Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Здоровьесозидание образовательного
процесса школьного курса «Технология»

Свирид Нила Васильевна,
учитель технологии ГБОУ школа №471
     Все большее количество детей приходит в школу, уже имея те или иные заболевания. За период обучения ребенка в школе, его здоровье ухудшается еще больше. Состояние здоровья детей и их успеваемость в учебе тесно взаимосвязаны, вследствие этого неудовлетворительное состояние здоровья детей ведет к целому комплексу школьных проблем.
В настоящее время педагогическая общественность все больше осознает, что именно педагог способен сделать для здоровья учащихся гораздо больше, чем врач. Именно в школе учащиеся проводят значительную часть дня, и не помочь им сохранить здоровье – проявление бездушия и непрофессионализма. Снижение мотивации к учёбе, частые вспышки раздражения и гнева, неоднократные отказы выполнять требования взрослых, озлобленность, проблемы речи, тревожность и депрессия эти факты говорят о том, что необходимо эффективное формирование культуры взаимоотношений в социуме и Бытие. Для этого требуется научная организация педагогического процесса, которая учитывает фактор взаимоотношений учителя и учеников, фактор физических, психологических и биоэтических особенностей школьниц.
Био – жизнь, этика – взаимоотношение к жизни: к жизни своей и к жизни других, а от сюда «Доминанта на лицо другого», каждый «Заслуженный собеседник» [А.А. Ухтомский].  Ведь именно посредством доминанты живой организм устанавливает свое отношение к среде – не как пассивный наблюдатель, а как живое существо [1]. И только учитель может увидеть в ребёнке заслуженного собеседника. Ребёнок, впоследствии этого, принимает модель, которая идёт от уважения личности ребёнка, от умения учителя посоветовать, от лексикона учителя. Большинство из них каждое слово принимают как унижение их достоинства, им кажется, что их не понимают.
Рефлексия на предмет результатов мониторинга взаимодействия с учащимися 5 класса заставила меня проанализировать программу и возможности школьного курса «Технология». Особенностью программы школьного курса «Технология» является то, что овладение обучающимися обязательным минимумом содержания технологического образования осуществляется через групповую работу. Низкая культура взаимодействий в групповой работе в 5 классе: неумение слушать собеседника, неумение говорить, повышение в диалоге голоса, интонации и т.д.  провоцируют риски.  Недочёт того, что дети другие: они не принимают того чего нам хотелось, от этого понижается их духовность, потребность быть добрыми, радостными это так же может привести к рискам. Такое качество отношений, влияет на эмоциональное состояние, а в целом – на здоровье.
Урок – это модель профессиональной деятельности в коллективе. Важно, чтобы профессиональная деятельность не нарушала этические законы. Специфика преподавания курса «Технология» даёт возможности через структурирование различных моделей урока делать его позитивным, не допускать эмоциональных столкновений, способствовать качеству культуры взаимоотношений.
Проанализировав возможности школьного курса «Технология», личные знания и умения в этой области педагогической деятельности, учитывая своё желание работать в новом аспекте педагогической деятельности, я пришла к выводу. Программа развивает, воспитывает, даёт знания и умения, но программа не решает за учителя проблемы взаимодействия с классом. Программа не даёт учителю установки, какими методами действовать. Отбор методов взаимодействия с учащимися в процессе преподавания принадлежит учителю. Педагогу необходимо учитывать, ребёнок, особенно подросток, не терпит назиданий, не может и не хочет слышать голоса учителей, родителей именно в силу их назидательности и необъективности [1].
Именно поэтому должна меняться функция воспитания: она становится валеологичной (природосообразной, деликатной, толерантной, снимающей напряжение, предупреждающей стресс). Однако самая важная функция валеологического воспитания – включение подростка в осознанную, личностно-значимою для него и понятную деятельность.
Кроме того, педагогу необходимо учитывать, что его взаимодействие с подростком не определяется только рамками учебных программ и внеурочной деятельностью, оно – взаимодействие – зависит от многих факторов, обеспечивается реализацией ряда принципов гармонии мира, окружающего человека, которая, в свою очередь, зависит от физиологических психологических знаний, философской концепции восприятия мира, социологии, этики, биоэтики и других [3].
Таким образом, потенциал школьного предмета «Технология» скрывается и в самом учителе, в его функции, в отраженной в компетенции и если он осознает, что в работе с этими детьми он другой, он готов меняться.  Определение индивидуально ориентированной профессиональной деятельности учителя, выработка индивидуального стиля даёт школьникам здоровье во всех его проявлениях.
Список использованной литературы
1.    Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье / И.И. Брехман. - Л.: Наука, 1987. - 123с.
2.    Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье / И.И. Брехман. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 212 с.
3.    Грач И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию /И.С. Грач // Образование. - 2002. - № 5.-С.88-91. - (Здоровье и образование).

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»