Влияние дополнительного образования на развитие ребенка
Шерстобитов Артем Александрович,
педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ № 110
Отечественная система образования включает в себя три уровня: дошкольное, среднее и высшее. Каждой ступени обучения соответствуют свои нормы и стандарты, которые отвечают целям и содержанию учебного заведения. Но для удовлетворения потребностей ребенка в определенном интеллектуальном, духовно-нравственном или физическом развитии государственных стандартов бывает недостаточно. В связи с этим широко распространена система дополнительного образования детей.педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ № 110
Дополнительное образование - это процесс обучения, воспитания и развития, направленный на удовлетворение интересов и потребностей детей, основанный на вариативности и постоянном обновлении содержания.
Дополнительное образование детей - составная часть общего образования, позволяющая обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.
Понятие дополнительного детского образования появилось в 90-е годы прошлого века. В него входит поэтапный, целенаправленный процесс воспитания и обучения школьников с использованием дополнительных программ. Особенностью дополнительного образования детей (ДОД) является то, что существуют различные виды ДОД, которые соответствуют интересам и целям каждого учащегося.
Независимо от того, какой выбор сделает каждый школьник, в какой сфере ему развиваться (будь то спорт, творчество или какие-либо другие интересы), дополнительное образование направлено на реализацию основных задач:
- Формирование и развитие различных способностей;
- Воспитание моральных качеств (уважение к старшим, патриотизм и т.д.);
- Обучение культуре общения (вежливость, умение поддержать беседу, прислушиваться к замечаниям и критике);
- Удовлетворение коммуникативных потребностей детей;
- Планирование своего дня;
- Помощь в выборе будущей профессии;
- Физическое развитие и дисциплина;
- Принятие ответственности за свои решения и поступки;
- Ограждение школьников от агрессивного, негативного воздействия общества, натиска всевозможных субкультур.
Занятость учащихся во внеучебное время способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности, умению планировать свое время. Разнообразие направленностей дополнительного образования представляет широкие возможности для расширения и углубления знаний учащихся начальной и основной школы.
В ходе реализации дополнительных образовательных программ дети получают практические навыки, необходимые для жизни, формируют собственное мнение, индивидуальное мировосприятие, развивают свою коммуникативную культуру, общаются в коллективе сверстников, а значит - учатся сотрудничеству и сотворчеству.
Выполняя поставленные задачи, дополнительное образование способствует всестороннему развитию детей, оказывает положительное воздействие на самоорганизацию каждого ребенка, повышает его творческую и познавательную активность.
Дети способны раскрыть свой потенциал, талант и способности в любом возрасте. Поэтому делая свой выбор в сторону того или иного кружка или секции, они опирается на свои интересы, проводит там время с удовольствием, находят друзей, стремятся достичь больших результатов в любимом деле.
Сегодня образованность человека определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, которая ориентируется в традициях отечественной и мировой культуры, современной системе ценностей, способна к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и совершенствованию
Исходя из этого, дополнительное образование помогает каждому ребенку расширять границы познания и быстрее адаптироваться к различным обстоятельствам, создает благоприятные условия и новые возможности для максимального успеха всего образовательного процесса и способствует опосредованной социализации личности ребенка на всех этапах его взросления.