Методическая разработка урока для 6 класса
Рисунок - основа изобразительного творчества
Зимакова Ирина Николаевна,
учитель изобразительного искусства
ГБОУ гимназия №107 Санкт-Петербурга
Творческая игра: «Будущие архитекторы»
Технология урока: урок проходит в форме игры, создается проблемная ситуация, которая разрешается при работе в группах.
Тип урок: урок закрепления материала (2-й урок по теме)
УМК учащегося: учебник «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / Л.А. Неменская; под ред. Б.М.Неменского-2-е изд. - М.: «Просвещение», 2013,-175с.: ил.-ISBN978-09-029688-5.
Цель урока:Пробудить интерес учащихся к архитектуре Санкт-Петербурга в процессе игрового творчества через овладения навыками работы с графическими материалами.
Задачи:
обучающие: уметь объяснять значение понятий: учебный рисунок, творческий рисунок как самостоятельное творческое произведение; - формировать способности учащихся в работе с графическими материалами; - создавать творческие композиции на заданную тему,осваивать основы изобразительного творчества через игру.
развивающие:развитие воображения, фантазии, коммуникативных навыков, интереса к архитектуре СПб в процессе игрового творчества;
воспитывающие:умение вступать в коммуникацию,- понимать особенности работы творческой группы.
Универсальные учебные действия (УДД)
Регулятивные: рефлексия– самооценка своей деятельности в творческой группе.
Информационные:работа с таблицами, рисунками, схемами.
Познавательные (метапредметные): определять цель, анализ предлагаемого материала, знать понятия и уметь объяснять их.
Коммуникативные (личностные): умение работать в группе, умение слушать и задавать вопросы, умение вести диалог с участниками творческой группы, участвовать в обсуждении выразительности и художественности своих творческих работ и работ своих товарищей, осознавать свои интересы в изучении данной темы.
Предметные: приобретать представление о рисунке как виде художественного творчества, различать виды рисунка по их целям и художественным задачам, развить навыки рисования, размещения рисунка на листе, овладевать навыками работы с разнообразными графическими материалами.
Опорные понятия: рисунок, эскиз, зарисовка, технический рисунок, творческий рисунок, композиция, схема, графические материалы…
Формы контроля: текущий, промежуточный, заключительный.
Содержание учебного материала урока и этапы урока:
1-й этап. Организационный момент. (3мин.)
Введение в тему урока (выяснение, определение темы).
Учитель приветствует учащихся. Учитель показывает рисунок моста и задает учащимся вопрос:«Что это?» Учитель слушает ответы учащихся (рисунок). [1]
- учитель: «Какую информацию передает рисунок?».
- учащиеся отвечают, что на рисунке изображен мост;
- учитель говорит о том, что можно изъясняться без слов и понимать друг друга, используя рисунки, через рисунок можно передавать любую информацию.
Учитель предлагает учащимся посмотреть вокруг: «Рисунки нас окружают по всюду, в кабинете, на улице и т.д. Что это за рисунки?»
Учитель слушает ответы учащихся (схемы, чертежи, эскизы, наброски, зарисовки…)
Учитель уточняет ответы учащихся и показывает разные виды рисунков: «Нас окружают разные виды рисунков, в том числе, учебные рисунки, творческие рисунки, выполненные разнообразными художественными материалами. [2] Затем, учитель задает вопрос учащимся: «Знают ли они, когда появился рисунок?».
После ответов учащихся, учитель показывает рисунок с наскальными изображениями, поясняет, что с древнихвремен люди общались с помощью рисунков, передавая информацию и продолжают общаться сейчас.[3]
Таким образом, определяется тема урока: «Рисунок- основа изобразительного творчества».
2-й этап. Повторение (актуализация знаний) (7 мин.)
Учитель предлагает рассмотреть рисунки и ответить: «С помощью чего они сделаны?» (зрительный ряд на доске). [4]
Учитель слушает ответы учащихся: «Простые, цветные карандаши; фломастеры, темпера, разнообразные мелки».
Учитель уточняет ответы учащихся: «А, так же, сангина, пастель, уголь, различные ручки, тушь и перо, и все это относится к графическим материалам» (перед учителем стоит короб с разнообразными графическими материалами).
Учитель говорит о том, что разные материалы по- разному ложатся на основу: штрихи могут быть жесткими (твердый карандаш), мягкими (сангина) и т.д.
Учитель предлагает учащимся проверить свои умения и навыки работы с разнообразными графическими материалами и сообщает форму урока –творческая игра «Будущие архитекторы» и спрашивает: «Что будут рисовать будущие архитекторы- подсказка в самом начале урока?».
Учитель уточняет ответы учащихся (мосты) и предлагает внимательно рассмотреть слайды с видами мостов [5], схемамимостов [6](см. презентацию урока).
Учащиеся просматривают слайды с комментариями учителя(учитель дает информацию о мостах СПб).
Учитель сообщает, что не случайно, в самом начале урока на доске нарисовала мост. Наш город Санкт-Петербург называют Северной Венецией, в нем построено 342 моста. [7]
4-й этап. Подготовка к самостоятельной работе в группах. (5 мин.)
(согласование темы и задач)
Учащиеся делятся на группы (выбирают лидера). Лидеры жребием выбирают графические материалы для задания (1группа - акварель, 2 - тушь, перо, гелиевая ручка; 3 - сангина, уголь, пастель). Учитель выдает раздаточный материал (ватман и схемы мостов для каждой группы, графические материалы, клей, ножницы).
Учитель предлагает определить цель творческой работы в группах. На основе рисунков мостов с разными графическими материаламисоздать творческую работу «Будущие архитекторы».
Учитель отвечает на вопросы по содержанию, вместе с учащимися обсуждает вопрос о том, что необходимо учесть при выполнении задания. Составляется план работы с заданиями в группах, о сотрудничестве в группе, распределении обязанностей для рациональной работы.
Учитель сообщает задачи творческой работы:
1 задача: на ватмане изобразить течение реки;[8]
2 задача: участникам нарисовать мосты на половинке листа ФА-4, в соответствии с выбранными материалами; [9]
3 задача: придумать название моста;
4 задача: создать свой город, с реками, мостами, прикрепив свой рисунок моста на лист ватмана.
5-й этап. Работа в группах. (21 мин.)
Учащиеся производят необходимые расчеты, определив размер моста, учитывая возможные варианты разнообразных элементов. В процессе работы, учащиеся помогают друг другу, в зависимости от роли. Лидеры контролируют работу групп.
6-й этап. Итог урока. Рефлексия. (7мин.)
Учитель предлагает обсудить полученные результаты, задает вопросы по созданию творческих работ, по теме урока.
Учащиеся могут вытянуть листочек с вопросом, предлагаемый учителем (что вам понравилось на уроке, справились ли вы с работой, что нового узнали и т.д.)
Учащиеся слушают друг друга, оценивают результаты своей работы и заполняют карту успехов. [10]
В конце урока учитель говорит учащимся спасибо за работу и предлагает путешествие по городу Санкт-Петербургу, посмотрев презентацию «Мосты Санкт-Петербурга». [11]
7-й этап. Домашнее задание. (2мин.)
Подготовиться к следующему уроку: художественные принадлежности, листочки Ф A-4.
Формы и методы диагностики
(предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке)
- Проверка качества выполненной творческой работы.
- Наблюдение работы в группах и оценка участия каждого ученика по ответам на заданные учителем вопросов по темам.
- Наблюдение коммуникации.
- Карта достижений.
Методическое обеспечение урока.
- Используемые образовательные технологии, методы и приемы:
- творческая игра;
- проблемное обучение;
- критическое мышление.
2. Дидактические материалы и средства обучения:
- раздаточные материалы: графические материалы, клей, ватман, схемы, цветной картон; линейки, карандаши, ножницы;
- мультимедиа-комплекс для демонстрации презентации;
3. Оформление урока:
- схемы;
- зрительный ряд,
- рисунки,
-иллюстрации,
- карта успехов,
4. Методические ресурсы:
- план и конспект урока;
- Учебник. Изобразительное искусство. Под редакцией А.А. Неменской. М, «Просвещение», 2012.
Примечание. Оформление урока.
Сноска [1].Рисунок моста.
Сноска [2].Виды рисунков (набросок- рисунок, сделанный очень быстро; зарисовок- рисунок долгий, изучающий; технический рисунок (схема)- объясняет устройство машины, постройки; эскиз- предварительный рисунок; учебный рисунок- учит осваивать правила изображения, грамоты изобразительного языка; творческий рисунок- выражает интерес авторов к изображению).
Сноска [3].Наскальный рисунок.
Сноска [4].Зрительный ряд. Рисунки, выполненные разнообразными художественными материалами.
Сноска [5].Слайды- виды мостов.
http://blog.dp.ru/post/4699/; http://cih.ru/j2/953.html.
Строительство мостов в последние десятилетия приобрело невиданный размах. По всему миру строятся новые мосты - длиннее, выше, технически совершеннее.
Искусство и наука возведения мостов достигли сегодня удивительного уровня развития. Удивляют и восхищают не только размеры перекрываемых пространств, изысканность и разнообразие применяемых технических решений, но и сильно сократившиеся сроки строительства мостов. За несколько месяцев, на пустом месте возникают поразительные и прекрасные, технически совершенные мостовые сооружения.
1.2.
1.Большепролетный висячий мост. Висячие- это мосты, в которыхнесущая конструкция выполнена из гибких элементов (кабелей, тросов, канатов, цепей), работающие на растяжении, а проезжея часть подвешена.
2. ru.wikipedia.org
Ва́нтовыймост — тип висячего моста, состоящий из одного или более пилонов, соединённых с дорожным полотном посредством прямолинейных стальных тросов — вантов.
3. Устройство тросового моста. 4. Тросовый мост- содержит устои (крайние опоры моста) в виде мощных фундаментов 15, промежуточные опоры 3, главное пролетное строение, которое состоит из тросовой системы 4 и плиты проезжей части 22. Тип тросовых мостов можно назвать «зелеными мостами», возможной при их строительстве огромной экономии материалов (цемента и арматурной стали).
Сноска [6].Схема мостов (раздаточный материал) https://ru.wikipedia.
Статические схемы мостов: а - балочная (с неразрезной балкой); б - арочная;
в - комбинированная; г — рамная; д - висячая; е — вантовая.
1 - арка; 2 –над арочное строение; 3 — подвеска; 4 - затяжка; 5 - ригель; 6 - наклонная стойка;
7 - кабель; 8 - балка жёсткости; 9 - пилон; 10 - анкерная опора; 11 - ванты.
Сноска [7].Информация о мостах СПб.
Мосты- это уникальные технические конструкции, многие из которых являются памятниками архитектуры. Когда-то в Петербурге совсем не было мостов и передвигались на лодках и вплавь. Однако, шло строительство Петропавловской крепости, и мост между Заячьим и Петропавловским островами был необходим. 1.Так, что наш Иоанновский мост является прямым потомком того первого деревянного моста, который был сооружен еще при Петре1. 2.Аничков мост был подъемный через реку Фонтанку, было удобно брать брать пошлину, проверять документы. 3.Первый каменный мост так и называется Каменный. Каменный мост через реку Кривушу (канал Грибоедова). 4.Через Неву в 1727 году был построен плавучий мост Исаакиевский, платный, соединял Васильевский и Адмиралтейский острова. 5.Народный мост (бывший Полицейский) – первый чугунный мост на Невском проспекте через Мойку. 6.Мост Лейтенанта Шмидта (железный), мост первый разводной, появился во время Николая 1, поэтому был назван Николаевским.
Сноска [8].Рисунок реки на ватмане (исток, русло; притоки, впадающие в реку, левый и правый- основа творческой работы.
Сноска [9].Образец рисунка моста в цвете.
Сноска [10]. Карта успехов. Критерии оценки по 5-ти бальной системе:
1.работа группы, умение общаться;
2.личный вклад участников в работу группы,
3.оригинальность выполненной работы,
4.аккуратность выполнения,
5.соответствие творческой работы поставленным целям.
Сноска [11].Презентация «Прогулка по Санкт-Петербургу»
..
http://www.highestbridges.com/wiki/index.php?title=Category:Bridges_in_China.
Литература:
1.Смирнов В.А. Висячие мосты больших пролетов. Высшая школа. 1970 г.;
2.Цаплин С. А., Висячие мосты, М., 1949; Справочник инженера-дорожника, [т.6], М., 1964 г;
3.Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений /Л.А.Неменского. – 2-е изд. М.: Просвещение. 2013- 175с.:ил. –ISBN978-5-09-029688-5
4.Мосты повисли над водами. Издательство-Аврора, Ленинград. 1975г.