Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Роль предпрофессиональной подготовки
в хореографическом образовании

Морьева Валерия Александровна,
преподаватель хореографического
отделения СПб ГБУ ДО «ДШИ № 37»
Санкт-Петерб
урга
  1. Необходимость предпрофессиональной подготовки детей к поступлению в хореографические училища  

Классический танец со времен своего возникновения, постоянно обогащаясь новыми пластическими формами, не прекращает эволюционировать и по сей день. Факт того, что в наше время эстетика балетного искусства предъявляет довольно высокие требования к профессиональной подготовке исполнителя, закономерно отражается на всех этапах образования артиста балета.
В современное время ребенку, поступающему в хореографическое училище в возрасте 10-11 лет, для успешного прохождения конкурсного отбора, и, как следствие, эффективности будущего образовательного процесса, уже недостаточно обладать только сценичной внешностью и задатками некоторых природных данных, но требуется наличие целого комплекса профессиональных способностей, причем на достаточно высоком уровне. Кроме этого, без сильного натренированного тела не представляется возможным подойти к освоению азов классического экзерсиса. Но, как признают профессионалы балетной педагогики, на практике дети со всем необходимым комплексом природных данных и способностей, включая необходимое для балета телосложение, к сожалению, являются исключительной редкостью. Из этого следует, что ребенку, в особенности не в полной мере обладающему всем комплексом природных данных, нужно заблаговременно начать заниматься своим развитием, корректируя возможные физические недостатки и нарабатывая необходимые базовые танцевальные навыки [1, С. 8], [4, С. 160].
Урок классического танца является основой основ в процессе формирования и совершенствования всех необходимых профессиональных компетенций артиста балета. Эта профессия уже с самых азов обучения подразумевает овладение специфическими весьма сложными двигательными навыками, выраженными в каждодневном классическом уроке – экзерсисе. Поэтому, также в пользу необходимости предпрофессиональной подготовки может свидетельствовать тот факт, что даже при условии очень хороших природных данных, дети, в особенности в начальных классах балетных училищ, все равно сталкиваются с определенными трудностями в исполнении движений. А качественная предпрофессиональная подготовка, как показывает практика балетной педагогики, не только увеличивает шансы ребенка на поступление, но и приводит его с помощью специально подобранных упражнений к последующему более лёгкому и эффективному освоению навыков классического танца [3, С. 81].
Таким образом, исходя из вышеизложенных факторов, становится вполне очевидно, что с целью повышения качества учебного процесса, проблема необходимости предпрофессиональной подготовки для балетного образования представляет особую важность, а для абитуриентов является еще и насущным вопросом. При этом, несмотря на то, что сам факт предпрофессиональной подготовки не дает гарантии поступления в хореографическое училище, все же, при условии качественного обучения и наличия у ребенка трудоспособности и хотя бы средних природных данных, значительно увеличивает его шансы на успех.

  1. Формы и задачи предпрофессиональной хореографической подготовки.

Придя к выводу о необходимости предпрофессиональной подготовки будущих артистов балета, целесообразно рассмотреть ее основные формы и задачи.
Прежде необходимо отметить, что в системе детского художественного образования хореографическое искусство довольно четко делится на два направления: профессиональное и любительское.
Хореография на любительском уровне прежде всего является одним из средств художественного воспитания творческой личности. Тем не менее, зачастую именно с любительского направления начинаются профессиональная ориентация ребенка и его путь к обретению специальности. Как известно из истории хореографии, уже со времен античной цивилизации философы придавали танцу весьма важное образовательное значение, внедряя его как дисциплину в общее образование с раннего детства [5, С. 114].
В наше время развитие медийных технологий, тенденции к здоровому образу жизни и всестороннему развитию, пожалуй, сделали танец одним из самых популярных видов художественной деятельности. Синтетическая природа танца способствует гармоничному развитию ребенка, влияя на его физическое, психическое и интеллектуальное развитие. Огромное значение имеет связь танца с музыкой, что позволяет воспитать эмоционально-духовную сферу личности, прививая эстетический вкус. Наконец, нельзя забывать и о досуговой деятельности, так как повышение культурного уровня положительно влияет на выбор социального окружения и отсутствие у детей дурных привычек. Как правило аргументы именно такого характера прежде всего и направляют родителей к приобщению своих детей к хореографическому искусству [5, С. 114].
По этой причине возникает все больше детских учебных заведений, как в государственной структуре в системе дополнительного образования, так и в коммерческой, в виде хореографических коллективов и балетных студий различного уровня и, соответственно, с разными задачами: начиная от организации детского досуга и заканчивая формированием профессиональной ориентации ребенка и его целенаправленной подготовкой к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Одной из главных возможных проблем любительских хореографических студий, препятствующих качественному обучению, является принцип общедоступности, то есть зачисление детей с недостаточными способностями и разной степенью подготовки. К тому же, часто из-за проблем недобора группы комплектуются детьми разного возраста, что усложняет педагогический процесс, учащиеся (их родители) могут недостаточно серьезно относиться к посещаемости. Тем не менее, при условии наличия в таких организациях высококвалифицированного педагогического состава и специальной нацеленности учебного процесса на подготовку к будущей профессии (в особенности при возможности индивидуальных занятий), предпрофессиональная подготовка может дать весьма эффективные результаты.
В отличие от любительских, главной целью профессиональных учебных заведений, по сути являющихся ядром хореографического образования, является развитие специальных компетенции будущего артиста балета и привитие ему исполнительской культуры академического классического танца. Дети при поступлении проходят жесткий конкурсный отбор, а затем обучаются по строгой системе и проверенной столетиями методике преподаваемых дисциплин. От эффективности педагогического процесса в хореографических училищах напрямую зависит уровень балетного искусства в нашей стране.
В связи с этим, на базе многих хореографических училищ реализуются подготовительные курсы для детей, поступить на которые возможно также, только пройдя серьезный конкурсный отбор. Основной целью этих курсов является закладка фундамента для правильного формирования необходимой базы знаний и навыков, позволяющих позднее поступить в хореографическое училище и в дальнейшем осваивать профессию артиста балета. Взяв за пример такие старейшие балетные школы как Академия Русского Балета им. Вагановой или Московская Государственная Академия Хореографии, где педагогами на подготовительных курсах являются специалисты высокого класса с огромным стажем работы, можно без всяких сомнений заявить о высоком уровне качества предпрофессиональной подготовки. И хотя подготовительные курсы и не дают гарантии поступления в хореографическое училище, все же данная форма предпрофессиональной подготовки имеет очевидное преимущество [2, С. 3], [3, С. 82].
Подводя итог, можно сделать вывод, что основным различием профессиональной и любительской форм хореографического образования являются их различные цели, и, как следствие, условия обучения, от которого зависит качество развития всех необходимых способностей ребенка, напрямую влияющее на освоение будущей профессии. 
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Васильева Т. И. Тем, кто хочет учиться балету. Правила приема детей в балетные школы и методика обучения классическому танцу: Учебно-методическое пособие. — М.: Издательство ’’ГИТИС”, 1994. — 160 с.
  2. Вихрева Н.А. Классический танец для начинающих. М.: Театралис, 2004. 112с.
  3. Грибанова М. А. Методика обучения на подготовительном отделении // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. 2008. №19.
  4. Силкин П. А. Рекомендации по развитию физических (функциональных) данных обучающихся на подготовительном отделении и в младших классах на основе системы Бориса Князева //Вестник Академии русского балета имени АЯ Вагановой СПб. – 2007. – №. 17.
  5. Тимошенко Л. Г. Условия освоения предпрофессиональных программ в области хореографического искусства в учреждениях дополнительного образования детей // Вестник ТГПУ. 2017. №8 (185).

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»