Особенности организации учебных занятий
в дополнительном образовании для дошкольников
Букатикова Людмила Сергеевна,
отличник народного образования,
методист 1 категории, педагог дополнительного образования
отделения дополнительного образования детей
ГБОУ центр образования № 671 Санкт-Петербурга
Занятия в системе дополнительного образования для дошкольников.
Что может быть необычного в организации этих занятий?
Педагог дополнительного образования знает, что целью занятий является поддержка мотивации к той или иной деятельности, повышение эффективности обучения. Как же организовать занятие с обучающимися 5-6 лет, чтобы достичь поставленной цели? Мы попытаемся показать приемы и методы работы с дошкольниками в нашем учреждении, которые позволяют создать ситуацию успеха на занятиях, побуждают к творчеству, мотивируют детей на преодоление трудностей. Пришли мы к пониманию необходимости неформального подхода к обучению, изучая опыт дошкольного воспитания в трудах Коменского, Песталоцци, Фребеля. Они выделяли возрастные "ступени" (особенности) детства, с которыми нужно считаться во время обучения. В трудах ученых, педагогов прослеживалась мысль о приобретении знаний деятельным путем в игровой форме.
Я.А. Коменский, знаменитый чешский педагог, высказал идею о начале воспитания и обучения в дошкольном возрасте, обосновал идею использования занятий в качестве основной формы обучения детей. В своем сочинении «Материнская школа» Коменский рекомендует использовать игры и развлечения, дающие знания. Игру он называл условием лучшего усвоения знаний. Непременным условием усвоения знаний чешский педагог считал наличие у детей интереса к предмету.
Известный немецкий педагог Фребель, основатель первого в мире детского сада, создал занятия-игры, которые использовал при обучении 5-6-летних детей. Он утверждал, что игра для ребенка — влечение, основная его деятельность, стихия, в которой он живет. По мнению Фребеля, игра способствует развитию воображения и фантазии, так необходимых для детского творчества.
В советский период практики дошкольного воспитания (например, Усова А.П.) считали занятия с использованием дидактических игр основной формой обучения детей. Следовательно, и в дополнительном образовании занятия с дошкольниками целесообразно организовать как обучающую, развивающую, воспитывающую игру.
На современном этапе дошкольная педагогика ищет и предлагает новые формы образовательной деятельности: интеграция разных видов деятельности, реализация проектов, проведение мастерских по изготовлению продуктов детского творчества, создание творческих групп (например, для участия в конкурсах), интеллектуальные игры, решение проблемных ситуаций.
В дополнительном образовании основной формой организации деятельности обучающихся является занятие, которое имеет традиционную структуру и представляет собой последовательность определенных этапов деятельности
в процессе освоения знаний. Но обучать дошкольников занимательно и эффективно на традиционных занятиях
не получается!
Занятия с такой группой обучающихся требуют обязательного творческого подхода всех участников образовательного процесса, оригинальности, имеющей игровую основу, применения современных педагогических технологий (здоровьесберегающих, информационно-коммуникативных, проектных и др.).
В нашем отделении дополнительного образования дошкольники обучаются по одногодичным программам, связанным с применением ИКТ: «Первые шаги в мир информатики» и «Творческая мастерская». Кроме обучающих задач, программы включают в себя обязательное развитие творческих способностей детей, задачи нравственного характера.
Опыт работы в данном направлении небольшой: два года. Но мы постоянно работаем над совершенствованием организации занятий с детьми дошкольного возраста. Все занятия проводятся с обязательным выполнением гигиенических и дидактических требований в соответствии с возрастными особенностями, с использованием приемов здоровьясбережения (чередование различных видов деятельности, обязательные физкультминутки: зрительные, двигательные, музыкальные).
Наиболее интересной, эффективной формой работы является развивающее занятие, в ходе которого обучающимся предлагается проблемная ситуация, затем дети выдвигают с помощью педагога гипотезу, намечают пути решения проблемы и далее выполняют задание каждый на своем уровне.
Часто ребята сами выбирают задание: отгадать загадку или составить ее, собрать пазлы разного уровня сложности на ПК, что рисовать (простое или сложное) с использованием разных инструментов в Программе Paint. Довольно часто педагоги в творческой мастерской предлагают изготовление разных по сложности деталей, а затем происходит сборка коллективного изделия. Коллективная деятельность в игре – мощный механизм решения проблем коммуникации. Педагог словесно и при помощи разнообразных стикеров поощряет за выполнение сложных заданий.
Такая методика проведения занятий требует от педагога колоссальной подготовки к ним, но разноуровневые задания поддерживают интерес к занятиям и создают ситуацию успеха для каждого ребенка.
Особой популярностью у педагогов пользуется метод проектов. Следует отметить, что проекты имеют кратковременный характер, осуществляются без привлечения родителей. Например, проект «Открытка», который можно реализовать несколько раз в году. На занятии педагог рассказывает о значимом событии в жизни страны или каждого ребенка, затем детям предлагается создать открытку (а в следующий раз это может быть плакат, рисунок). Все этапы проекта обсуждаются и воплощаются на занятиях. Рисуют дети в Программе Paint, иногда раскрашивают на занятиях
в Творческой мастерской. Те, кто знает буквы, подписывают адресата. Затем все открытки печатаются, и дети имеют возможность поздравить родных и близких.
Если в результате работы должен появиться плакат, то это уже коллективная работа. Каждый ребенок выполняет свое задание, затем все части собирают вместе, и получается интересный результат коллективной творческой деятельности. Последний выполненный нами проект «Создаем олимпийский плакат», где дети в интерактивной презентации
с использованием макроса «Drag-and-Drop» изготовили плакат, посвященный XXIIзимним Олимпийским играм. Из работ детей (компьютерных и бумажных) педагоги составляют коллажи, которые обязательно презентуются в учреждении. Обучающиеся видят результаты своей деятельности, получают эмоциональный отклик на результаты своего труда.
Положительной стороной обучения является малокомплектность групп, но существует и отрицательная сторона – отсутствие личного общения с родителями. Чтобы свести к минимуму отрицательную сторону процесса обучения, мы проводим День открытых дверей в конце учебного года, где представляются в игровой форме результаты обучения.
Что дает проведение таких занятий?
· Повышается мотивация обучающихся. Это доказывают результаты диагностики на комфортность, на определение эмоционального состояния детей, проводимой в объединениях педагогом-психологом.
· Прослеживается динамика развития когнитивной сферы обучающихся: улучшение внимания, памяти, воображения, мышления.
· Развиваются творческие способности. Существует индивидуальный учет участия и побед в различных конкурсах. Обучающиеся имеют победы в номинациях районного конкурса «Наш компьютер – лучший друг». Работы детей выставляются для участия в районных выставках творческих работ.
Таким образом, опыт работы показывает, что занятия для дошкольников в дополнительном образовании целесообразно проводить в игровой форме
с использованием современных педагогических технологий, соответствующих возрастным особенностям детей, которые позволяют создать ситуацию успеха. Развивающие занятия, метод проектов, интеграция разных видов деятельности делают работу наших педагогов эффективной, занятия становятся привлекательными для детей, повышают мотивацию к посещению кружков.
Литература
1. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учитель-Воронеж, 2007.
2. Коменский Я.А. Материнская школа. М., 1947.
3. Одоевский В.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1955.
4. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения. М., 1963
5. Сажина С. Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ [Текст]: Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2008.
6. Смирнова Г.М. Специфика учебного занятия в учреждении дополнительного образования. Пермь, 2000.
7. Усова А.П. Обучение в детском саду. М., Просвещение, 1981.
8. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М., 1950.
Интернет – ресурсы
1. Максагина Е.А. Методические рекомендации «Занятия в системе дополнительного образования». Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». http://festival.1september.ru/
2. Электронная библиотека для студентов http://libsib.ru
3. Дары Фребеля. Сайт Родная тропинка. http://rodnaya-tropinka.ru/
4. Хисамутдинова И. Р. Методическая разработка: "Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни", http://nsportal.ru/detskii-sad.