Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа 
художественной направленности

Умелые руки

Пашкевич Людмила Анатольевна,
педагог дополнительного образования
Возраст участников: 7-8 лет
Кол-во часов в неделю: 2 часа
Срок реализации: 3 года
                                                   Пояснительная  записка                       
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности и направлено на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.), изготовление игрушек, аппликаций, различных полезных предметов для школы и дома. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности и направлено на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами , изготовление игрушек, аппликаций, различных полезных предметов для школы и дома. Работа в кружке «Умелые руки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, моторики, а также конструкторского мышления детей .
Программа нацелена на формирование творческой личности ,на приобщение детей к общечеловеческим ценностям через собственное творчество. Содержание образовательной программы расширяет представления детей о различных видах прикладного искусства, формирует знания, умения и навыки, способствующие самостоятельному созданию творческих работ , развивает и формирует художественный вкус.
Цель: Развитие творческих способностей школьников , создание сплоченного детского коллектива        через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
Задачи :
- образовательные : познакомить детей с различными видами прикладного искусства.
- развивающие: развивать мелкую моторику рук ребенка, творческие способности.
- воспитательные : воспитывать художественный вкус, культуру труда, аккуратность и бережливость.
Задачи данной программы будут выполнены, если ребенок на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам». В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. На занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение понимания цели и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделия, причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством педагога можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне. Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только «под диктовку» учителя по принципу «делай как я». Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения детей, но задержка школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: они становятся пассивными.
Индивидуальный труд обучающихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников  и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов. Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.
Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы.
Главной задачей педагога, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение; нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу же стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен пробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым.
 Определены критерии, по которым оценивается работа на различных сроках обучения:
- аккуратность;
- четкость выполнения изделия;
- самостоятельность выполнения;
- наличие творческого элемента.
Формами подведения итогов могут быть: открытые занятия, выставки, самооценка, коллективное обсуждение и др.
Перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся
Обучающиеся должны знать:
названия ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой;
правила безопасности труда при работе ручными инструментами;
правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику; 
Обучающиеся должны уметь:
правильно пользоваться ручными инструментами;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
бережно относиться к инструментам и материалам;
экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
самостоятельно изготовлять изделие по образцу;
В реализации образовательной программы «Умелые руки» 1 года обучения участвуют дети 9-10 лет. Условия набора в кружок на добровольной основе, по заявлению родителей. Форма занятий – групповая.
1-й год обучения 72 часа. Занятия проходят 2 часа в неделю .
Учебно-тематический план
                              1 года обучения

п/п
Темы Теория Практика Всего
1. Вводное занятие 4 - 4
2. Работа с бумагой 1 35 36
3. Работа с природным
материалом
1 9 10
4. Аппликация - 10 10
5. Работа с пластилином 1 11 12
  итого: 7 65 72
 
                                  Содержание программы
                                         1 года обучения
  1. Вводное занятие.
  2. беседа по технике безопасности, показ образцов изделий.
  3. Работа с бумагой.
  4. :   аппликация, коллаж
               Практика: изготовление витража, бумажных цветов, открыток.
     3.    Работа с природным материалом.
  • :     способы соединения таких материалов, как листья, желуди,
Практика: аппликация из листьев, изготовление фигурок из природного
  • Работа с пластилином.
  1. лепка животных, сказочных персонажей.
 Календарно-тематическое планирование кружка «Умелые руки»
1 год обучения
Сентябрь
№ п/п Дата Тема Кол-во
часов
1. 03.09. Вводное занятие: задачи кружка
2. 10.09. Техника безопасности
3. 17.09. Сбор природного материала. Осенний букет.
4. 24.09. Работа с бумагой. Осенний лист.
                                                       
Октябрь
№ п/п Дата Тема Кол-во
часов
1. 01.10. Работа с природным материалом. Человечки из листьев.
2. 08.10. Работа с природным материалом. Панно в круге.
3. 15.10. Работа с природным материалом. Поделки из желудей.
4. 22.10. Работа с природным материалом. «Лесная полянка».
5. 29.10. Работа с бумагой. Осеннее дерево.
 
Ноябрь
№ п/п Дата Тема Кол-во
часов
1. 12.11. Аппликация. Овощи, фрукты.
2. 19.11. Работа с бумагой. Бабочки.
3. 26.11. Аппликация «Осень»
 
Декабрь
№ п/п Дата Тема Кол-во
часов
1. 03.12. Работа с бумагой. «Зима»
2. 10.12. Работа с бумагой. Новогодние игрушки.
3. 17.12. Работа с бумагой. Гирлянды.
4. 24.11. Работа с бумагой. «Елочка».
 
 
 
 
Январь
№ п/п Дата Тема Кол-во
часов
1. 14.11. Работа с пластилином. Кот.
2. 21.11. Работа с пластилином. Заяц.
3. 28.11. Работа с пластилином. Посуда.
 
Февраль
№ п/п Дата Тема Кол-во
часов
1. 04.02. Аппликация. Подводный мир.
2. 11.02. Работа с бумагой. Валентинки.
3. 18.02. Работа с бумагой. Открытка к 23 февраля.
4. 25.02. Работа с бумагой. Флаг России.
 
Март
№ п/п Дата Тема Кол-во
часов
1. 04.03. Работа с бумагой. Открытка маме.
2. 11.03. Работа с бумагой.  Цветы.
3. 18.03. Лепка. Сказочная птица.
4. 25.03. Лепка из пластилина.
 
Апрель
№ п/п Дата Тема Кол-во
часов
1. 01.04. Работа с бумагой. Ракета.
2. 08.04. Работа с бумагой. Космос.
3. 15.04. Аппликация. Бабочки.
4. 22.04. Аппликация. Цветущая полянка.
5. 29.04. Работа с бумагой. Роспись пасхальных яиц.
 
Май
№ п/п Дата Тема Кол-во
часов
1. 06.05. Работа с бумагой. 9 мая.
2. 13.05. Работа с бумагой. Ветка сирени.
3. 20.05. Работа с бумагой. Аппликация «Лето»
 4. 27.05 Итоговое занятие. Оформление выставки работ.     2ч
 
 Методическое обеспечение программы
1 года обучения

 

п/п
 
 
Темы

 
Формы занятий Приемы и
методы
Дидактич.
материал
Формы подведе-
ния итогов
1. Вводное занятие Беседа      
2. Работа с
бумагой
Беседа Практические
наблюдения
Образцы
Изделий,
иллюстрации
Выставка
работ
3. Работа с
Природным
материалом
Беседа Практические
наблюдения,
опора на
жизненный опыт.

 
Образцы
Изделий
Выставка
работ
 
Литература
  • Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально -  культурной деятельности» / Е. И. Григорьев. Тамбов, 2004
  • Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.
  • Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).
    • Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
  • Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО «Модек», 1997.
  • Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условияx / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994. -32с.
  • Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.
  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]
  • Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975.  - 112с., ил.
  • Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн. для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010. -111с. – (Стандарты второго поколения).
  • Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).
  • Сафонова Е. Ю.  Вместе с детьми -  по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С.                                                                                                                                                                                                                                                                                                     6-49.
  • Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.
  • Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б. Фомина // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С.9-14
  • Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка. /Н. М Войдинова – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 160с., ил.
  • Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. / И. Н. Котова, А. С. Котова –СПб.: «Паритет», 2006. – 240с.+вкл.
  • Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 143, [1] с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская).
  • Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).
  • Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 2006. – 224с., ил. – (Серия: «Бабушкин сундучок»).  

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»