- Занятие было проведено в рамках городского конкурса педагогических достижений "Сердце отдаю детям".
Данное занятие предполагает участия в нем детей, никогда ранее в театральной студии не занимавшихся. Для них Мир Театра откроется впревые - с самой неожиданной стороны.
Цель: сформировать у учащихся интерес к театральной деятельности.
Задачи: познакомить учащихся с работой особенностями мира театра;
раскрепостить творческую природу учащихся;
содействовать развитию любознательности, познавательного интереса, психофизических функций ребенка;
формировать навыками коллективного взаимодействия и общения;
формировать коммуникативные навыки общения;
воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Оборудование: стулья по количеству учащихся.
Каждое занятие начинается с со-настройки друг другу, с создания атмосферы. Построение рабочего полукруга – это начало создания творческой атмосферы.
Построение полукруга совершается при полном молчании. Все действия согласовываются только диалогом глаз. Не производить шума, не разговаривать.
Полукруг – это наш тренировочный станок, это возможность посмотреть в глаза друг другу и мастеру, почувствовать « внутренние дыхание» всех вместе и каждого в отдельности.
Группа – это живой организм, где ошибка или неискренность одного – это диссонанс для всех, а творческая удача каждого – это радость для других.
РАБОЧИЙ ПОЛУКРУГ
«Распределение в полукруге». За 30 секунд учащиеся должны занять свои места в полукруге по росту. В следующие 30 секунд по алфавиту (первая буква полного имени берется за основу).
«Счет пальцев». Педагог поднимает одну или две руки и меняет количество пальцев, прижимая их к ладони. Задача учащихся – сконцентрировать внимание на руках педагога и вести счет вслух.
Одно из условий творчества – искренность, способность к импровизации, внезапности, перевоплощению.
«Сказка». Работа в группах. Учащиеся должны выразить выбранную педагогом сказку посредством только жестов или ассоциаций, голосовых проявлений, мимики и т.п.
СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ
«Что происходит». Двое учащихся выходят за спины остальных и начинают делать этюд на заданную тему. Остальные могут только по звукам и шуму догадываться, что происходит. Смотреть нельзя. Затем педагог по очереди включает в этюд остальных учащихся.
МЫШЕЧНОЕ ВНИМАНИЕ
Цель такого упражнения – «разбудить» тело, чтоб оно точно служило передаче внутреннего состояния, задачи, мысли.
«Тир». Упражнение развивает координацию движений и внимание. Учащиеся распределяются педагогом по аудитории в шахматном порядке. Педагог говорит: Правая рука! – учащиеся поднимают правую руку и т.д. И тут же опускают. Темп увеличивается.
«Проверка веса». Предлагается «проверить» вес у воображаемых предметов (вспомнить, какие группы мышц напрягаются при той или иной тяжести). Несем пустое ведро, ведро с водой, стул, штангу, сумку с учебниками…
Оправдание позы в полукруге». Педагогом задается поза, например – правая рука вверх. Предлагается оправдать ее, вспомнить: где, когда, при каких обстоятельствах учащийся мог находиться в такой позе.
ВООБРАЖАЕМЫЙ ПРЕДМЕТ
«Обед». Предлагается съесть воображаемый обед, учитывая все возможные детали – мышечное напряжение, особенности вкусовых ощущений, объем предметов и другие предлагаемые обстоятельства – фактор времени, голода, места.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
«Очередь». Предлагается, ориентируясь на хлопок педагога, мгновенно внутренне перестраиваться, соответственно предлагаемым обстоятельствам. Темы: очередь за билетами в кино, очередь в магазине, очередь под проливным дождем, в метель и т.д.
«Переход». Учащимся предлагается совершить переход через некое препятствие. Необходимо учитывать внутри себя два слоя обстоятельств: свои личные (страх, боль, радость встречи…) и общие – явления природы…
«Включение». По очереди учащиеся «включаются» в заданную ситуацию.
Постепенно, проходя через вереницу этюдов, учащиеся подходят к самому главному для любого актера – спектаклю.
В качестве итога необходимо в свободной форме обсудить - что нового узнали учащиеся, чему успели научиться и как занятия театральным искусством могут помочь им в дальнейшем.