Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Организационно-педагогические условия развития творческих и интеллектуальных способностей детей в продуктивной деятельности

 

Квон Наталья Владимировна,
педагог дополнительного образования

ГБОУ ДОД Дом детского творчества «Павловский»
Пушкинского района.Санкт-Петербурга

 

Актуальность развития творческой личности, соответствующей требованиям развивающегося общества, обосновывается современными тенденциями развития отечественной системы образования. Считается, что именно в школьные годы ребёнок учится принимать нестандартные решения, расширять границы известного, владеть ситуацией новизны, уметь быть оригинальной и творческой индивидуальностью. Выготский Л.С., Пономарев П.А., Давыдов В.В., Шмелев А.Г. отмечают, что способность к творчеству связана с определённым уровнем творческого мышления, воссоздающего воображения, умением фантазировать, делать предположения. [5,13].

Тем не менее, развитие творческих способностей детей с раннего возраста – актуальная задача, поскольку ранее детство является основой дальнейшего развития ребенка. Необходимо «расширять опыт ребёнка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности…» Выготский Л.С. [5,16].

В психологии различают два основных вида воображения воссоздающее - создания образа предмета по его описанию, рисунку, схеме, чертежу, и творческое. Творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов. Накопленные знания и опыт являются лишь предпосылкой к развитию творческого воображения. Чтобы имеющиеся знания были реализованы, необходимо формировать способность отбирать нужные варианты, обеспечивающие творческое решение задач. Данная способность успешно развивается лишь в продуктивной деятельности, использовании накопленной информации, навыков, умений в практике принятия творческих решений.

Содержание накопленного опыта, эмоций является материалом для создания воображаемых образов, фантазий.

Дьяченко О.М. утверждает: « …дети трёх-пяти лет при создании новых образов, как правило, используют знакомые элементы действительности. Дети шести-семи лет могут осуществлять построение образов воображения в ходе свободного оперирования представлениями памяти и воображения». [5,18].

В массовом общественном сознании творческие способности понимаются как владение некоторыми видами творческой деятельности. Научная же природа творческих способностей предполагает их изучение, формирование и развитие, то есть обучение созиданию. Творческая деятельность понимается как результат деятельности человека: новый предмет внешнего мира или особый способ построения мышления. Существует репродуктивная деятельность, основой которой является воспроизводство, повторение, и - творческая деятельность, основой которой являются творческие способности. Следовательно, основой творческой деятельности человека являются его индивидуальные способности. Существуют гипотезы, связывающие способность к творчеству с уровнем развития мыслительной деятельности. Зарубежные психологи считают, что у людей, склонных к творчеству, отмечается дивергентный тип мышления, позволяющий решать проблемные ситуации с использованием нескольких способов.

Таким образом, для развития творческих способностей ребенка дошкольного и младшего школьного возраста необходимо:

· Создать эмоционально-положительные условия для формирования познавательного интереса, знаний и опыта.

· Стимулировать самостоятельное создание новых образов на основе впечатлений, эмоций, любознательности, мыслительной деятельности, развития творческого воображения.

Процесс развития творческих способностей ребёнка происходит в тесной связи с развивающейся интеллектуально-личностной сферой. Наивысшая продуктивность развития интеллекта и личности характерна для периода дошкольного и младшего школьного возраста.

Современные психолого-педагогические теории доказывают необходимость формирования познавательной деятельности ребёнка в процессе развивающего обучения. Росту познавательных возможностей способствует совершенствование форм восприятия, внимания, памяти, воображения, наглядного, логического и творческого мышления, развитие воли, интереса к окружающему миру.

Рассмотрим поэтапное развитию познавательных возможностей ребенка на примере одной из составляющих – внимания. Развитие внимания в детском возрасте проходит ряд последовательных этапов. [3, 21].

1. в 4,5 – 5 лет появляется способность направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого;

2. в 5 – 6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий;

3. в 7-летнем возрасте развивается и совершенствуется внимание, включая волевое;

4. в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте происходят следующие изменения:

· расширяется объём внимания;

· возрастает устойчивость внимания;

· формируется произвольное и постпроизвольное внимание.

Исследователи выделяют ряд причин отвлечения внимания у ребёнка. [3,18]:

· привычка быть невнимательным (привычная невнимательность связана с отсутствием серьёзных интересов, поверхностным отношением к предметам и явлениям);

· повышенная утомляемость;

· плохое самочувствие;

· не достаточная сформированность волевых качеств;

· монотонная неинтересная деятельность;

· неподходящий темп деятельности;

· неполная нагрузка в процессе деятельности;

· наличие интенсивных посторонних раздражителей во время деятельности.

Чтобы организовать внимание ребёнка надо включить его в действие, пробудить интеллектуальный интерес к содержанию и результатам деятельности.

С целью развития творческих и интеллектуальных способностей детей в объединении «Умелица» ДДТ «Павловский» (Санкт-Петербург) особое внимание уделяется организационно-педагогическим условиям продуктивной деятельности. Дети 4-11-летнего возраста творят в технике аппликации, вышивки, макраме; создают подарки, оформляют интерьеры.

Работа по развитию и закреплению навыков вырезания, складывания, вышивания, плетения основывается на двигательном методе, который включает в себя упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук. Давно известно, что развитие мелкой моторики рук связано с развитием многих сложнейших психических функций и учебных навыков.

Как справедливо утверждал В.А.Сухомлинский, «ум ребёнка находится на кончике его пальцев». Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков была подтверждена связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой.[2].

К упражнениям для развития тонкой моторики руки и зрительно-двигательных координаций в нашем обучении можно отнести: пальчиковую гимнастику, рисование узоров разной сложности, эскизов, обведение по контуру фигур разной сложности, отщипывание от листа бумаги кончиками пальцев кусочков и создание аппликации. Вырезание по контуру фигур из бумаги без отрыва ножниц от бумаги, складывание бумаги, вышивание, плетение.

Эти виды продуктивной деятельности способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, воображения, наглядного, логического и творческого мышления, силы воли, интереса к окружающему миру.

Условия успешного развития творческих способностей характеризуются рядом черт. [1].

1. Успешное развитие определяется параметрами раннего физического развития ребёнка, знакомства с различными инструментами и материалами.

2. Использование в обучении опережающего метода через создание предметно-развивающей среды. Но с учётом готовности принятия нового ребёнком.

3. Условие максимального напряжения сил. Существует утверждение, что интенсивность развития той или иной способности зависит от частоты её максимального использования, достижение всё более высоких результатов. Именно в процессе максимальной реализации возможностей ребёнка происходит совершенствование. На занятиях рекомендуется дать ребёнку возможность самостоятельно постигать способы решения новых задач без предварительного обучения и не спешить решать их за него.

4. Реализация идей теории свободного воспитания. Предоставление ребёнку полной свободы в выборе вида деятельности, определении последовательности её выполнения, продолжительности занятий каким-либо делом, выборе способов действий способствуют наиболее полной реализации желаний и интересов ребёнка. Естественное для ребёнка проявление интереса и эмоциональный подъём будут надёжной защитой от переутомления, а ситуации, требующие напряжения умственных способностей, создадут оптимальные условия для развития творческого воображения, тренировки внимания, памяти, мышления.

5. Рациональное доброжелательное направление педагогом самостоятельной деятельности ребёнка. Специалисты не рекомендуют что-либо делать за ребёнка или навязывать ему свои суждения, если он вполне самостоятелен в деятельности.

6. Творческий процесс требует комфортной психологической обстановки и наличия свободного времени для его осуществления. Вот почему на занятиях ребёнок не только обучается, познаёт новое, обменивается опытом, но и претворяет в жизнь собственные идеи. Педагогу необходимо побуждать ребенка к творчеству, проявлять понимание к его неудачам, терпеливо относится даже к необычным идеям, исключать в оценке деятельности ребёнка замечания и осуждения.

Известно, что одной из актуальных проблем современной психолого-педагогической науки является разработка приёмов развития творческой активности у детей. Организация педагогической работы по развитию творческой активности у детей в нашем объединении предусматривает создание определенных условий:

· интересы детей, их избирательность, устойчивость;

· мотивации детей, вызывающие их самостоятельную деятельность на основе стремления выразить свои художественные впечатления, применить или усовершенствовать имеющийся опыт продуктивной деятельности, установить творческие взаимоотношения с другими детьми, педагогом.

· источники средств художественной информации, которые способствуют обогащению эмоций детей – интегрированные занятия, мастер – классы, выставки, праздники, посещение музеев;

· условия предметно-развивающей среды, позволяющие ребёнку выбрать какой-либо вид продуктивной деятельности и легко ориентироваться и действовать с художественными материалами;

· стиль и тактика педагога: косвенное воздействие, прямое участие, выражающееся в поощрении, создании положительной мотивации, доброжелательной атмосферы, располагающей детей к совместной творческой деятельности;

Таким образом, организационно-педагогические условия продуктивной деятельности являются необходимым фактором в развитии творческих и интеллектуальных способностей детей.

 

Литература

1. ДьяченкоО.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? - М.: Знание, 1994.

2. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Педагогика, 1973.

3. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

4. Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

6. Скворцова В.О. Интеллект + креатив: развитие творческих способностей дошкольников / В.О. Скворцова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»