Из опыта практической работы по лепке
и скульптуре в художественной школе
Слесарь Валерий Федорович,
преподаватель художественного отделения Детской школы искусств,
Ленинградская область, Выборгский район, п. Первомайское
преподаватель художественного отделения Детской школы искусств,
Ленинградская область, Выборгский район, п. Первомайское
Аннотация: В СТАТЬЕ, ОБОБЩАЕТСЯ ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕМАТИКИ ПО ИГРОВЫМ КОЛЛЕКТИВНЫМ ФОРМАМ ЗАНЯТИЙ ЛЕПКОЙ И СКУЛЬПТУРОЙ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ.
А также рассматриваются некоторые формы игровых заданий на занятиях лепкой, обучающего познавательного характера, включающие общение детей разных возрастов в работе по созданию целостного образа – макета.
Ключевые слова: Целесообразность, взаимосвязь видов художественной деятельности, пространственное мышление, занимательное познание.
Игра, как эффективный прием и форма занимательного занятия, включая соревновательные, коммуникативные аспекты не нуждается в отдельном теоретическом обосновании. Ей посвящены труды известных психологов Л.С.Выготского, А.Зиновьева, Э.Ильенкова.
Обучение через игру – этот практически важный для педагогов вывод сделали и известные практики и теоретики-психологи В.Давыдов, Д.Эльконин и др.
Обозначим основные принципы и моменты творчества педагогов, которые можно преобразовать и применить, ориентируясь на специфику нашего предмета. В.Шаталов предложил подходить к предмету изучения от общего к частному. Так давая тему блоками, он добивался целостного понимания предмета и принципа его познания, а затем шло его усвоение по частным вопросам. Важным он считал давать регулярную оценку за проделанную работу.
В.Иванов разработал и воплотил целую программу коллективных творческих дел, игр, отвечающую потребности ребенка в человеческом общении не только в обучении, но и в иных сферах деятельности, основанную на принципах и началах соединения людей близкой общей целью.
Включение игровой деятельности на занятиях изобразительным искусством разработано в образовательной программе «Изобразительное искусство и художественный труд» -академиком Б.Неменским, а также его последователями-учителями .
Считается, что искусство само себя мотивирует, т.е. художественная деятельность столь занимательна, что не требует дополнительных средств для активации внимания детей. Но так ли это? Из практики на занятиях скульптурой и лепкой можно наблюдать угасание интереса к объемной форме уже в среднем подростковом возрасте. И тогда на помощь приходит игра. Какие аспекты существуют в самой деятельности, которые позволяют соединить художественное и игровое начало?
Во-первых: Сам характер деятельности, лепки, создание работ в объемном материале позволяет проводить коллективную работу, одновременно требующую индивидуального подхода и к ученику и к создаваемому им образу. Здесь на помощь приходит сказка, которая по содержанию имеет такой непрерывный последовательный ход событий, смену декораций и героев.
Во-вторых: От того, как поставлена задача или цель деятельности зависит и результат. Если мы просто лепим игрушки для игры- это один результат работы. Если мы лепим индивидуальные задания, которые являются частью большой общей работы- это другой результат. Ему 105 сопутствует иное эстетическое эмоциональное удовлетворение от всей работы и переживание не только личного вклада , но и общего результата художественной деятельности.
В третьих: Представление конечного результата в воображении. Весомость конечной цели сказывается на отношении учеников к работе. Здесь воображение может подкрепляться предварительными рисунками, набросками, иллюстрациями, эскизами.
Примером такой формы коллективной деятельности, где соединяется работа учеников разных возрастов, может быть задание: создать объемную пространственную среду в макетах по сказкам и произведениям А.С.Пушкина. Линия движения к созданию образа следующая: Автор - Сказка-Герои-Пространство (среда).
Например: Задания для старшей группы учеников 14-15 летних – это лепка из пластилина статуи, бюста, памятника, эскизов самого Автора – юного Пушкина, его няни Арины Родионовны, его красавицы жены. Задания для среднего и младшего подросткового возраста: герои сказок Пушкина - лепка людей, Царя, Царевны-Лебеди, Балды, Попа и пр. Задания для младшей группы: лепка животных из сказок - золотой рыбки, белочки в хрустальном домике, петушка, чертика и др.
В этой работе по созданию коллективного макета – например, парка, сквера или детской площадки – важно: 1.Нахождение каждому ученику посильного задания 2. Дать осуществление связи всех групп детей через сюжеты сказок 3. Определить связи всех заданий, пропорционального соотношения всех форм по размеру, величине, формату размещения 4. Раскрыть связь, взаимодействие, соответствие созданного руками (поделки) с природой и окружающей средой, решать так называемые задачи ландшафтного дизайна (придумать и слепить природные элементы – кусты, деревья, клумбы, газоны, камни и пр. Далее по желанию создать дополнительно решетки, скамейки и др. элементы.
При этом вмешательство учителя на каждом этапе различно, иногда достаточно чтения отрывков из сказки, показа образца (готовой статуэтки), показа этапов лепки, доработка формы у ученика, изготовление проволочного каркаса. Если есть сильные ребята, можно доверить им доработку чужих проектов, определение размера новых работ, определение ракурсов, выбор сюжетных линий для рельефов. Постоянное придумывание оформления парковой зоны или детской площадки, коллективное обсуждение новых задач дает импульсы и для коллективного творчества и для индивидуального.
Поскольку работа предлагается на большой плоскости-картоне, необходимо сразу обозначить, что все несовершенные образцы , или несоотносимые по размеру в игру не входят, но у каждого есть возможность что- то переделать, поправить, закончить работу.
Таким образом, вся лепка от урока к уроку, от задания к заданию и усложняется и углубляется. При этом общая тема – «Сказки А.С.Пушкина» не застывшая в своей одинаковости, заданности, которая всем надоедает, а целенаправленно ориентированная общая работа – художественный труд, который проходит новые этапы, бесконечно варьируется, уточняются задания, сравниваются одинаковые образы, сопоставляются размеры.
Значимость ее в создании особой атмосферы творчества, в развитии коммуникативных качеств и навыков общения, в развитии креативного подхода, через интеграцию – Графики (иллюстрации), Живописи (этюдов) и Скульптуры, а также позволяет привлекать театральную импровизацию . Театр – не как постановка пьесы, а как форма проникновения в содержание.
Дальнейшее развитие игры – превращение макета в игровое поле. Проигрывание с готовым макетом: это представление всех героев в одном сюжете, их встреча, определение соотношения добра и зла, 107 представленного через героев. Правила игры импровизируются, предлагаются участниками варианты. В таком подходе решаются новые цели формирования креативного подхода к результату художественной деятельности. При этом Субъект и Объект (Учитель и Ученик) действуют на равных, стираются возрастные и иные ограничения. И ведущим может быть кто-либо из детей.
После создания макета, возможно новое включение игровых элементов. Например: лепка людей бабушек, дедушек, сидящих на скамейке, детей, играющих на площадке и т.д.
Можно ли научить детей общению в наше время, когда индивидуальные цели развития доминируют в семье и в школе, когда компьютер и интернет-общение занимает все свободное время ребенка. Выше приведенные примеры подсказывают: да, такое возможно в младшем подростковом возрасте в результате по-особому организованной художественной деятельности.
Список литературы
- Великие загадки мира искусства / Е.Коровина. – М: Центрполиграф, 2014. – 446 с.
- Б.М.Неменский .Мудрость красоты. М-1995г
- Полный справочник по всей мировой культуре и искусству / сост. М.В.Адамчик. – Минск: Харвест, 2010. – 512 с.
- Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в 16 и 17 столетиях / Исследования и документы. Кн.1. – М., 1990. – 312 с. 5. Пушкин А.С. Сказки. – М.: Шк. Библ., 2015. – 189 с.
- Паола Волкова. Мост через бездну. Серия книг М.: Зебра.2013-2021
- Паола Волкова. Мост через бездну.Книга 4. М.: Зебра, 2014. 304с.