Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Гамлет на студенческой сцене

Нестерова Лариса Глебовна
Четыре века «Гамлет» волнует человечество… Пазлы  человеческой харǻктерности там на пьедестале. Всех видно. Ложь. Коварство. Глупость. Обман. Невежество. Равнодушие. Страсть.  Возможность вариативного соотношения шекспировских персонажей    породило множество версий трагедии. И будет порождать! Школа жизни? Вряд ли…Школа страстей? Скорее всего. Человек борющийся, ищущий будет идти через страсти. Страстям подвержены только сильные, цельные личности. В Гамлете ― все личности сильные. Даже мятущиеся и вопрошающие…Но и страсти требуют логичности.
.Так я думала, наблюдая очередную  версию «Гамлета». Классика –  сильный побудитель театральной фантазии…Ну, да, с сюжетом понятно, поэтому спокойно  читаешь мысли творящих спектакль – что волнует человека сейчас, что волнует прежде всего? Да нет, не спокойно. Вижу, чувствую откровенность, выворачивающую мою, зрительскую  и актёрские души. И это происходит   у меня «на ладошке», потому как учебная аудитория мала, а кинокадры за стеклом пытаются усилить впечатление…
Это я веду рассуждения о спектакле режиссёров 2 курса РГИСИ мастерской Геннадия Рафаиловича Тростянецкого под названием «Семья Полония».  Семья Полония попала в прокрустово ложе душевной драмы принца Датского и с достоинством покинула его – вот такая версия математически выверенного историей сюжета… Но… на то она и версия, чтобы сказать своё слово относительно мировой литературы, искусства… Понятно, что авторы (ими являются все участники спектакля, автор идеи – Г.Р.Тростянецкий)  перекладывают «точку кипения» на Полония и его детей, Офелию и Лаэрта. Гамлет сумел донести до каждого из них, что они делают правильно, а что неправильно в этой жизни относительно его личности… Под критику попадают также ближайшие родственники – царствующий дядя и мать, ставшая его женой.
Антидраматургия? Пожалуй,  фокусировка конфликта.  Фокусировка      до рамок портативного, конкретного. Однако, сосредоточение конфликта на отдельном очаге не снижает прежней жанровой принадлежности ― трагедия осталась трагедией. Трагичны все образы в пьесе.
Вычленение семьи Полония из круга образов пьесы Шекспира и конфликтов, связанных с ней, по-новому группирует силы, наделяя их монументальностью, укрепляет линию их поведения, делает взаимоотношения  более скульптурными.
Во взаимоотношениях персонажей трагедии фигурирует поэтика шока, действия их эмоционально насыщены до предела ― и это не противоречит слову  и мысли Шекспира.
Но почему не страшно, не дискомфортно присутствие актёра, несущего открытый конфликт,  лицом к лицу со зрителем? Потому, что при том способе игры, который он несёт, зритель на спектакле активизируется внутренне. Актеры не исполняли роль, не играли своего персонажа, а на протяжении спектакля исследовали свой внутренний мир и своего героя. Такое глубокое внутреннее проникновение и удержание этого состояния на протяжении всего спектакля  через эмоции, пластику актёр выводит    на коллективное бессознательное зрителя. Эмоциональное напряжение незамедлительно пробуждает внутренние реакции зрителя ―   внутреннее отстранение актёра и публики налицо. Главным становится изменение человека, влияние на него ― и у  актёра,  и у  зрителя. Да, я как зритель хочу сказать, что это оказался тот верный ход, который очень хорошо сыграл, быстро настроил  мысли на нужное русло, я впала в какое-то другое гамлетовское пространство – вулканическая магма, которая  несла меня и не выбрасывала на берега раздумий, мне было легко, у меня было ощущение, что я чувствую себя уверенно в жизни.
Динамично подлинное существование решают и  живые инсталяции за стеклом, и технообразы (манекен Полония, к примеру).
Компактность конфликта обусловила активную динамику развития действия, образов в пьесе.
Гамлет (актёр Даниил Сухов) существует на сцене как  человек с комплексом одному ему присущих характеристик и свойств, он  находится в сколь угодно сложной и многовариантной связке со всеми другими персонажами действия. Но здесь, как и литературном праисточнике, образ цельный, динамичный с глобально проросшей в нём         идеей  ничтожности власти. Отсюда у Гамлета деятельностность, определённость подхода к каждому из действующих лиц пьесы. Он знает, чего он хочет, но не может мириться с существующим миром. «Мне «кажется» неведомы»  ― говорит о себе Гамлет, предполагая, в слове и деле, видимо, только чёрное и белое. Известен литературоведческий факт относительно того, что Гамлет в своих действиях и мыслях опережает время, оно захлёстывает его разум, он творит зло как делает работу…
Полоний, королевский советник,  (актёр Владимир Чухланцев) ― по сути дела главный герой. Его именем названа пьеса. В его обязанности входит свято сохранить существующий порядок жизни, сохранить свою семью. Но  жизнеспособность его идеи положена на весы  Гамлета… Двойственность образа Полония, прорисованная в пьесе Шекпира, дана и здесь. Но Полоний не терзаем внутренним голосом, он намерен  осуществить несколько своих полярных идей – быть правой рукой короля и выдать дочь замуж в королевский дом.  
Офелия (актриса Ксения Шапошникова) поразила тем, что я, как зритель, не обнаружила момента перехода в этом образе состояния от простодушности, радости до сумасшествия. Сыграно было естественно, убедительно, легко.
Клавдий (актёр Георгий Габараев) очень яркий, насыщенный персонаж. Чтобы удержать власть, иногда он «Антигамлет», «Антиполоний»,  иногда   Клавдий. Актёру нужно чётко знать – кто ты есть сейчас, быстро включаться и переключаться  в разные состояния. Делалось это незаметно, тонко, правдиво.
Гертруда (актриса Надежда Новикова ) Это очень трудная работа для студентки 2 (!) курса. Задачи, которые ставил мастер,  рассчитаны на будущее – «достать» то существо, которое теоретически проработано  в образе Гертруды,  возможно теперь только играя спектакли. Роль Гертруды не очень большая. Взять, к примеру, образы Гамлета или Полония ― там проявляется процесс роста, есть возможность набора, присвоения, обрастания какими-то моментами, штрихами к образу, и за счёт этого ощущения  свободы их действия. А роль Гертруды заключается во встраивании в острую «энергетическую систему». В этом всегда проблема. Роль Гертруды сложна ещё и тем что, трудно показать   на сцене одновременно  двуликость образа ― это трудная работа даже для дипломированных актёров и вот над этим мастер сейчас и работает со студенткой.
Лаэрт (актёр Шэ Муцзе) - герой, каким он предстаёт у Шекспира. Романтичный, восторженный юноша. Но он отдалил себя  от семьи Полония, хотя явился непосредственным защитником  её чести. Роль Лаэрта заключается в том, что он теоретически ставит точку в трагедии,   находясь вне её практически. В этом также двойственность образа.
Каждый образ в спектакле был очень убедительным, цельным. Но не менее убедительными были взаимоотношения между персонажами.
 Как говорит педагог по актёрскому мастерству,  Н.Никуленко,  поиск пьесы начался уже с 1 курса. Выбрав «Гамлета», все, конечно,  рисковали -  очень сложно,  очень рано... И на сегодняшний день мастеру и педагогам   стало  понятно, что это был  не рациональный, а, скорее,  интуитивный шаг. Может быть,  именно поэтому Геннадий Рафаилович предлагал  начать работу  не с привычного общего анализа пьесы и не с чтения текста по ролям - каждый студент выбирал, наиболее интересный для себя, персонаж и подробно исследовал жизнь этого персонажа в пьесе. Так возникли «линии роли» у каждого студента-актёра в виде монологов, этюдов в свободной форме. Принципиально важным для Геннадия Рафаиловича было то, что каждый выходил на сценическую площадку еще до общего погружения в материал. Это давало возможность понять кто и как чувствует пьесу. В последствии это помогло в поиске общего способа игры. Таким образом,  познакомившись с персонажами, мы приступили к подробному анализу и разбору текста.
В течении всего третьего семестра педагоги (Н.А. Никуленко, педагог по сценическому мастерству и Л.А.Шуринова, педагог по сценической речи) занимались этюдами на основе этого разбора. Эти занятия привели к тому, что менялось   отношение к персонажам,   взгляд на взаимосвязи между ними, менялся и  состав курса и, в какой-то момент, у мастера родилась идея спектакля о семье Полония. Никто не писал инсценировку, сидя за компьютером  были определены  те сцены, которые должны войти в спектакль безусловно и уже на площадке искали последовательность сцен, которая позволит сложить связную историю.
Студентам было предложено найти общее пространственное решение. И первая же их попытка была не просто удачной, а определившей всю дальнейшую работу, как итог, судьбу   спектакля. Так родились окна, которые, расширили сценическое пространство, связав два улицу и сцену.  Это придумали сами студенты и педагогам  это решение показалось  очень талантливым и вполне зрелым, с режиссерской точки зрения. Именно благодаря пространственному решению законченный эскиз спектакля им удалось сделать всего за две недели. Это был совершенно отважный опыт!
Самая сложная и интересная работа началась дальше. Мастер искал тот способ актерской игры, который сейчас существует в спектакле - острый, парадоксальный, во многом неожиданный и для студентов и для зрителей.
Ещё следует сказать, что в работе над спектакле произошёл  сознательный  отказ от шекспировской метафизики, пусть даже прекрасной, которая содержится в пьесе. Создатели спектакля  шли путём исследования человеческих отношений в пограничных обстоятельствах. Исследованием тех отношений, которые студенты могут воспринять, приблизить к себе и найти для их выражения именно тот сценический эквивалент, который сегодня видит зритель в нашем спектакле.
Все эти этапы проходили непросто. Мастер и педагоги уверены, что далеко не все профессиональный актеры с легкостью прошли бы такой путь…Какая бы острая форма ни была предложена,   студенты должны были присвоить её, сделать органичной и наполнить живой человеческой энергией. Конечно,  для этого существует множество способов – тренинги, метод подстановки, импровизации.  На некоторый период были  исключены из репетиций авторский текст и работали только с «бытовой» современной речью. Но однажды это стало тягостным и захотелось заговорить языком Шекспира. И дальше шла серьёзная, повседневная работа, когда складывались те диалоги, которые составили основу текста спектакля.
         Все по-разному идут к результату. Сыграно всего 5 спектаклей. Студенты 2-го курса делают первые шаги в профессию. И делают это, добиваясь уверенности в своём деле, не замыкаясь в себе, а роскошно делясь со зрителями своими находками, своей душой. 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»