволяющим находить и анализировать необходимую информацию для формирования знаний и проведения исследовательских работ. Специфика технологий Internet заключается в том, что они предоставляют громадные возможности выбора источника информации: базовая информация на серверах сети; оперативная информация, пересылаемая по электронной почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и учебных центров, музеев; информация о гибких дисках, компакт-дисках, видео- и аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых через Internet– сайты. Если раньше решением этой проблемы занимались учителя информатики, то сейчас учителя - предметники всех категорий должны владеть технологиями информационного поиска в сети Internet и обучать этому учащихся. На данном современном этапе это очень важно.
При использовании информационных технологий в процессе трудового обучения повышается мотивация учения, стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. Компьютерные технологии оказывают и определённое воспитательное воздействие на обучаемого, а также возникает ситуация, когда компьютерные технологии становятся инструментами дальнейшей профессиональной деятельности человека, поскольку образование интегрируется в жизнь на всём её протяжении.
В кругу многообразных факторов и отношений, сопровождающих внедрение компьютерной техники в сферу образования, центральным является отношение "человек – компьютер”. Главное, что надо помнить учителю - любой компьютер сегодня всего лишь информационное средство и способ повышения эффективности интеллектуальной человеческой деятельности, передача информации сама по себе ещё не обеспечивает передачи знаний, культуры. Компьютер, как и другие информационные носители, выполняет сугубо вспомогательные функции предоставления по возможности объективной учебной информации, которая поможет учащемуся и учителю достичь запланированных целей обучения, а сотрудничество человека и персонального компьютера в образовании позволит сделать процесс обучения более эффективным…
Литература:
1.Полякова Т.Н. Метод проектов в школе: теория и практика применения: учебно-методическое пособие. М.: 2011.
2. Проектные задачи в школе: пособие для учителя / сост. А.Б. Воронцов, В.М. Заславский и др.; 2-е изд. М. Просвещение, 2010.
3. Бабенкова Е.С. Использование компьютерных программ для выполнения схем вышивки и лоскутной мозаики/ Е.С.Бабенкова// Школа и производство.- №4, 2005
4. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений/ В.И.Загвязинский.- М.: Изд.центр "Академия”,
5. INTEL® "Обучение для будущего”: Учебное пособие.- 5 изд., испр.- М.: Издательско-торговый дом "Русская редакция”, 2005
6. Новожилова Н.В. Использование интернет-технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся/ Н.В.Новожилова// Завуч.- №8, 2003
7. Селевко Г.К. Опыт системного исследования педагогических технологий/ Г.К.Селевко// Школьные технологии.- №1, 1997
Применение проектной деятельности на уроках технологии в основной школе
"Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь". А .Дистервег
Образование является составной частью культуры человека и общества. Поэтому, чтобы выявить основные черты образования, необходимо проанализировать особенности культуры, в рамках которой оно развивается.
Сегодня понятие культуры охватывает все стороны деятельности человека и общества. Поэтому различают политическую, экономическую, правовую, нравственную, экологическую, художественную, профессиональную и другие вилы культуры. Фундаментальным компонентом общей культуры является технологическая культура.
Технологическая культура, являясь одним из типов универсальной культуры, оказывает влияние на все стороны жизни человека и общества. Она формирует технологическое мировоззрение, в основе которого лежит система технологических взглядов на природу, общество и человека. Составной частью ее является технологическое мышление, связанное с обобщенным отражением индивидом научно-технологической среды и мыслительной способностью к преобразовательной деятельности.
Технологическая культура оказывает свое влияние на задачи и содержание образования подрастающего поколения. В системе общего образования осуществляется и технологическая подготовка учащихся, целью которой является формирование технологической культуры и готовности к преобразовательной деятельности с использованием научных знаний.
В осуществлении этой задачи особое место в психологии и педагогики отводят урокам технологии. Основная особенность, которой, преобладание практической деятельности, направленная на преобразование предметной реальности. Реализация технологической подготовки в трудовом обучении способствует интеграции репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности учащихся, соединяющая работы рук с работой головы. Трудовая деятельность становиться источником знаний, стимулом познавательных интересов, жизненной потребностью, что способствует формированию активной жизненной позиции, развитию логического мышления, научному пониманию явлений и фактов объективной реальности.
Педагогическими целями использования компьютерных технологий в процессе изучения курса "Технология ” является развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества; развитие творческих способностей при использовании современного программного обеспечения для решения познавательных задач и формирования операционного мышления, направленного на совершенствование навыков работы на компьютере; развитие коммуникативных способностей и навыков исследовательской деятельности; обновление содержания предмета и углубление межпредметных связей.
Творческое проектирование или выполнение творческих проектов занимает в программе образовательной области "Технология" видное место. Под творческим проектом понимается учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которого ими создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Слово "творчество" происходит от слова "творить", т.е. в общественном смысле это означает "искать", изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном.
Творческий проект - это учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которой ими создается продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.
По определению проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического и материального продукта. Это всегда творческая деятельность. Современный проект это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование личностных качеств:
- умение самостоятельно конструировать знаний,
- умения ориентироваться в информационном пространстве,
- критически мыслить, умения работать в группе,
- дисциплинированность.
Проект всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся, которую выполняют в течение определенного отрезка времени.
Любая деятельность состоит из следующих элементов: потребность – мотив – цель – задача – действие – операции.
К определенной деятельности субъекта побуждает обычно не какой-то один мотив, а совокупность противоречивых мотивов, образующих мотивацию данной деятельности.А потребность есть состояние человека отражающее его нужду в чем-либо.
Деятельность обучающихся при выполнении проектов соответствует общей структуре проектирования. Основными этапами проектной деятельности является:
организационно-подготовительный, технологический, заключительный.
На организационно-подготовительном этапе перед учащимися ставится проблема осознания нужд и потребностей человека, общества.
На этом этапе обучающийся осознают, зачем и для чего необходим проект по той или иной теме производственного обучения. Какова основная задача предстоящей работы. Определяют цель итогового продукта, который носит социальный или личностный характер. Обобщают изученный материал, тем самым включая его в общую систему своих знаний и умений.
Завершающим элементом этого этапа является планирование технологии изготовления, где обучающиеся осуществляют такие действия как: подбор инструментов и оборудования, определения вида сырья, последовательности технологических операций, осуществляют оптимальный выбор технологии изготовления изделия.
Средствами деятельности выступают их личный опыт, опыт мастера, родителей, а также все инструменты и приспособления, которыми пользуются обучающиеся при разработке проекта.
Результатами деятельности является приобретения новых знаний, умений и готовые графические и технологические документы. На протяжении выполнения этого этапа обучающиеся производят самоконтроль и самооценку своей деятельности.
На технологическом этапе обучающиеся выполняют технологические операции, корректируют свою деятельность, производят самоконтроль и самооценку работы слайд
Целью этого этапа является качественное и правильное выполнение трудовых операций в соответствии с техническими условиями на выполнения работ. Предметом деятельности является материальный продукт, знания, умения и навыки. Средством исполнения – инструменты и оборудование, с которыми работает обучающийся.
Результатом этого этапа является приобретение знаний умений и навыков. Законченные технологические операции являются промежуточными результатами деятельности обучающегося.
На заключительном этапе происходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта. Обучающиеся производят экономические расчеты, анализируют проделанную работу, устанавливают достижение своей цели, каков результат их труда. В завершении всего обучающиеся защищают свой проект в условиях мастерской . все итоги заносятся в таблицу и выставляется итоговая оценка на основе оценки мастера и обучающихся по критериям предъявленному проекту.
Критериями оценки проекта могут быть:
- Конструктивные критерии – прочность, надежность , удобство использования, соответствие модели назначению;
- технологические критерии - количество используемых деталей, оригинальность применения и сочетание материалов, их долговечность, расход материалов, стандартность технологии, необходимое оборудование, сложность и объём выполненных работ, расход энергии при производстве;
- экологические критерии – возможность использования отходов производства, загрязнение окружающей среды при производстве;
- эстетические критерии – оригинальность формы, композиционная завершённость, цветовое решение, стиль, дизайн;
- экономические и маркетинговые критерии – потребность в данном изделии на рынке, практическая направленность, возможность массового производства, финансовые затраты, уровень продажной цены, вид рекламы;
Проектная деятельность стимулирует истинное учение самих учеников, потому что оно:
- личностно-ориентированно;
- использует множество дидактических подходов;
- самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлечённость в работу по
мере её выполнения;
- поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной и психомоторной
областях на всех её уровнях;
- позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.
Проектная деятельность содержит в себе большие возможности для развития творческих способностей и развитие познавательной деятельности.
Выполняя проекты, обучающиеся на собственном опыте составляют представления о жизненном цикле изделия – от рождения замысла до материальной реализации и использования на практике.
При проектировании приобретается опыт использования знаний для решения поставленных задач, когда имеется дефицит или избыток данных, отсутствует эталон решения. В связи с этим учащимся предоставляется возможность приобретения опыта творчества, т е комбинирования и моделирования известных решений для достижения нового результата, диктуемого изменяющимися внешними условиями. Проектирование позволяет достигать повышения уровня коммуникабельности обучающихся.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения. Реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Формировать и развивать профессиональные компетенции: применение знаний, умения находить причинно-следственные связи, сделать выбор из представленной информации, критически и творчески мыслить, генерировать новые идеи, анализировать, составлять алгоритм действий, аргументировать выводы, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, самостоятельно работать над созданием проекта.
Информационные технологии позволяют решить следующие задачи на уроке: обеспечение обратной связи в процессе обучения; обеспечения индивидуализации учебного процесса; повышение наглядности учебного процесса; организации коллективной и групповой работы.
Использование информационных технологий на уроках технологии позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повысить творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся.
Школьники всех возрастных групп должны на уровне своего понимания постигать тактику действия при решении не детерминированных (часто репродуктивных), а вероятностно-статистических (нередко лишь с угадываемыми результатами и гибкими их достижения) задач, формировать расширяющиеся представления о содержании проектов различной сложности.
При проектировании приобретается опыт использовании знаний для решения так называемых некорректных задач, когда имеется дефицит или избыток данных, отсутствует эталон решения. Таким образом, предоставляется возможность приобретения опыта творчества, т.е. комбинирования и модернизации известных решений для достижения нового результата, диктуемого изменяющимися внешними условиями.
Применение метода проектов способствует возникновению такого взаимодействия и отношений школьников между собой, с взрослыми, при которых для достижения цели реализуются творческие усилия личности, не только достигается запланированный результат, но и происходит развитие внутреннего мира растущего человека. Воспитательная роль проектирования зависит от отражения этих трудовых отношений в духовной жизни учащихся, в преломлении их в мыслях и чувствах, в широте и глубине волевых усилий личности. Воспитание любви к труду как стержень трудового воспитания в целом возможно только тогда, когда ребенок проникнется красотой отношений между людьми, возникающих в трудовом процессе.
На каждом этапе проектирование должно соединять мысль ребенка с действием и действие — с мыслью, культуру гуманитарную — с культурой технической, труд — с творчеством, художественную деятельность — с проектированием и конструированием, технологию - с оцениванием экономических, экологических и социальных последствий преобразования предметного мира.
Задача проектирования - сформировать у учащихся систему интеллектуальных и общетрудовых знаний, умений и навыков, воплощенных в конечные потребительские предметы и услуги, способствовать развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности. В процессе выполнения проектных заданий учащиеся должны приобрести различные умения (которые будут, конечно, иметь разные уровни успешности в зависимости от половозрастных и индивидуальных особенностей).
Применение компьютерного обучения рекомендуется использовать при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения. Поскольку компьютерные технологии представляют собой совокупность методов и технических средств, расширяющих знания учащихся и развивающих их возможности по управлению техническими процессами, то представляется весьма актуальным использовать данные технологии для более эффективного обучения школьников, в том числе и исследовательской деятельности, в разработке и создании проектов. Используя компьютерные технологии, учащиеся могут реализовать свои творческие возможности в качестве исследователя, художника-дизайнера, аниматора, стилиста, инженера, конструктора и пр. в виртуальной форме. В организации исследовательской деятельности учащихся с применением компьютерных ресурсов наиболее целесообразным является Internet, обладающий огромным информационным потенциалом. Однако проблемы поиска и отбора необходимой для исследования информации во многом зависят от умения осуществлять информационный поиск в сети Internet (поскольку в сети насчитывается более 6 млрд. документов по самым разным проблемам). И это умение необходимо развивать.
В организации проектной деятельности ресурсы Internet могут быть использованы как:
• источник получения информации;
• способ общения с партнёрами, единомышленниками;
• инструмент участия в сетевых проектах.
По мере развития телекоммуникаций и создания глобальных информационных сетей всё активнее проявляется потребность в обучении правилам и навыкам навигации в информационном пространстве, позволяющим находить и анализировать необходимую информацию для формирования знаний и проведения исследовательских работ. Специфика технологий Internet заключается в том, что они предоставляют громадные возможности выбора источника информации: базовая информация на серверах сети; оперативная информация, пересылаемая по электронной почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и учебных центров, музеев; информация о гибких дисках, компакт-дисках, видео- и аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых через Internet– сайты. Если раньше решением этой проблемы занимались учителя информатики, то сейчас учителя - предметники всех категорий должны владеть технологиями информационного поиска в сети Internet и обучать этому учащихся