«Дополнительное образование — проблемы и возможности»
Найденова Людмила Алексеевна, руководитель ОДОД ГБОУ № 583, Приморского района Санкт-Петербурга
Дорогие учителя, не торопитесь ставить «крест» на ребенке, если у него неважные знания по вашему предмету. Например, Чехов никогда не получал больше тройки за сочинения. Другая история свидетельствует о том, что по оценке педагогов Горький был принят в консерваторию, но не был принят в нее Шаляпин. А когда Щедрин однажды написал сочинение за собственную дочь, то за сочинение была поставлена «двойка», сопровождавшаяся объяснением: «Не знает русского языка!»
Сегодня, в ситуации модернизации, система дополнительного образования превращается наконец, из «золушки» в «принцессу». Эта система - своего рода феномен, ведь в ней разумно сочетаются все аспекты досуговой и образовательной деятельности, эффективно разрешаются противоречия между социализацией и индивидуализацией растущего человека, учитываются и реально претворяются в жизнь, все требования существующих законодательных документов в области образования, создаются равные возможности и условия для воспитания и учения Человека.
Я убеждена: дополнительное образование должно стать сегодня востребованным как никогда именно потому, что оно не является «довеском», второстепенным приложением к основному образованию и, как уже было замечено, многим от него отличается. В том числе, во главу угла система дополнительного образования ставит тот естественный факт, забываемый сегодня многими педагогами, что воспитание и учение неразделимы.
С 1996 года наша школа была экспериментальной площадкой для реализации программы «Школа равных возможностей». Была создана большая сеть самых разнообразных кружков, клубов, студий, секций для того, чтобы достичь поставленной цели: воспитать личность, обладающую творческим мышлением, умеющую делать сознательный выбор области деятельности, способную организовать свободное время для развития и реализации своих способностей, личность, которая достигла определенного уровня физической культуры, культуры человеческих отношений. В школе сложилась система традиционных мероприятий, каждое из которых могло заполнить свободное время ребенка с целью его развития. И как результат этой работы, в 2003 году был открыт Центр дополнительного образования детей. Я начала работать в ГБОУ № 583 с февраля 2004 года педагогом дополнительного образования, на тот период:
ЦДО—центр обучения досугу.
С 2006 года я стала руководителем структурного подразделения ГБОУ №583, к этому времени мною уже был создан стабильно действующий коллектив «ФЕЕРИЯ», ставший за 1,5 года дважды Лауреатом Всероссийского конкурса «Таланты», финалистом Чемпионата России среди эстрадных коллективов, лауреатом международных конкурсов в Чехии и Санкт-Петербурге. Я абсолютно убеждена, что коллектив (не зависимо от его ранга) делает лидер-руководитель. С этим убеждением я и начала работать в должности руководителя ОДОД.
За период работы центра многое изменилось: и контингент учащихся, и экономическое состояние общества. Так в Петербурге разработана концепция воспитания петербуржца ХХI века, а принятая правительством РФ Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы дополнительного образования. Приоритетной целью модернизации образования является: обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к обучению учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием понятия «качество жизни», раскрывающиеся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность»; включает в себя задачи обеспечения успешной социализации; сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков.
В настоящее время дополнительное образование является неотъемлемой частью образовательной системы, но его функциональное значение и
специфика еще только начинают осознаваться.
В отличие от общего образования, дополнительное образование является добровольным, сосредотачивается на личностных феноменах развития и исходит из субъективности и смысловой сферы ребенка. Ежегодно тысячи мальчиков и девочек приходят в различные творческие коллективы и спортивные секции. Причины их прихода различны. Одной из самых веских причин прихода ребенка в такие объединения, является его потребность самовыражения, в реализации тех способностей, которые смутно проявляются в желании петь, танцевать, декламировать, заниматься спортом. Научиться этому, встать на ступеньку выше, чем сейчас, удовлетворить свою потребность в данном действии – вот в чем проявляется интерес к этой или иной форме детского творчества.
В образовательной системе роль дополнительного образования детей характеризуется как наиболее эффективная форма развития склонностей, интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Система дополнительного образования детей сегодня представляет собой реальную социальную силу, обеспечивающую образовательные интересы, нормальное развитие и здоровье подрастающих поколений.
Она сориентирована на запрос ребенка и его семьи, на запрос социума, в ней нет жесткого государственного стандарта образования.
В дополнительном образовании четко выражена субъективная позиция ребенка, которому дано право выбора педагога, вида творческой или социальной деятельности, коллектива, режима занятий.
Личностное, творческое развитие воспитанника учреждения дополнительного образования не приходит в противоречие с необходимостью выставления ему нормативной оценки за творческий результат, личностное достижение. Мотивационный компонент учебной деятельности не разрушается сравнением ребенка с другими, соотнесением его уровня развития с возрастными нормативами и государственным стандартом образования.
Таким образом, очевидно, что в учреждениях дополнительного образования детей образовательный процесс ориентирован на ребенка, на его возрастные, и личностные особенности, на его социальный заказ и субкультуру.
Успех образовательного процесса в учреждении дополнительного образования зависит от его соответствия потребности ребенка в творческом развитии его человеческой уникальности. Обеспечить этот успех может только творческая уникальная личность педагога. Поэтому одной из главных задач руководителя в дополнительном образовании в самом начале найти таких людей, которые бы сами хотели делать то, что необходимо для него. Я абсолютно убеждена в том, что учитель и педагог дополнительного образования, это разные профессии, у каждой из них есть свои приоритетные цели и задачи.
Проанализировав все изменения в области дополнительного образования, накопленный опыт нашей работы, результаты анкетирования среди учащихся и родителей, я пришла к выводу, что пришла пора создания перспективной стратегии развития отдела дополнительного образования детей, повышение качества образования в ОДОД, создание коллективов и спортивных секций которые могли бы стать одними из лучших в Приморском районе. Очевидно, что цель нашей работы несколько изменилась:
Формирование активной разносторонне развитой, творческой
личности, стремящейся к достижению вершин мастерства в
выбранной деятельности, берущей на себя ответственность
за результат своей работы.
Для осуществления этой цели нужно было провести реорганизацию работы ОДОД в несколько этапов:
1 этап – мониторинг среди родителей, маркетинговые исследования в районе в области культуры и спорта.
2 этап – переосмыслить кадровую политику, поиск профессиональных руководителей, для которых работа является непрерывным процессом самореализации, создание новых объединений и секций.
3 этап – укрепление и расширение материально-технической базы ОДОД и каждого творческого коллектива и спортивной секции, повышение профессионального уровня всех объединений действующих в ОДОД.
4 этап – итоговый, участие и проведение мероприятий районного и городского уровня, а также укрепление международных связей с детскими и молодежными коллективами Литвы, Франции, Чехии, Финляндии и др.
Сейчас мы находимся на реализации 3 этапа развития этого плана, параллельно начинаем налаживать и международные связи: поездка творческой делегации в Литву (весна 2007года –коллектив «ФЕЕРИЯ»), участие студии флористики в выставке прикладного искусства в Финляндии (март 2007 г), благотворительные концерты, в рамках творческого обмена, во Франции (г.Сант-Назер, сентярь 2007 года).
Много еще предстоит сделать, но я уверена мы обязательно придем к поставленной цели. Ведь уже получила новое звучание театральная студия с замечательным педагогом Сергеем Георгиевичем Ивановым, создана вокальная студия под руководством молодого талантливого педагога Ирины Сергеевны Федоровой, начала работать секция баскетбола под руководством опытного тренера Анатолия Владимировича Подковальникова и это, на ряду с уже действующими, хорошо зарекомендовавшими объединениями: Студия моды и дизайна, лауреаты и дипломанты различных городских и всероссийских конкурсов – руководитель Вера Владимировна Демченко; кукольный театр «Балагуры», призеры городского конкурса детских кукольных коллективов - руководитель Светлана Витальевна Багданова; студия «Интеллект»- победители городских соревнований по шашкам и шахматам 2006/2007 годов - руководитель Елена Алексеевна Лукина; коллектив декоративно-прикладного искусства – педагог Наталья Алексеевна Морозова, постоянные участники районных и городских выставок; студия ИЗО также под ее руководством; студия флористики – призеры и победители районных соревнований этого вида деятельности; секция мини-футбола – победители районных соревнований в своей возрастной категории – тренер Людмила Глебовна Окунева; творческий коллектив «ФЕЕРИЯ», работающий в разных танцевальных жанрах и изучающий вокал. Этот коллектив является неоднократным победителем Всероссийских и Международных фестивалей, победителем городского конкурса «Восходящая звезда -2006/2007 годов», лауреатом районного конкурса «Приморская звезда -2006/2007 годов» и т.д. – руководитель Людмила Алексеевна Найденова, тренер Владимир Андреевич Найденов.
Образовательное учреждение является жизнеспособным в условиях конкуренции, если оно обладает своей неповторимой уникальностью, имеет свои ценности, нормы, традиции, ритуалы, свою стратегию. Так, в нашем ОДОД стали традиционными такие мероприятия как: «День открытых дверей»; «Принятие в члены клуба (коллектива)»; «Новогодний карнавал»; «Спортивные праздники»; «Итоговый праздник – награждение лучших детей обучающихся в объединениях ОДОД и др. Уникальность или наше отличие от подобных отделений дополнительного образования в том, что мы стремимся предоставить возможность самореализации каждому ребенку в высоко профессиональных коллективах и спортивных секциях, не замыкающихся в рамках своей школы, а имеющие выход на районный, городской и международный уровень. При этом родителям не придется тратить время для поиска сильного коллектива, время на дорогу, да и расходы на обучения при высоком качестве, у нас значительно меньше. Это и является нашей стратегией развития. Под стратегией организации понимается совокупность целей, рассчитанных на долгосрочную перспективу (от 5 лет).
Долгосрочные цели касаются, прежде всего, следующих сторон ОДОД:
1. Педагогический коллектив
Руководители объединений разносторонне развитые личности, лидеры, в основном, профессиональные тренеры, хореографы, музыканты, театралы и т.д., имеющие профессиональное образование; специалисты первой и высшей категории, стремящиеся к созданию профессиональных коллективов и спортивных секций, при этом давая возможность всем желающим посещать данное объединение. Повышающие свое профессиональное мастерство, следящие за новыми тенденциями в мире моды, искусства и спорта.
2. Образовательный процесс
Содержание образовательных программ должно соответствовать:
-достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов; соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему(полному) общему образованию);
- направленностям (художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, военно-патриотической, культурологической);
-современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности);
- формам и методам обучения ( дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.);
- методам контроля и управления образовательным процессом (анализ результатов деятельности детей);
- средствам обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).
Содержание образовательных программ должно быть направлено на :
-создание условий для развития личности ребенка;
-развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
-обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
-приобщение обучающихся, к общечеловеческим ценностям;
-профилактику асоциального поведения;
-создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
-целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
-укрепление психического и физического здоровья детей;
-взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
3. Востребованность выпускников образовательного процесса на рынке труда и их конкурентоспособность
(какими качествами обладают выпускники, чем выпускник отличается от других конкурентов, насколько он гибок и приспособлен к особенностям современного рынка труда и т.д.)
Таким образом: стратегия развития дополнительного образования сегодня требует повышения уровня профессионального мастерства и психологической культуры педагогов и специалистов. Сам процесс познания должен доставлять радость и педагогу и ребенку, строится на взаимодействии, сотрудничестве и высокой нравственности: законах духовной красоты и гармонии, побуждать к самостоятельности и самосовершенствованию.
Только в этом случае можно воспитать психологически здоровую личность, способную реализоваться в любом обществе.