Разработка теоретических положений воспитания
танцевальной культуры школьников
в танцевальном коллективе
Дмитриева Анастасия Олеговна
Актуальность проблемы, её различные аспекты изучены недостаточно в педагогической науке. Однако потребность практики в обоснованных научных рекомендациях по воспитанию танцевальной культуры обусловила выбор темы нашего исследования и его понятийно-категориального аппарата.Объект исследования школьники-участники танцевального коллектива.
Предмет исследования - процесс воспитания танцевальной культуры школьников в танцевальном коллективе.
Цель исследования заключается в разработке теоретических положений воспитания танцевальной культуры школьников в танцевальном коллективе в учреждении дополнительного образования детей и их внедрении в практическую деятельность.
Объект, предмет и цель обусловили задачи исследования:
- разработать понятие «танцевальная культура школьников»;
- рассмотреть методологию воспитания танцевальной культуры у школьников в учреждениях дополнительного образования детей; раскрыть теоретические основы реализации личностно-деятельностного подхода к воспитанию танцевальной культуры школьников в учреждениях дополнительного образования детей;
- выявить специфику учебно-творческого процесса в хореографическом коллективе в учреждениях дополнительного образования детей на основе личностно-деятельностного подхода к воспитанию танцевальной культуры;
- экспериментально проверить совершенствование процесса внедрения личностно-деятельностного подхода к воспитанию танцевальной культуры у школьников в учреждениях дополнительного образования детей;
- разработать методические рекомендации по внедрению личностно-деятельностного подхода к воспитанию танцевальной культуры у школьников в учреждениях дополнительного образования детей.
Гипотеза исследования - в предположении о том, что воспитание танцевальной культуры у школьников в танцевальном коллективе учреждения дополнительного образования детей будет значительно результативнее, если внедрить в учебно-воспитательный процесс личностно-деятельностный подход, предполагающий:
- целенаправленную педагогическую деятельность руководителей танцевального коллектива, овладевших спецификой преподавания танца в учреждениях дополнительного образования детей по воспитанию танцевальной культуры;
- целостность технологического процесса с учетом специфики функционирования танцевального коллектива в учреждениях дополнительного образования детей по воспитанию танцевальной культуры;
- мотивацию школьников на участие в танцевальном коллективе в учреждении дополнительного образования детей и нацеленность на высокую танцевальную культуру;
- постоянный поиск инновационных педагогических технологий по воспитанию танцевальной культуры у школьников на основе личностно-деятельностного подхода.
Методологической основой послужили идеи и положения о диалектической взаимосвязи явлений, их сущности и процессов, обеспечивающих личностно-деятельностный подход в воспитании танцевальной культуры: принципы культурно-методического развития JI.C. Выготского, принципы личностного подхода Н.А. Бердяева, М.Я. Басова,
A.Ф. Лазурского, принципы деятельностного подхода Г.М. Андреева, А.Н: Леонтьева, А.В.Петровского.
В разработке проблемы воспитания танцевальной культуры личности школьника в учреждениях дополнительного образования детей в единства содержания образовательного процесса и процесса проведения досугового времени.
1. Культура есть мера способности интеллекта школьника преобразовывать окружающий мир во имя развития жизни. Воспитание танцевальной культуры школьников в учреждениях дополнительного образования представляет собой сложное, мотивационно-смысловое, творческо-тренинговое образование, в основе которого лежат мировоззренческая и гражданская позиция, духовно-нравственное развитие личности, умения позиционировать себя, создавать имидж танцевальных коллектив школы или учреждения дополнительного образования детей.
2. Танцевальная культура школьника, обучающегося в учреждении дополнительного образования детей, воспитывается под влиянием сложного процесса взаимодействия внешних и внутренних организационно-педагогических и методических условий. Внешние воздействия рассматриваются как целостная система ценностных отношений личности школьника, входящих в личностную структуру образа жизни, и только при совпадении социального и личностного значения формируется положительное отношение к танцевальной культуре.
Внутренние потребности: мотивы, интересы и психологические установки определяют целенаправленность деятельности педагога-хореографа и школьника, которые в совместных усилиях* совершают действия направленные на воспитание танцевальной культуры школьников.
Взаимодействие внешних организационно-педагогических и методических условий в учреждениях дополнительного образования детей и внутреннего состояния школьника — это- педагогика творчества, интегрирующая знания, закономерность творческого процесса освоения, хореографического искусства.
3. Личностно-деятельностный подход к воспитанию танцевальной культуры школьников в учреждениях дополнительного образования детей основан на личностных качествах: рост, полнота или худоба исполнителя, черты его облика, то есть существуют анатомические типы, восприятие зрителей, где «кинетика», «контактность», «телосложение», «психика» относительно самостоятельны, но и взаимосвязаны и взаимообусловлены. Деятельность как совокупность действий - это проявление мышечной, психологической, творческой инергии.
В этой связи личностно-деятельностный подход синтезирует элементы танцевальной культуры и средовой фон деятельности, отвечая всем социальным и культурным нормам поведения в танцевальном коллективе учреждения дополнительного образования* и во всех контактах в условиях досуга.
4. Воспитание танцевальной культуры школьников в танцевальном коллективе в учреждениях дополнительного образования побуждает к исследованию феномена качества танцевальной культуры в целом, свидетельствуя в пользу оправданности введения данного понятия в научный оборот педагогического знания. Такое явление, как воспитание танцевальной культуры, не может развиваться без концептуальных подходов, отражающих специфику составной части хореографической культуры.
Масштабность личностно-деятельностного подхода отчетливо проявляется в особенностях воспитания танцевальной* культуры в танцевальном коллективе учреждения; дополнительного образования; главная его особенность состоит в том, что он позволяет выявить принципиальные способы включения личности обучающегося B деятельность,, демонстрируя объекту соответствующие движения, ориентируя его на образ действия до того, как .последнее будет практические осуществлено:
Воспитание танцевальной культуры. школьников обеспечивается через развитие теоретического сознания, и мышления и: включает такие компоненты, как потребность и мотивы учебно-познавательные. Школьники, овладевая общим способом воспитания танцевальной культуры посредством решения учебных задач, развивают в себе рефлексию.
Личностно-деятельностный подход предполагает личностное развитие школьников в процессе воспитания танцевальной культуры. При этом включение этих личностных факторов в эксперимент оказывало • даже боль шее влияние на развитие школьников, чем только интеллектуальное развитие. В понятие личностные факторы входит совокупность всех отношений школьника с действительностью.
Следовательно, понятие «воспитание танцевальной культуры» принципиально иное, ибо рассматривает взаимосвязи и взаимообусловленности обучения и развития. Воспитание танцевальной культуры следует понимать как целенаправленный процесс, рассматривающий школьника как культурную, высоконравственную, творчески активную и социально зрелую личность.
Поэтому в деятельности учреждений дополнительного образования детей следует опираться, прежде всего, на потребность в самоутверждении, самоосуществлении себя как личности, в желании стать значимым для других, в страстном стремлении быть оцененным партнерами по достоинству. Но добиться от школьников адекватной самооценки знаний своих сильных и слабых сторон очень трудно. Школьники периодически «скрывают» свои достоинства и поэтому трудно развивать, у них рефлексивную деятельность, потребности привычку к самоанализу.
Отсюда; воспитание; танцевальной культуры школьников? в танцевальных коллективах, учреждения дополнительного образования детей: на основе личностно-деятельностного подхода приводит к разнообразной» собственной (умственной и практической) деятельности. Главное здесь для педагога: определить, ведущий -- мотив этой: деятельности; непосредственно; связанной с содержанием воспитания, танцевальной культуры школы, а основная деятельность школьника в учреждении дополнительного образования приобретала характер самодеятельности. Это позволяет школьнику находить удовлетворение своих наиболее: глубоких познавательных, потребностей, интересов и склонностей в личностном саморазвитии и эта деятельность приносит ему наибольшую радость и. удовлетворение. Все это требует создания условий для индивидуального, свободного развития, каждого школьника, который преодолевает свои слабые и негативные стороны и постепенно; совершенствуется.