Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Занимательная математика для дошкольников 

Лагода Татьяна Владимировна 

Одной из основных задач дошкольной подготовки является математика. Знакомясь с математическими понятиями, малыш учится анализировать, сравнивать, обобщать, группировать, а также планировать свои действия, осуществлять решения в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий. У него развивается мышление, внимание, память, творческая активность и речь.
Чтобы знакомство с математикой стало для ребенка увлекательным, необходимо превратить обучение в интересную игру.
Чтобы повысить уровень познавательного развития, активность детей, развить у них интерес к математике нужно использовать занимательный материал: головоломки, лабиринты, дидактические игры, листы с заданиями для самостоятельного выполнения, пособия, сделанные своими руками для индивидуальных занятий с детьми.
Логические игры математического содержания воспитывают у ребенка познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Занимательные математические задачи способствуют у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Ребенок начинает понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться.
Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребенка большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость.
Особое место развивающей среде групп детского сада отводиться центру занимательной математики - это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами и определённым образом художественно оформленное место. Организовать его можно, используя обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, секретер, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбирать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.
Центр занимательной математики - это не только возможность обеспечения детей материалами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними, но и атмосфера в коллективе. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребенок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.
Задачи «Центра занимательной математики»:
1. Целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности. Развитие качеств и свойств личности ребёнка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность.
2. Воспитание у детей потребности занимать своё свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. Занимательный математический материал в дошкольные и последующие годы должен стать средством организации полезного досуга, способствовать развитию творчества.
Созданию центра предшествует подбор игрового материала, что определяется возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В центре помещается разнообразный занимательный материал, с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру. Это , игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат, головоломки (на палочках и механические); логические задачи и кубики, лабиринты; игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение.
Организуя центр занимательной математики, я исхожу из принципов доступности игр детям в данный момент, помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. От усвоения заданных правил и игровых действий они переходят к придумыванию новых вариантов игр.
Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности дошкольников я использую магнитные доски, счётные палочки, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составленных фигур.
В течение года по мере освоения детьми игр следует разнообразить их виды, вводить более сложные игры с новым занимательным материалом.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Основное их назначение - упражнять детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Существует ряд авторских методик, которые с успехом применяются при построении работы педагогами дошкольных образовательных учреждений.
-Блоки Дьенеша
Основная цель использования дидактического материала: научить решать логические задачи на разбиение по свойствам; ознакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером; усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления; развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения; развитие творческих способностей.
-Палочки Кюизенера
Позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Цель использования палочек Кюизенера: развитие способности группировать предметы по цвету и величине; освоение способов измерения с помощью условной мерки; развитие количественных представлений, способность различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов; развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы и другие.
-Развивающие игры Воскобовича
Развивающие игры являются актуальными для детей от двух лет и старше. Игра может начинаться с элементарной манипуляцией элементами и заканчиваться решением сложных многоуровневых задач.
Игры Воскобовича так же учитывают интересы ребенка. Дети в ходе увлекательного игрового процесса совершают новые открытия и получают эмоциональное удовлетворение от выполненных ими задач. Большинство развивающих игр сопровождаются специальными методическими пособиями с иллюстрированными сказками, в которых необходимо выполнить интересные задания или ответить на поставленные вопросы.
«Геоконт»
Игра-конструктор «Геоконт» представлена в виде фанерной дощечки с гвоздиками, которые расположены на ней в определенной последовательности. К игре прилагается набор цветных резинок и иллюстрированное пособие, содержащее творческие задания различного уровня сложности. Дети не просто выполняют задания, а путешествуют с малышом Гео, помогают ему с помощью конструирования разноцветных геометрических фигур преодолеть различные препятствия в Фиолетовом Лесу. В пособие описаны схемы рисунков, которые в итоге должны получиться у детей.
«Квадрат Воскобовича»
Данную игру называют еще «Кленовый листок»«Вечное оригами»«Косынка»«Квадрат-трансформер» и т. д. «Квадрат Воскобовича» состоит из 32 разноцветных треугольников, наклеенных на гибкую тканевую основу и расположенных на определенном расстоянии друг от друга. «Квадрат Воскобовича» можно легко трасформировать, создавая разнообразные объемные и плоские фигуры: самолет, конфету, домик ворону и т. д. Данные фигуры можно собирать по предложенным схемам или придумывать собственные образы.
-Игры по методики Никитиных
Развивающие игры Никитиных направлены на развитие логического и образного мышления. Они представлены в виде головоломок, нацеленных на узнавание и достраивание образов.
Главное отличие игр Никитина состоит в том, что, играя в них, ребенок выступает как активная сторона и у него воспитывается не умение выполнять работу по предложенному шаблону, а развивается логическое и образное мышление, творчество, умение распознать и построить образ, способность к самостоятельности.
«Сложи узор»
Состоит из 16 деревянных кубиков (размер ребра 3 см, где каждая грань имеет свою окраску. Кубики должны обязательно находиться в коробке. Сначала вместе с ребенком рассмотрите кубики, назовите какого цвета у кубиков стороны, сложите однотонную дорожку, а затем сделайте ее цветной. Способствует развитию пространственного воображения, внимания, умению анализировать и комбинировать.
«Уникуб»
Состоит из 27 деревянных кубиков. Вводят ребенка в мир трехмерного пространства. Игра учит быть внимательным и аккуратным.
К математическим развлечениям относится: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата.
Например: головоломки могут быть арифметическими (угадывание чисел), геометрическими (разрезание бумаги, сгибание проволоки), буквенными (анаграммы, кроссворды, шарады). Есть головоломки, рассчитанные только на игру фантазии и воображения.
Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества.
В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Для организации работы с детьми необходимо иметь наборы обычных счетных палочек для составления из них наглядно представленных задач-головоломок. Кроме этого, потребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию. На обратной стороне таблиц указывается, какое преобразование надо проделать и какая фигура должна получиться в результате. От решения задач-головоломок с помощью воспитателя (на основе частичных подсказок, использования наводящих вопросов, подтверждения частичного решения) дети переходят к полностью самостоятельному быстрому решению задач.
Предлагаю несколько игр, которые можно проводить на прогулке, по дороге в детский сад или на дачу.
«Что нашли, то и считаем» (обучение счету)
Шишки, камешки, желуди и каштаны – отличный дидактический материал для обучения счету. Возьмите картонную решетку из под яиц. В каждую ячейку положите по желудю или шишке. Одна коробка – один десяток. Две коробки – два десятка. Без всяких дорогостоящих пособий Вы легко и наглядно объясните малышу, как можно пересчитывать, складывать и вычитать предметы, что такое вообще «количество». Из желудей, каштанов, семян и др. природного материала можно смастерить при помощи клея и пластилина замечательные поделки, что очень развивает воображение и фантазию ребенка.
«Игры из лесных трофеев» (развитие воображения)
Из собранных листьев, семян и шишек можно смастерить отличные развивающие игры даже для малыша 2х-3х лет. А кое-что заготовить впрок.
Лото «Листья и плоды» (развитие памяти)
Листья высушите негорячим утюгом, положите на карточки и заклейте пленкой. В игре к каждому листу нужно подобрать семечко или плод.
Пазл «Осенние листья» (составление целого из частей)
Крупные листья засушите, наклейте на плотный картон и аккуратно разрежьте карточки ножом макетным. Для самых маленьких пополам (3-4 части), для старших детей на 7-8 частей.
«Что за чем?» (ориентировка во времени)
Игру можно проводить с мячом. Взрослый бросает мяч ребенку и задает вопрос (например «Что следует за днем?»). Ребенок, поймав мяч, отвечает на него («вечер») и возвращает мяч взрослому. Вопросы можете задавать о частях суток, днях недели, месяцах, времени года. Предварительно ребенок должен усвоить понятия «сутки», «неделя», «месяц», «год».
«Что бывает такой формы?» (развитие представлений о геометрических фигурах) Взрослый называет геометрическую фигуру, а ребенок ищет в окружающей обстановке предметы такой же формы. Например, круг - похож на колесо автомобиля, руль, пуговицу, монету и т.д.
Известно, что дети испытывают затруднения при выполнении математических заданий в школе. Они очень быстро теряют интерес к учебе, к самому предмету – математике. Это происходит потому, что маленьких детей слишком рано «отрывают» от их любимого занятия – игры.
Вот почему, прежде чем посадить детей за парты, надо «поиграть» с ними в математику.
Вот несколько советов, которые я рекомендую Вам придерживаться во время игры с ребенком:
- Поощряйте творческую инициативу ребенка.
- Ни в коем случае не ругайте за ошибки, не насмехайтесь даже над самыми нелепыми попытками решения. Стоит только один раз поругать малыша за неправильные действия, и он может больше не захотеть играть в эту игру. 
А в какой форме тогда следует указывать ребенку на допущенные им ошибки или неточности? Желательно, чтобы общий смысл оценочного высказывания был примерно следующим: «Ты действовал очень хорошо, но пока у тебя не все получилось правильно. В следующий раз ты сможешь выполнить задание лучше, чем сейчас». Затем важно указать на то, как именно можно добиться ликвидации ошибок.
Обучая детей в процессе игры, Вы должны стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения!
Поиграйте с ребенком!
Источники информации:
Фидлер М. Математика уже в детском саду.-М.Просвещение.1991.
Синицина Е. Умные занятия.-М.Лист.1998.
Кузнецова А. Лучшие развивающие игры.-М. Риполк классик.2006
Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников.-СПб.Детство-Пресс.2020 Непомнящая Р.Л, Михайлова З.А, Смоленцева А.А. Математика до школы.- СПб.Детство-Пресс.2020
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»