Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Научные принципы методики формирования
вокально-речевой и эмоционально-двигательной
культуры человека Д.Е. Огороднова

Ярешко Валерия Анатольевна,
методист, кандидат культурологии
 
Методика формирования вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека - итог 30-летнего опыта работы гениального рационализатора в области вокально-хоровой педагогики, человека пытливого ума, разносторонних интересов и талантов, энтузиаста хорового пения Дмитрия Ерофеевича Огороднова. Он обнародовал свой опыт более 50-ти лет назад и адресовал его учителям начальных классов и самым обычным детям - учащимся общеобразовательных школ. Почему учителям начальных классов? Да потому, что они пользуются особым преимуществом, особой привилегией: имеют возможность на протяжении четырёх лет ежедневно общаться со стабильным детским коллективом.
Дмитрий Ерофеевич искренне мечтал, что каждый учитель начальных классов, изучим его методику, станет регулярно, изо дня в день, заниматься развитием музыкальных способностей своих воспитанников, поднимая на небывалую высоту уровень их интеллектуального и духовного развития (вместо формальных физкультминуток и зарядок в середине урока – вокальная минутка и вокальная зарядка). Однако учителя начальных классов, часто не имеющие даже начального музыкального образования, не смогли ни психологически принять, ни, тем более, решить поставленные перед ними задачи. Также не смогли применить методику Д.Е. Огороднова в своей работе учителя музыки, ограниченные скудным школьным расписанием, где на музыку отводился всего лишь один час в неделю. Зато её с благодарностью восприняли и до сих пор успешно используют в работе многие педагоги детских музыкальных школ, хоровых студий, школ искусств: методика оказалась востребованной в системе специального музыкального образования - среди преподавателей хоровых и музыкально-теоретических дисциплин.
А в общеобразовательной школе на многие годы утвердилась система композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского, нацеливающая детей на аудиальный контакт с музыкальным искусством, против которой Дмитрий Ерофеевич активно и безуспешно протестовал, искренне считая, что нельзя давать слушать детям сложную классическую музыку до тех пор, пока у них не сформирован «орган восприятия прекрасного». «Орган восприятия прекрасного» для Д.Е. Огороднова - это красивый, тембрально богатый, хорошо поставленный голос, который проявляется постепенно, формируется параллельно с общим развитием и становлением музыкального мышления ребёнка. Для Д.Е. Огороднова музыкальные занятия в общеобразовательной школе должны быть неразрывно связаны с координацией работы голосового аппарата и кистей рук, координацией, которая ведёт к умению формировать певческий тон, максимальному раскрытию уникального тембра голоса и музыкальных способностей каждого ребёнка. «Каждый класс – хор»! Это свой девиз Д.Е. Огороднов успешно реализовал на практике.
Вот как описывает свои впечатления Валерий Серебренников, побывавший на занятиях Д.Е. Огороднова (http://silverman-72.ru/teachers/ogorodnov.html): «Запоет школа – запоет народ». Не знаю, как народ, но то, что у Дмитрия Ерофеевича пел класс в 40 человек, причем класс не элитной Московской школы, а школы-интернат, знаю не понаслышке. Сам присутствовал на уроке. Простые песни, но все в двухголосном изложении, пелись в разных сочетаниях, вдвоем, вчетвером, первый ряд, второй, весь класс. Я был потрясен слаженностью, чистотой, легкостью, непринужденностью и, главное, художественностью исполнения. Надо ли говорить, что ничего подобного, ни в одной школе я более не слышал.»
Музыку называют «универсальным языком человечества». Действительно, её можно сравнить с человеческой речью: ноты - с буквами, мотивы – со словами, музыкальные фразы - с предложениями, а музыкальные периоды – с абзацами законченного текста. Хоть она не передаёт точных смысловых или лингвистических значений, но она, как и живая речь, несёт информацию.
Чтобы заговорить на иностранном языке, необходимо много лет подряд параллельно изучать целый комплекс дисциплин: фонетику, грамматику, аудирование, практику устной речи и пр. Чтобы овладеть музыкальной грамотой и научиться музицировать требуется не один год упорного труда на занятиях по теории музыки, сольфеджио, музыкальной литературе, игре на музыкальном инструменте.
Путь в мир музыки – сложный и тернистый. Не все, кто ступил на него, добиваются успеха. Музыка – это искусство организованных во времени звуков, где время – форма протекания психофизиологических процессов. По сути, весь процесс обучения музыке сводится к тому, чтобы приобщить ребёнка к миру звуков, помочь ему освоиться в потоке музыкального времени: настроить детское сознание на его динамику и пульсацию, научить ребёнка понимать и выражать музыкальные мысли, развить его музыкальные представления и мышление.
Музыкальное мышление является одним из видов художественного мышления, которое проявляется через исполнение музыки. Исполнение музыки, в свою очередь, базируется на способности концентрироваться, задумываться над качеством звука и способом его извлечения, а также проживать во времени разворачивающуюся музыкальную форму. Хорошо развитое музыкальное мышление ребенка проявляется как способность произвольно и точно интонировать, выражать различные эмоционально-смысловые оттенки в равномерно текущем времени посредством художественного чтения литературного текста, пения, выразительной жестикуляции.
Мировосприятие ребёнка отличается от мировосприятия взрослого человека. Он пока ещё не способен мыслить отвлечённо, абстрактно: ему свойственно конкретное мышление. Методика Д.Е. Огороднова учитывает эту особенность детской психики и строится на научных основаниях - с учётом данных нейрофизиологии. Она нацелена на укрепление центральной нервной системы ребёнка, которое достигается путём синхронного включения в работу рук, голосового аппарата и органов – анализаторов (зрение, слух, осязание). Главный принцип обучения, на котором построены все разделы учебно-методического комплекса Д.Е. Огороднова, это координация работы голосового аппарата и кистей рук - самых иннервированных участков человеческого тела. При строгом соблюдении этого принципа у детей активизируется и включается в работу около 2/3 коры головного мозга, появляется способность к длительной концентрации внимания. Определяющее значение для формирования музыкального мышления и навыков музицирования имеет работа рук, которые нейрофизиологи называют «вторым головным мозгом». Сухомлинский писал «Есть особые, активные, наиболее творческие участки мозга, которые пробуждаются к жизни благодаря соединению абстрактного мышления и тонкой, мудрой работы рук». Если соединяются усилия ума и рук, «информация идет двумя непрерывными встречными потоками от рук к мозгу и от мозга к рукам». Благодаря художественному тактированию у детей постепенно развивается способность следить за музыкальным временем - осознанно проживать, фиксировать, отслеживать каждое его мгновение. Постепенно они становятся всё более эстетически восприимчивыми, превращаются в художественно развитых, чутких к прекрасному людей. Их лица преображаются – становятся светлыми и одухотворёнными!
Необходимо отметить уникальность методики, её непреходящую ценность и актуальность. Она достойна самого пристального изучения и широкого применения.
Во-первых, методика нацелена на групповую вокальную работу с большим коллективом детей - без проведения специального предпрофессионального отбора, что, при умелом её применении, может решить проблему малодоступности музыкального образования.
Во-вторых, принципы методики в полной мере соответствуют тезису древнегреческого философа Протагора «Человек есть мера всех вещей», являющегося символом гуманизма: Д.Е. Огороднов нашёл идеальное телесное выражение сложным абстрактным музыкально – теоретическим понятиям, сделав их тем самым для детей наглядными, конкретными, доступными, осязаемыми.
В-третьих, методика обладаем мощным и стойким оздоровительным и облагораживающим эффектом.
По своей структуре методика Д.Е. Огороднова – это целостная система, состоящая из таких комплексов упражнений, как:
  1. Художественное тактирование (основа метро - ритмического развития). Художественное тактирование позволяет детям «потрогать» время в буквальном смысле слова – «подержать» его в руках. Живые, выразительные руки, фиксирующие сильные и слабые доли времени, ладонь – как проекция двухдольного или трёхдольного такта, готовят детей к зрительному восприятию и чтению нотного текста, к восприятию музыкальной формы.
  2. Алгоритм (комплекс упражнений для ведения вокальной работы: осознания протяжённости звука, его качественного преобразования во времени, для приобретения навыков произвольного управления дыханием и формирования певческого тона)
Алгоритм – это вокальная медитация: погружение в звук собственного голоса – его глубину, его смыслы и краски. Комплекс упражнений учит детей отслеживать все вокальные движения, слышать и понимать тончайшие смысловые оттенки, интонировать в соответствии и по правилам развития музыкальной формы.
  1. Ладо-вокальные жесты (комплекс упражнений для формирования общих музыкальных представлений, точного интонирования, успешного освоения элементарных музыкально-теоретических понятий, а также развития мелодического и гармонического слуха). Ладо-вокальные жесты помогают детям получить единую систему координат и представлений о расстояниях между звуками, о направлении движения голоса, помогают осознать такие сложные абстрактные понятия, как лад, ступени лада, тоника, доминанта, интервалы, и пр.
Использование ладо-вокальных жестов позволяет успешно решать ряд сложнейших задач по формированию у детей целого комплекса музыкальных представлений и способностей: развить музыкальный слух (мелодический и гармонический), активизировать внимание, укрепить музыкальную память, то есть, в конечном итоге, сформировать музыкальное мышление.
  1. Хоровое сольфеджио. Построено на принципе от простого к сложному «минимальный шаг программы». Дети учатся интонировать, постепенно осваивая зрительно хорошо знакомые им по другим комплексам упражнений вокальные движения – интонации. Под руководством увлечённого педагога дети естественно, искренне, с большим интересом и удовольствием вовлекаются в процесс выразительного чтения нотного теста.
Методика Д.Е. Огороднова – это целостная система музыкального воспитания, которая требует высокого качества проработки каждого комплекса упражнений. Механическое, невыразительное, рефлекторное выполнение упражнений не принесёт высокого художественного результата. Чтобы добиться успеха, надо быть готовым к полной интеллектуально-эмоциональной самоотдаче, сделать работу с детскими голосами целью и смыслом своей жизни.
С появлением отделений дополнительного образования детей применение методики Д.Е. Огороднова становится возможным и актуальным в условиях современной общеобразовательной школы. Сегодня музыканты-профессионалы получают дополнительное время для работы с учащимися в качестве педагогов дополнительного образования.
Дмитрий Ерофеевич мечтал через систематическое ведение коррекционной работы с детьми по своей методике, оздоровить нацию, вывести советского человека на новый уровень интеллектуального, эмоционального, нравственного и эстетического развития. Как истинный гуманист, он считал раскрытие творческого потенциала личности главным делом и смыслом всей жизни. Человек-творец, одухотворённый созидатель прекрасного – его цель и его идеал!
Хочется верить, что мечта замечательного педагога, методиста и гениального рационализатора Дмитрия Ерофеевича Огороднова когда-нибудь осуществится!

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»