Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Психологическая подготовка как приём
повышения результативности в спортивной стрельбе

Медведева Анна Александровна,
педагог дополнительного образования, ГБОУ Лицей № 387
имени Н.В. Белоусова Кировского района Санкт-Петербурга 
Постановка проблемы и ее актуальность:
Чтобы хорошо стрелять, не достаточно овладеть только техникой стрельбы (физической, тактической). Высокий результат невозможен без планомерной психологической подготовки.
Содержательная часть:
Физическая подготовка начинающего стрелка позволяет сохранять спортивную форму, быстрее восстанавливаться, дольше выдерживать нагрузку в процессе занятий. Однако она неразрывно связана с тактической и психологической подготовкой обучающихся стрелковому делу.  
 Тактическая подготовка подразумевает под собой адаптацию к различным задачам и трудностям внешнего характера. Например,  в любом упражнении стрелку приходится производить не один выстрел, а несколько. В таком упражнении как «большой стандарт» их может быть больше 150-ти. Тут уже помимо работы над выполнением технически грамотного выстрела возникает много новых задач и трудностей. Имеет значение продолжительность стрельбы, изменение внешних условий, необходимость вносить поправки в установку прицела по ходу стрельбы и многое другое. Все это приводит к тому, что стрелок должен вести стрельбу в определенном темпе и ритме, выгодном при тех или иных обстоятельствах.
Необходимость преодоления трудностей, возникающих при длительной стрельбе, требует дополнительных знаний, приобретения опыта, овладения новыми элементами техники стрельбы, применения определенных тактических приемов, знаний главным образом в области психологии.
Очень большое значение в пулевой стрельбе имеет психологическая подготовка.
Наибольшую важность имеет под собой психологическая подготовка
непосредственно перед выполнением самих выстрелов из автомата.
В стрельбе, как и в любом другом занятии опыт и количество времени потраченного на тренировки, определяет уровень мастерства. Чтобы точно попадать в цель нужно научится правильно целится и иметь определённые навыки. Именно поэтому перед непосредственно исполнением выстрелов, необходимо выполнение стрелкового упражнения "Концентрация", которое успешно применяют для формирования правильного навыка прицеливания.
Это упражнение направлено на улучшение концентрации внимания, на умение развивать внимание, реакцию, наблюдательность…. Польза от такого занятия очевидна: так как имеет целью преобразовать в нужном направлении тело (овладение позой и навыками дыхания), во-вторых направлено на совершенствование духа (обращение к своему внутреннему состоянию, концентрированию на деле, которое ты выполняешь, не отвлекаясь на внешние и внутренние отвлекающие факторы).
2. Среди различных причин, влияющих на меткость стрельбы, значительное место занимают причины, связанные с внутренней психологической готовностью учащегося к выполнению стрелковых упражнений.
          Это результат индивидуальной интеллектуально-психологической деятельности спортсмена-личности. На этот результат, правда, влияют также и внешние воздействия, носящие, как правило, временный или разовый характер. Внутренняя психологическая неготовность – это неверие в свои силы, боязнь соперников (конечно, своих соперников, так как у каждого спортсмена они свои – соответствующие уровню его мастерства и результатов). Спортсмен понимает, что при соперничестве относительно равных все могут решить одна – две ошибки. Постоянное ощущение своих текущих возможностей должно способствовать формированию психологической уверенности в способности реализовать именно эти свои возможности. Творческая эмоциональность плюс холодная рассудительность могут дать максимально возможный надежный результат. Правильное ощущение текущего уровня мастерства, то есть настоящих возможностей, а также грани между эмоциональными и рассудительными действиями обеспечит нужный психологический настрой и, соответственно, сформирует оптимальное внутреннее психологическое состояние для надежного выступления. Правильная постановка реально достижимых целей – решающий момент психологической подготовки. При неправильном ощущении своего состояния спортсмен, завышая либо занижая его, неумолимо создает основания для дальнейших «дерганий» в сторону то обесценивания своих возможностей, то выражения излишнего самомнения, в результате чего перед стартом у спортсмена может возникнуть либо стартовая лихорадка, либо апатия. Спортсмену необходимо регулировать свои эмоции, так как от этого зависит результат на соревнованиях. Чем более психологически устойчив спортсмен, тем меньше он сделает ошибок на дистанции. Благотворное влияние на эмоции оказывает выполнение привычных технико-тактических упражнений перед соревнованиями. Эти упражнения должны быть достаточно сложными, требовать много внимания и тем самым отвлекать от неблагоприятных мыслей. Большое значение имеет специальная психологическая «настройка» на предстоящее действие – соревнование, тренировку или отдельное упражнение. Четкая постановка целей, достаточная информация и разработанный план действий снижают тревожность. В разминку перед соревнованиями полезно включать так называемые идеомоторные упражнения – мысленное представление своих действий во время соревнований. Нужно стремиться к возможно более подробному представлению. Чтобы предстартовое возбуждение не «смазало» мысленной картины, стоит тренироваться в выполнении идеомоторных упражнений на тренировках. Еще один основной путь регуляции эмоциональных состояний – саморегуляция. Тренироваться в этом должен каждый спортсмен, да и в 7 современной насыщенной нервными напряжениями жизни навыки саморегуляции полезны каждому. Однако надо заметить, что их использование должно быть индивидуальным, так как оптимальным для каждого спортсмена будет свой уровень эмоционального возбуждения.
 
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
2.1. Психические процессы. Их роль и значение в стрельбе
Исход спортивной борьбы довольно часто зависит от уровня развития морально-волевых качеств стрелка, его психического настроя и умения регулировать свое состояние во время соревнований.
Морально-волевые качества стрелка определяют его зрелость в умении преодолевать трудности на тренировках и соревнованиях, отстаивая честь команды.
Особенность достижения результата в стрельбе заключается в том, что техника выполнения выстрела находится в большой зависимости от психического состояния стрелка. К психическим процессам, непосредственно участвующим в выполнении прицельного выстрела, относятся: ощущения и восприятия, внимание, память, мышление, эмоции, воля.
Ощущения и их отражения в сознании – восприятия дают информацию о позе изготовки, хватке, устойчивости, тонусе мышечно-связочного аппарата. Главенствующим является зрительное ощущение. Под его контролем и организующим воздействием проходит все выполнение прицельного выстрела.
Минимальная сила раздражения, способная вызвать ощущения, может в значительной степени меняться. Чувствительность обостряют: чувство ответственности, возрастание интереса к деятельности, приподнятость настроения и т.д.
ВниманиеНа психику человека постоянно воздействуют много-численные раздражители. Чтобы не утонуть в этой массе информации, человек должен отобрать наиболее значимое для него в данное время, в данных обстоятельствах, ограничить  доступ в сознание всего остального. Механизмом, выполняющим организацию психической деятельности, служит внимание.
Таким образом, внимание – это направленность сознания человека на избранные предметы или явления.
 Количество объектов, которые человек может воспринимать одновременно, индивидуально, обычно 4 – 6. При этом фиксируется внимание только на одном – двух, а по остальным только скользит. Данное свойство внимания имеет большое значение в стрельбе. Как правило, начинающие стрелки в момент выстрела впадают в две крайности: или пытаются распределить внимание между всеми составляющими технически грамотного выстрела, или наоборот чересчур увлекаются прицеливанием, забывая обо всем остальном.
Внимание делится на непроизвольное, когда от человека не требуется усилий для его поддержания и на произвольное, которое требуется удерживать волевым усилием.
Интенсивность и устойчивость внимания создают большую нагрузку на психику. Произвольное сохранение интенсивного внимания требует значительных энергетических затрат. При прогрессирующей усталости не всегда можно усилием воли добиться интенсивности и устойчивости внимания.
Память – это запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта. Различают различные виды памяти:
  • двигательную, относящуюся к движениям и поведению;
  •  наглядную, возникающую в результате раздражения органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкусовых и температурных рецепторов;
  • эмоциональную: переживания, их сила, окраска.
Люди различаются по качеству памяти: быстроте запоминания, длительности сохранения, объему запечатленного материала, точности запечатления.
Запоминание, как и внимание, может быть непроизвольным и произвольным. Сильное влияние на легкость и прочность запоминания оказывают исключительность события и эмоциональное состояние человека, связанное с ним.
  • занимают очень важное место в спортивной деятельности. Эмоции спортивной увлеченности или злости мобилизуют организм спортсмена на борьбу. Эмоциональное возбуждение вызывает прилив сил, энергии, улучшает реакцию спортсмена. Однако его положительное влияние связано со спецификой данного вида спорта и зависит от характера и силы возникающих реакций. Эмоциональное возбуждение большой силы нарушает нормальное течение психических процессов, вызывает сужение сознания, неуправляемость внимания, дезорганизацию двигательных функций, торможение навыков. Особенно пагубно это отражается на видах спорта, связанных с координацией и автоматизацией действий, к которым относится и пулевая стрельба.
Вместе с тем известно, что совершенно спокойное состояние не способствует максимальному проявлениювсех навыков и качеств, которыми обладает стрелок. Необходимо, чтобы психическое состояние стрелка перед началом и во время соревнований имело оптимальный уровень возбуждения. Такое психическое состояние носит название состояния боевой готовности.
Важным показателем спортивной перспективности стрелка является эмоциональная устойчивость – способность в экстремальных условиях сохранять состояние стресса в допустимых пределах, быстро возвращаться в границы оптимального уровня.
Высокая психоэмоциональная устойчивость позволяет стрелку полностью проявить свое техническое мастерство в напряженной обстановке соревновании.
Воля. В сложном, постоянно меняющемся мире восприятий, побуждений, переживаний человек вынужден определенным образом регулировать, организовывать свою деятельность, управлять своим поведением.
Все действия и поступки человека можно подразделить на непроизвольные, выполняемые без волевых усилий, и произвольные, требующие проявления воли.
В спорте под определением «воля» понимается способность спортсмена сознательно регулировать свои действия, активно направлять их на достижение поставленной цели, преодолевая стоящие на пути к ней трудности и препятствия.
Трудности, преодолеваемые спортсменом на пути к цели, могут быть внешние, объективно существующие для всех спортсменов, например, вес удерживаемого оружия. И внутренние, отражающие субъективное отношение человека к этим трудностям, например, его способность преодолеть чувство утомления или боли, проявить настойчивость в трудном действии. Физически более сильному новичку легче удерживать оружие, чем более слабому. Поэтому последнему субъективно труднее выполнять эту работу.
Воля человека проявляется в совокупности волевых черт. К ним относятся:
  •   целеустремленность – способность подчинить свою деятельность и поведение достижению поставленной цели;
  •   настойчивость – способность длительно, не снижая энергии, бороться за достижение цели;
  •   самообладание – сохранение ясности сознания в критических ситуациях. Способность управлять своим состоянием, сдерживать себя, подавлять импульсивные проявления, не поддаваться растерянности и чувству страха;
  •   решительность – способность в ситуации определенного риска оценить обстановку и своевременно принять обоснованное решение. Выполнять его без излишних колебаний и сомнений, без торопливости и стремления покончить поскорее с делом зачастую в ущерб качеству.
  •   смелость – готовность к борьбе в условиях истиной или кажущейся опасности.
Воля человека не может рассматриваться как сумма отдельно взятых волевых черт. Она представляет собой сложный сплав волевых качеств, которые развиваются только в процессе преодоления трудностей. Преодоленная трудность укрепляет готовность стрелка к новым напряжениям, воодушевляет его на новые усилия, вооружает уверенностью в своих способностях и возможностях.
Чем больше трудность, которую спортсмен сумел преодолеть, тем выше ее воспитательное значение. Трудность, оставшаяся непреодоленной, наоборот расслабляет волю человека.
Теперь немного о характере спортсменов.
Сочетание наиболее устойчивых существенных свойств личности, отражающих врожденные и приобретенные качества, определяют характер человека. Характер формируется на всем протяжении жизни и решающим образом влияет на поведение человека в конкретных обстоятельствах.
Положительными сторонами характера спортсмена являются его твердость и смелость.
Твердость характера проявляется в следующем:
  • независимость мыслей;
  • критическая оценка себя и окружающих;
  • стремление к поставленной цели;
  • владение своими чувствами;
  • подавление неадекватных эмоциональных проявлений;
  • сохранение самообладания в условиях напряженных ситуаций.
К отрицательным чертам характера спортсмена относятся:
  • непостоянство в интересах, взглядах и решениях;
  • уклонение от принятия решения;
  • неспособность преодолевать внешние препятствия;
  • импульсивность действий;
  • склонность к невротизму;
  • ярко выраженная ориентация на мнение других;
  • чувствительность к мнению окружающих;
  • потребность в поддержке и одобрении.
Свойства характера – одна из важных личностных особенностей спортсмена.
В основе формирования характера лежит темперамент – врожденные жестко запрограммированные функциональные системы организма. Темперамент проявляется в силе, уравновешенности и подвижности нервных процессов – возбуждении, торможении и их соотношении.
Различают четыре типа темперамента предложенные еще Кантом на основе теории Гиппократа: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Первые три– это сильные типы нервной системы. Меланхолик – это слабый тип. Меланхолики, как правило, вечно ноющие, всем недовольные, часто плачущие, не уверенные в себе люди. Понятно, что меланхолики не подходят для спортивной деятельности.
Но для такого вида спорта как стрельба не подходят и холерики. Холерики обладают высокой подвижностью нервной системы, они легковозбудимы, часто увлекаются каким-нибудь новым делом, но быстро переключаются на что-то другое. Им свойственна быстрая смена настроений, активность двигательных реакций и общего темпа жизни. Стрельба, с ее монотонностью, многочасовыми однообразнымиупражнениями им явно противопоказана.
Поэтому хорошими стрелками становятся флегматики и сангвиники, с их хорошей уравновешенностью нервной системы, со спокойным поведением в волнующей обстановке, отсутствием импульсивных реакций, устойчивостью к эмоциональной ситуации.
По фундаментальным свойствам личности, отражающим некоторые личностные особенности, психологи делят людей на два полярных типа. Экстраверты характеризуются легкостью в общении с другими людьми, уверенно чувствуют себя в незнакомых ситуациях. Положительно и относительно высоко оценивают себя. Обладают выраженным стремлением к межличностным контактам.
  • отличаются затрудненностью в общении, особенно в разговорах о себе, стремлением к уединению. Уклоняются от общения с незнакомыми людьми, от деятельности, проходящей в новых, незнакомых условиях.
Психологические исследования показывают, что в большинстве командных видов спорта преобладающее число сильных спортсменов составляют экстраверты. В индивидуальных видах доминируют интроверты.
На момент обследования сборной команды страны по пулевой стрельбе оказалось, что все ее члены относятся к интровертам. Свойственная интровертам некоторая отстраненность от происходящего вокруг, самоуглубленность позволяет стрелку лучше сосредоточиться на выполнении упражнения и, как следствие, добиться хорошего результата.
2.2. Предстартовое состояние и борьба с его негативными
       проявлениями
 
Каждого спортсмена перед соревнованиями и во время них охватывает волнение. Однако такого отрицательного влияния этого фактора на результат, как в пулевой стрельбе, не наблюдается ни в одном виде спорта. Это происходит потому, что действия стрелка носят характер тонко и точно координированных движений, которые сильно изменяются под влиянием психологического состояния. У представителей других видов спорта волнение как бы растворяется в более активных движениях.
У стрелков психическая напряженность поддерживается на всем протяжении упражнения, вызывая сильное утомление, что может привести к ошибкам.
Психологически подготовленный стрелок может сознательно управлять своим состоянием, максимально сосредоточится на выполнении выстрела и бороться до конца упражнения за лучший результат.
Для менее опытных стрелков  выступление на  соревнованиях способствует возникновению психофизической напряженности  – состоянию стресса. Сохранить в состоянии стресса навыки сложной координации тонких мышечных усилий, составляющих технику прицельного выстрела, чрезвычайно сложно. Отсюда ясно, почему досадные срывы и поражения в соревнованиях, выступления «ниже своих возможностей»  - явление не такое уж редкое.
Психическое состояние, в котором находится спортсмен перед соревнованием и во время него, оказывает чрезвычайно большое влияние на работоспособность спортсмена. Являясь совокупностью своеобразно протекающих психических процессов, качеств и свойств личности, психическое состояние может иметь массу оттенков, оказывающих различное влияние на спортсмена и его выступление на соревнованиях.
Психическое состояние может быть:
  • оптимальным, наилучшим образом способствующим выполнению деятельности;
  • возбужденным, когда напряжение психических и физиологических функций вызывает дезорганизацию действий, сужение мышления, ухудшение ощущений, восприятий, снижение самоконтроля;
  • депрессивным – состоянием подавленности, упадком духовных и физических сил. Оно характеризуется безразличием, безволием, повышенной утомляемостью;
  • активным, при котором повышенная активность оказывается несообразной деятельности, вызывает суетливость, чрезмерную старательность, идущую нередко во вред делу;
  • пассивным, характеризующимся вялостью, равнодушием, отвлеченностью от стоящих задач, заторможенностью движений, сосредоточением внимания на своих переживаниях.
Психологическая структура и степень интенсивности психического состояния индивидуальны и динамичны. Возникшие в начале упражнения отрицательные моменты в настроении спортсмена могут смениться положительными или наоборот, хорошее состояние и высокая результативность сменяются отрицательной формой и спадом результата.
Достижение высоких результатов возможно только при условии оптимального психического состояния.
Предстартовое состояние вызывает определенные изменения в организме стрелка, которые могут оказать отрицательное воздействие на его способность продемонстрировать совершенную технику стрельбы. Признаки проявления предстартового состояния могут быть внешними и внутренними. Наиболее характерные признаки предстартового состояния, в наибольшей степени влияющие на результат стрельбы:
  • расслабление или перенапряжение мышц;
  • запотевание ладоней;
  • болтливость, суетливые движения;
  • раскоординация действий (стрелок жалуется, что «палец не жмет»);                                                                           
  • потеря устойчивости изготовки;
  • увеличение частоты сердечных сокращений;
  • увеличение тремора рук;
  • безразличие, отсутствие желания соревноваться;
  • неуверенность, сонливость, вялость, рассеянность;
  • замедленная или ускоренная реакция.
Все изменения,происходящие в организме стрелка, накладывают значительный отпечаток на технику стрельбы, т.е. разрушают непрочно закрепленный навык. Так, например, можно отметить следующие изменения в технике стрельбы:
  • изменение времени стрельбы (в основном увеличение, стрелок начинает «зацеливаться»);
  • изменение характера нажима на спусковой крючок;
  • уменьшение устойчивости колебаний оружия;
  • изменение темпа и ритма стрельбы и т.д.
Регуляция предстартового состояния пред началом соревнований является решающим звеном во всей цепи психологической подготовки стрелка.
Методы психологической подготовки, используемые в тренировочном занятии по стрельбе, тесно связаны с технической подготовкой. Это и понятно: чем лучше стрелок подготовлен технически, чем выше и стабильнее его результаты на тренировках, тем меньше у него поводов бояться соревнований.
Средства психологической подготовки могут быть следующие:
  • стрельба на задание (стрелку предлагается выполнить определенное количество выстрелов с определенным результатом);
  • аутогенная тренировка;
  • различные турниры;
  • выполнение различных игровых упражнений;
  • контрольные стрельбы;
  • моделирование условий соревнований на тренировке и т.д.
Один из наиболее действенных методов – установка на соревнования, основным средством которой является беседа. Беседа может быть общей или индивидуальной. Цель этой беседы: проанализировать, предусмотреть возможные ситуации и предполагаемые действия стрелка. При проведении подобной беседы необходимо весь анализ проводить с примерами из практики соревнований по стрельбе. Кроме того, следует напомнить стрелкам о работе над правильной техникой выполнения упражнения, выдерживании привычного темпа и ритма стрельбы, настроить стрелка на борьбу до последнего выстрела.
Во время выполнения упражнения стрелок остается один на один со своими мыслями. И вот тут очень важно соблюдать одно очень важное правило «Каждая мысль должна быть позитивной»
Всем стрелкам хорошо знакома идеомоторная реакция. Например, после нескольких «десяток» возникла мысль о том, как бы ни попасть в «восьмерку», и очень часто тут же её попадешь, даже если выстрел был отмечен хорошим. При возникновении отрицательной навязчивой мысли ей соответствует двигательное исполнение ошибочных действий. То есть,если стрелок концентрируется на позитивном управлении своими действиями, он ими действительно управляет; если он допускает негативные команды, он своими действиями не управляет. Например, стрелок, который концентрируется на плавной обработке спуска, именно этого и добивается – плавно нажимает на спуск. Стрелок, который думает: «Я не должен сработать плечом, когда нажимаю на спуск», скорее всего так и сделает – сработает плечом. Поэтому во время стрельбы стрелок ни в коем случае не должен думать об ошибке, которую он может сделать.
Взаимодействие между мысленными командами и действиями может быть выражено правилом: позитивные команды и мысли вызывают позитивные действия, негативные команды и мысли – негативные действия.
Приемы регуляции эмоционального состояния условно можно разделить на несколько групп.
  1.  группа – включает методы, способствующие снижению уровня возбуждения перед выступлением на соревнованиях.
  1. Словесное самовоздействие:
  • переключение мыслей на образы и явления, вызывающие положительные эмоции;
  • переключение мыслей на технику стрельбы;
  • самоубеждение, самоуспокоение, подкрепляемое собственной хорошей тренированностью;
  • самоприказы («успокойся», «возьми себя в руки» и т.п.);
  • полное отключение от каких-либо мыслей и представлений.
  1. Методы физического воздействия:
  1. произвольная регуляция дыхания (изменение интервалов вдоха и выдоха, задержки дыхания);
  2. последовательное расслабление групп мышц с применением успокаивающих формул аутогенной тренировки;
  3. чередование напряжения и расслабления отдельных групп мышц (лежа, сидя);
  4. контроль над мимикой, выражением лица, моторикой и другими внешними проявлениями возбужденного состояния;
  5. массаж и самомассаж (легкое поглаживание, потряхивание и др.).
  6. группа – включает методы, способствующие повышению уровня возбуждения для мобилизации спортсмена.
  1.     Словесное самовоздействие:
  • концентрация мыслей на хорошем результате;
  • настрой на максимальное использование технико-тактических и физических возможностей;
  • самоубеждение в высокой ответственности за результат выступления, возможность выполнения разряда;
  • самоприказы ( «соберись», «ты готов» и т.п.).
  1. Создание комплекса представлений, соответствующих лучшей мобилизации готовности, оптимальному результату, победе над соперниками.
  2. Аутоидеомоторное представление о выполнении отдельных технических элементов и выстрела в целом.
  3. Методы физического воздействия:
  • произвольная регуляция дыхания с кратковременной гипервентиляцией;
  • элементы разминки с имитацией выполнения выстрела;
  • возбуждающие приемы массажа (разминание, растирание, поколачивание и т.д.)
Приемы регуляции и саморегуляции эмоционального состояния целесообразно использовать целенаправленно, в зависимости от предстартового состояния стрелка: стартовая лихорадка, стартовая апатия, состояние боевой готовности, состояние самоуспокоенности.
Стартовая лихорадка – это состояние, которое характеризуется сильным волнением, неустойчивостью эмоций, их быстрой сменой, ослаблением внимания, несобранностью, рассеянностью.
Состояние стартовой апатии характеризуется пониженной возбудимостью, заторможенностью психических процессов, а также отсутствием желания соревноваться.
Состояние боевой готовности характеризуется твердой уверенностью в своих силах, в стремлении проявить себя и добиться победы. У стрелка – оптимальная степень возбуждения, высокая помехоустойчивость, способность к произвольному управлению действиями и чувствами.
Состояние самоуспокоенности характеризуется отсутствием необходимой собранности и мобилизационной готовности, наличием излишней самоуверенности и веселости.
Литература: 
1. Вайнштейн, Л.М. Психология в пулевой стрельбе: учебн.пособ. / Л.М.Вайнштейн.  – М.:  ДОСААФ,  1981. – 96 с
2. М.А. Иткис. – М.: ДОСААФ, 1982. – 128 с.
3. Спортивная стрельба: Учеб. для ин-тов физ.культ / Под общ.ред. А.Я.Корха. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 255 с., ил.
4.. Сабирова, И.А. Подготовка стрелков-пулевиков: монография / И.А.Сабирова. – Воронеж: «Научная книга», 2014. – 177 с.
5.   Юрьев, А.А. Пулевая спортивная стрельба. Изд. 3-е, перераб. и доп. /     А.А. Юрьев. – М.: Физкультура и спорт, 1973. - 432 с.  
6.   Пуллэм, Б., Хейненкрат, Ф.Т. Спортивная стрельба из винтовки: Руководство для стрелков и тренеров. / Б. Пуллэм, Ф.Т. Хейненкрат; пер. с англ. и примеч. Д. Пуцыковича. – М.: Физкультура и спорт, 1991.- 272 с., ил.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»