Обобщение опыта по наставничеству в школе по модели «Ученик-ученик» Куклина Юлия Александровна Учитель русского языка и литературы ГБОУ школы № 693 Невского района Санкт-Петербурга В настоящее время актуальной стала проблема взаимодействия детей, общения вживую. Чаще всего дети предпочитают проводить свободное время с удобным гаджетом дома. Сегодня детям все сложнее общаться друг с другом, часто возникают конфликты, которые перерастают во вражду, в том числе в социальных группах сети интернет. Также необходимо отметить, что многие дети страдают либо от гиперопеки, либо от недостатка внимания при постоянной занятости родителей, а также возникает проблема компьютерной зависимости и взрослых, и детей. Все это влияет на характер и психологическое развитие ребёнка. Мы часто сталкиваемся с ситуацией, что ребенку порой не с кем поделиться своими проблемами, так как взрослым он не хочет о них рассказывать, а сверстники могут его не понять. Общение со старшим товарищем может оказать такую помощь, а именно дать ответы на интересующие вопросы, снять страхи. Ребенку порой нужен помощник, товарищ, который выслушает его, ответит на вопросы, займет его досуг. Создавая кружок «Юный наставник» в рамках работы отделения дополнительного образования детей в школе, нашей задачей было настроить общение по модели «Ученик-ученик» старших учеников с младшими и на примере работы в кружке показать, как такое взаимодействие важно и необходимо в школе. Ведь общение происходит не только в коллективе класса, но и среди детей разного возраста. Мы хотели настроить сотрудничество между коллективами, научить взаимопомощи, лидерским качествам, умению работать в команде на социальное благо и благо своего товарища. Старшеклассники, увлекая младших школьников своим делом, помогают развитию личностных и метапредметных результатов, которые не всегда удается достичь во время урока. Занятия учат ребят общаться, организовывать и анализировать свою познавательную деятельность, согласованно выполнять совместную работу, принимать решения, а главное, - взаимодействовать со старшим коллективом, который является для них образцом. Переходя из начальной школы в среднее звено, зачастую у детей возникает страх, непонимание того, что их ждет. Тесное взаимодействие со старшими школьниками может снять эту проблему, а также добавить уверенности, помочь в адаптации. В работе кружка мы наметили перспективные направления: социализация школьников; развитие личностных качеств взаимодействия в коллективе; развитие талантов; профориентация и профессиональная подготовка; развитие гибких навыков (эмоциональный интеллект, критическое мышление, soft-skills) и учебной мотивации (проектная деятельность). Наша задача – показать варианты работы с младшими школьниками на своём примере и предложить перспективные направления работы кружка в будущем. Наставничество между ученическими коллективами предполагает взаимодействие учащихся одной образовательной организации, при котором один из учащихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное, тем не менее, строгой субординации. Все ли у нас получилось так, как мы хотели? Проанализируем опыт наставнической деятельности 2022-2023 учебного года. На первых занятиях старшеклассники познакомились с тем, что такое наставничество и как можно работать с младшими школьниками. Рассмотрели различные формы взаимодействия с подопечными и выбрали для себя наиболее подходящие. И первое, что предстояло ребятам, - это освоение теории по работе наставника, знакомство с трудами педагогов, анализ деятельности учителей и воспитателей школы, выявление интересных моментов для работы, проведение опроса по потребностям обучающихся начальной школы, построение плана работы на год. В результате аналитической деятельности старшеклассники создали план работы. В первой четверти нужно определиться с коллективом, над которым осуществляется наставническая деятельность, провести мероприятия на знакомство с младшими школьниками и сплочение коллективов старших и младших школьников. Во второй четверти запланировали мероприятия воспитательного характера: мастер-классы, праздники на основе программы воспитания школы и классного руководителя, пробуя свои силы в качестве воспитателя и классного руководителя. В третьей четверти наставники готовили и проводили уроки самоуправления, примеряя на себе роль учителя. А в четвертой – наставники в роли тьюторов помогают готовить проекты младшим школьникам для участия в научно-практической конференции. Таким образом, старшие школьники прошли профессиональные пробы по специальностям: воспитатель, организатор мероприятий, классный руководитель, учитель, тьютор, научный руководитель. А обучающиеся младшей школы получили помощь от старшеклассников, приобрели надежных друзей из старшей школы, развеяли мифы и страхи о переходе в среднее звено школы и просто весело провели время, участвуя в мероприятиях, организованных наставниками. Не все запланированное у ребят получилось, но мы хотим представить выборочный анализ полученных результатов. Проанализируем результаты взаимодействия семиклассников с четвероклассниками и их самые удачные работы. Первое, что предстояло ребятам после ознакомления с теоретической частью, - это знакомство с коллективом наставляемых. Просто прийти к ребятам и сказать, что наставники будут в течение года с ними работать, - показалось неинтересным. Поэтому мы решили окунуть учеников в сказку. Ведь, очутившись в сказке, окунаешься в атмосферу, раскрываешься. Семиклассники перевоплотились в героев сказки «Алиса в стране чудес» и пригласили ребят в игровую комнату. Сразу было заметно, что малышам интересно. Первой появилась Алиса и сказала, что ребят ждёт увлекательное путешествие в мир сказки. Затем Шляпник заворожил ребят фокусами с картами. Потом сами ребята захотели показать фокусы, у некоторых это получилось. Затем появился Волшебник и увлек ребят магией шарфа. Многие пытались повторить фокус с шарфом, но ничего не вышло. Чеширский кот провёл игру на знакомство. И вот тогда-то семиклассники узнали, как зовут четвероклассников. Красная Королева узнала от ребят, что представляет их класс, попросив на карточных мастях написать характеристики класса. Так получилось целое дерево. Ребята отнеслись к заданию с юмором, характеристики были разные. А Чёрная Королева попросила рассказать ребят о себе. Кролик провёл игру на сплочение, где наставники смогли сблизиться с младшими школьниками. На первом мероприятии было весело и наставникам, и ребятам 4 класса. В завершении сказки спросили, хотели бы ребята ещё встреч? Ответ был однозначный. Старшеклассники попрощались с ними, но не все сразу хотели уходить, ребятами задавали вопросы о том, что их заинтересовало (о тайнах фокусов), а некоторые просто хотели ещё потанцевать. Мы считаем, что знакомство прошло отлично! А младшим школьникам не хватало взаимодействия со старшими товарищами. Наладив контакт, учитывая пожелания ребят и наши возможности, мы решили провести с наставниками несколько внеклассных мероприятий, день самоуправления, принять участие в конференции, помочь подготовить проект, выйти на совместную экскурсию. На внеклассных мероприятиях наставники тесно взаимодействовали как со всем классом, так и с отдельными учениками. Младшим школьникам было интересно задавать вопросы, а старшие с удовольствием отвечали на них. Так, например, выполняя открытки к Дню рождения Деда Мороза, ребята не просто учились аппликации и созданию бумажных фигур под руководством семиклассников, а общались. Их очень интересовала жизнь в старшем звене. И, чувствуя благоприятную атмосферу для общения, они спрашивали обо всем. Сейчас они занимаются преимущественно в одном кабинете и с одним учителем, а наставников они спрашивали о том, как это ходить на уроки в разные кабинеты? Или узнавали о новых предметах и учителях, которых у них ещё нет. А также спрашивали о различных мифах, которыми окутана старшая школа. Общаясь в неформальной обстановке, наставникам удалось ответить на все вопросы малышей. Готовясь к концерту к Дню Матери, наставники столкнулись с тем, что многие младшие школьники никогда не выступали на сцене, и им очень хотелось окунуться в атмосферу создания праздника для других. А семиклассники с удовольствием передали опыт выступления на сцене, рассказали о различных нюансах и помогли четвероклассникам с уверенностью выйти на сцену. На репетициях коллективы уже окончательно сблизились. Стало заметно, что младшие школьники даже уже скучают и ждут общения с нами. Младшие школьники, увидев своих наставников в коридорах школы, с удовольствием к ним подходят, здороваются, делятся своими эмоциями о прожитом дне, своими успехами, или просят помощи с учебой. Проведя уроки самоуправления, наставники поняли, что быть учителем нелегко. Общаться в неформальной обстановке, проводить праздники, играть – это совсем другая работа. Первые трудности ребята испытали в подготовке к уроку. Осознали, что это огромный труд. И подготовить интересный урок им получилось не за один день. А проведя урок, организуя целый класс на работу без помощи взрослых, наставники прониклись еще большим уважением к труду педагога и пояснили после урока своим наставляемым детям, что с ними не всегда было легко работать. Семиклассники смогли провести целый учебный день у 4 класса, а именно: уроки математики, русского языка, литературного чтения и окружающего мира. Четвероклассники, в свою очередь, старались не подвести наставника, работать на уроке хорошо, но не всегда могли сдерживать свои эмоции. Впереди у наставников совместный проект с наставляемым учеником. И подведение итогов работы за год. Многое было проведено, не все получилось идеально, но старшеклассники сделали для себя выводы. Каждый из участников получил колоссальный опыт социализации. Наставники смогли примерить на себе роли учителя, воспитателя, организатора мероприятий, классного руководителя, тьютора. А младшим школьникам действительно не хватает общения со старшими учениками. Они невольно тянутся к ним и испытывают радость общения как на мероприятиях, организованных наставниками, так и просто встречаясь на переменах. Старшие ребята помогли раскрыть таланты младших школьников, принять участие в конкурсах школы и выйти на уровень вне школы, а выполненные совместные проектные работы еще проявят себя в будущем, так как работа не завершена. По результатам работы мы хотим предложить ввести в нашей школе систему наставничества, где каждый класс средней школы возьмёт под руководство класс младшей школы и будет взаимодействовать, опираясь на разные формы. На наш взгляд, будет достаточно одного мероприятия в четверть, так как любое мероприятие требует подготовки. Например, в 1 четверти можно провести тематический классный час, во второй – внешкольное мероприятие (праздник), в третьей спортивное мероприятие или мастер-класс, а в четвёртой четверти организовать проведение уроков. Мы хотим отметить, что и наставникам, и ребятам очень нравится проводить время вместе. Обучающиеся многому учатся: умению общаться, умению избегать конфликтов, умению выходить из трудной ситуации, анализировать свои действия, дружить и помогать. Готовясь к мероприятиям, старшеклассники повышают свой уровень знаний, узнают о разных инструментах работы, учатся в огромном потоке информации находить нужное и адаптировать под возраст наставляемого. Опыт наставничества – полезный опыт для всех участников, но в особенности для профориентации старших школьников.