Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
программа художественной направленности
Умелые руки
Пашкевич Людмила Анатольевна,
педагог дополнительного образования
Возраст участников: 7-8 летпедагог дополнительного образования
Кол-во часов в неделю: 2 часа
Срок реализации: 3 года
Пояснительная записка
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности и направлено на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.), изготовление игрушек, аппликаций, различных полезных предметов для школы и дома. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности и направлено на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами , изготовление игрушек, аппликаций, различных полезных предметов для школы и дома. Работа в кружке «Умелые руки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, моторики, а также конструкторского мышления детей .
Программа нацелена на формирование творческой личности ,на приобщение детей к общечеловеческим ценностям через собственное творчество. Содержание образовательной программы расширяет представления детей о различных видах прикладного искусства, формирует знания, умения и навыки, способствующие самостоятельному созданию творческих работ , развивает и формирует художественный вкус.
Цель: Развитие творческих способностей школьников , создание сплоченного детского коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
Задачи :
- образовательные : познакомить детей с различными видами прикладного искусства.
- развивающие: развивать мелкую моторику рук ребенка, творческие способности.
- воспитательные : воспитывать художественный вкус, культуру труда, аккуратность и бережливость.
Задачи данной программы будут выполнены, если ребенок на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам». В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. На занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение понимания цели и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделия, причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством педагога можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне. Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только «под диктовку» учителя по принципу «делай как я». Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения детей, но задержка школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: они становятся пассивными.
Индивидуальный труд обучающихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов. Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.
Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы.
Главной задачей педагога, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение; нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу же стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен пробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым.
Определены критерии, по которым оценивается работа на различных сроках обучения:
- аккуратность;
- четкость выполнения изделия;
- самостоятельность выполнения;
- наличие творческого элемента.
Формами подведения итогов могут быть: открытые занятия, выставки, самооценка, коллективное обсуждение и др.
Перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся
Обучающиеся должны знать:
названия ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой;
правила безопасности труда при работе ручными инструментами;
правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;
Обучающиеся должны уметь:
правильно пользоваться ручными инструментами;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
бережно относиться к инструментам и материалам;
экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
самостоятельно изготовлять изделие по образцу;
В реализации образовательной программы «Умелые руки» 1 года обучения участвуют дети 9-10 лет. Условия набора в кружок на добровольной основе, по заявлению родителей. Форма занятий – групповая.
1-й год обучения 72 часа. Занятия проходят 2 часа в неделю .
Учебно-тематический план
1 года обучения
№ п/п |
Темы | Теория | Практика | Всего |
1. | Вводное занятие | 4 | - | 4 |
2. | Работа с бумагой | 1 | 35 | 36 |
3. | Работа с природным материалом |
1 | 9 | 10 |
4. | Аппликация | - | 10 | 10 |
5. | Работа с пластилином | 1 | 11 | 12 |
итого: | 7 | 65 | 72 |
Содержание программы
1 года обучения
- Вводное занятие.
- беседа по технике безопасности, показ образцов изделий.
- Работа с бумагой.
- : аппликация, коллаж
3. Работа с природным материалом.
- : способы соединения таких материалов, как листья, желуди,
- Работа с пластилином.
- лепка животных, сказочных персонажей.
1 год обучения
Сентябрь
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
1. | 03.09. | Вводное занятие: задачи кружка | 2ч |
2. | 10.09. | Техника безопасности | 2ч |
3. | 17.09. | Сбор природного материала. Осенний букет. | 2ч |
4. | 24.09. | Работа с бумагой. Осенний лист. | 2ч |
Октябрь
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
1. | 01.10. | Работа с природным материалом. Человечки из листьев. | 2ч |
2. | 08.10. | Работа с природным материалом. Панно в круге. | 2ч |
3. | 15.10. | Работа с природным материалом. Поделки из желудей. | 2ч |
4. | 22.10. | Работа с природным материалом. «Лесная полянка». | 2ч |
5. | 29.10. | Работа с бумагой. Осеннее дерево. | 2ч |
Ноябрь
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
1. | 12.11. | Аппликация. Овощи, фрукты. | 2ч |
2. | 19.11. | Работа с бумагой. Бабочки. | 2ч |
3. | 26.11. | Аппликация «Осень» | 2ч |
Декабрь
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
1. | 03.12. | Работа с бумагой. «Зима» | 2ч |
2. | 10.12. | Работа с бумагой. Новогодние игрушки. | 2ч |
3. | 17.12. | Работа с бумагой. Гирлянды. | 2ч |
4. | 24.11. | Работа с бумагой. «Елочка». | 2ч |
Январь
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
1. | 14.11. | Работа с пластилином. Кот. | 2ч |
2. | 21.11. | Работа с пластилином. Заяц. | 2ч |
3. | 28.11. | Работа с пластилином. Посуда. | 2ч |
Февраль
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
1. | 04.02. | Аппликация. Подводный мир. | 2ч |
2. | 11.02. | Работа с бумагой. Валентинки. | 2ч |
3. | 18.02. | Работа с бумагой. Открытка к 23 февраля. | 2ч |
4. | 25.02. | Работа с бумагой. Флаг России. | 2ч |
Март
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
1. | 04.03. | Работа с бумагой. Открытка маме. | 2ч |
2. | 11.03. | Работа с бумагой. Цветы. | 2ч |
3. | 18.03. | Лепка. Сказочная птица. | 2ч |
4. | 25.03. | Лепка из пластилина. | 2ч |
Апрель
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
1. | 01.04. | Работа с бумагой. Ракета. | 2ч |
2. | 08.04. | Работа с бумагой. Космос. | 2ч |
3. | 15.04. | Аппликация. Бабочки. | 2ч |
4. | 22.04. | Аппликация. Цветущая полянка. | 2ч |
5. | 29.04. | Работа с бумагой. Роспись пасхальных яиц. | 2ч |
Май
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
1. | 06.05. | Работа с бумагой. 9 мая. | 2ч |
2. | 13.05. | Работа с бумагой. Ветка сирени. | 2ч |
3. | 20.05. | Работа с бумагой. Аппликация «Лето» | 2ч |
4. | 27.05 | Итоговое занятие. Оформление выставки работ. | 2ч |
Методическое обеспечение программы
1 года обучения
№ п/п |
Темы |
Формы занятий | Приемы и методы |
Дидактич. материал |
Формы подведе- ния итогов |
1. | Вводное занятие | Беседа | |||
2. | Работа с бумагой |
Беседа | Практические наблюдения |
Образцы Изделий, иллюстрации |
Выставка работ |
3. | Работа с Природным материалом |
Беседа | Практические наблюдения, опора на жизненный опыт. |
Образцы Изделий |
Выставка работ |
Литература
- Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев. Тамбов, 2004
- Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.
- Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).
- Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
- Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО «Модек», 1997.
- Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условияx / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994. -32с.
- Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]
- Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.
- Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн. для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010. -111с. – (Стандарты второго поколения).
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).
- Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 6-49.
- Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.
- Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б. Фомина // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С.9-14
- Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка. /Н. М Войдинова – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 160с., ил.
- Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. / И. Н. Котова, А. С. Котова –СПб.: «Паритет», 2006. – 240с.+вкл.
- Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 143, [1] с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская).
- Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).
- Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 2006. – 224с., ил. – (Серия: «Бабушкин сундучок»).