Народное искусство и его роль в воспитании школьников
Емельченко Ирина Анатольевна
«Народное искусство зародилось и развивалось в давние времена. Но, развиваясь, оно все же оставалось довольно консервативным. Народное декоративное искусство - часть национальной культуры. В нем проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте. В то же время в искусстве каждого народа, отчетливо проступает его самобытность: нравы, обычаи, образ мышления, эстетические пристрастия, национальная психология, культура, история. Все это богатство представлено в ярчайшей, максимально выразительной форме искусства, обращенной в первую очередь к чувствам и мыслям людей. «Народному искусству присуще чувство целостного восприятия предмета, когда роспись по смыслу, цвету, масштабу соответствует его назначению и форме. Самое ценное для нас –это мощный импульс добра и радости, который получает каждый, кто соприкасается с ним и как зритель, и как создатель. И правда, в момент, когда мастер остается один на один с деревянной поверхностью, чтобы нарисовать на ней Дерево жизни, доброго льва, сладкоголосую Сирин, солнечный знак или травку, он в полном смысле Создатель, Творец. И по его замыслу, как и по божьему, мир устраивается красиво и гармонично. Как никакое другое искусство, народное умеет создавать «праздничную радость» “Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа” Ушинский К.Д. Главный смысл широкого применения народного декоративного искусства в работе с школьниками- это воспитание предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, к своему народу, чувства патриотизма, самосознания, осознания своей национальной принадлежности. Это только начало развития таких сложных чувств. Сложное, глубокое, осознанное чувство любви к Родине, народу формируются гораздо позднее, но только при условии, если родничок первых чувств забил в период дошкольного детства. Эмоциональный язык искусства - самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка. Вот почему в отечественной педагогике с давних времен (Неменский Б.Н., Сакулина И.П., Усова А.П., Ушинский К.Д., Шпикалова Т.Я. и др.) проповедуется главный принцип: воспитывать детей в семье и в детском саду на искусстве близком, родном искусстве того края, где живет человек. Неменский Б.М. подчеркнул, что ребенка необходимо «...привязать всеми его чувствами, эмоциями к древу культуры его народа». Национальное искусство - тот дом, из которого ребенок отправляется по дорогам мирового искусства, поэтому свое родное искусство должно быть им остро прочувствовано. Не чувствуя, не понимая родное искусство, человек вряд ли способен чувствовать искусство, культуру, понимать психологию человека другой национальности. Декоративное искусство не есть что-то изолированное, особое в жизни людей, оно существует и органично сочетается с бытом, трудом, праздниками, нравами, традициями народа. Поэтому подлинное чувство любви к народному искусству нельзя воспитать, если детей не приобщать к природе, фольклору, быту, нравам, традициям этого народа. Например, нельзя до конца почувствовать, понять всемирно известную дымковскую игрушку, если не знать русскую деревню, ее историю, нравы, обычаи. Идеал сельской красавицы как сильной, ловкой здоровой, румяной воплотился и в образе крепкой бабы с ребенком (русской мадонны), и в статной горделивой красавице-водоноске. Надо видеть деревенские закаты и рассветы с их тишиной и туманами, первым пением петухов и дымком над избами. Надо видеть сельские праздники с их буйным весельем, песнями, плясками, частушками, вечерние «посиделки», чтобы почувствовать легкую, добрую иронию народного художника, увидевшего и передавшего в фигурке деревенского щеголя его довольство собой, стремление покрасоваться. Развитие гармоничной самодостаточной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно-прикладного народного творчества переоценить невозможно. Оно могло меняться, но основные элементы и сюжеты, форма глиняной игрушки, посуды, фасон традиционной одежды повторялись из века в век, из поколения в поколение. Благодаря народному искусству, быт, обряды и традиции наших предков сохранились и дошли до нас через века, несмотря на исторические потрясения. В былые времена, когда фабрик и, соответственно, заводских изделий еще не было, все предметы быта были самодельными – от чашки и ложки до одежды, обуви, игрушек, инструментов. Еще в недалеком прошлом народное искусство и ремесла служили способом хоть немного разнообразить и украсить тяжелый и небогатый крестьянский быт, скоротать долгие зимние вечера за интересным делом. Народное искусство служило носителем информации, сохраняло знания о былом, являлось отражением народной мудрости и воплощением красоты. В современном мире народное искусство потеряло свое прикладное значение. Свободный доступ к любой информации, широкое распространение и дешевизна предметов быта, фабричной одежды, обуви, бытовой техники и прочих необходимых для современного человека вещей практически уничтожили традиционные ремесла. Однако носители народного искусства, народные мастера, работают и поныне, но их произведения в современном мире больше не выполняют исконных функций, превратившись в «сувенирную продукцию». Но все не так грустно. Народное искусство не ушло из нашей жизни и не уйдет еще долго – оно нашло свою нишу в педагогике. Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Актуальная задача патриотического воспитания во многом реализуется через приобщение дошколят и школьников к традиционному искусству. Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками. Приобщение к народному искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, учит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях. «Народное искусство является воплощенным представлением народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Отличительной особенность декоративно-прикладного народного творчества является яркость красок, контрастность рисунка, пристрастие к растительным, животным или геометрическим орнаментам. Традиционно народные мастера происходили из крестьянской среды и были тесно связаны с природой. Обрабатывая землю и добывая дары леса, наши предки были чрезвычайно наблюдательны, и все свои наблюдения за животными, растениями и неживой природой воплощали в своих произведениях. Благодаря народному искусству, у детей улучшается память и мыслительная деятельность, развивается усидчивость, тренируется внимание. В результате занятие народными ремеслами способствует общему повышению успеваемости в школе и помогает достигнуть успеха во взрослой жизни. Осваивая традиционные промыслы, дети в первую очередь научаются самовыражению. Они ведут диалог с миром, рассказывая в творчестве о своих впечатлениях и переживаниях. В развитии личности это играет огромную роль, обучая человека правильному общению с окружающим миром, направляя его психическую энергию в созидательное русло. Школа должна развивать национальное достоинство у ныне утратившего его подрастающего поколения. И только школа, основанная на традициях национальной культуры, в состоянии формировать в душах молодого поколения те качества, которые во все прежние времена отличали: доброту, открытость, достоинство, трудолюбие, патриотизм, сострадание и многие иные. Если принять во внимание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребенка в современное общество с учетом знаний национальной культуры, совершенствование его способности, формирование системы ценностных отношений ребенка к окружающему миру во всех его проявлениях. Становится ясно, что основным итогом воспитания будет личность, способная строить жизнь, достойную человека, имеющего свои корни. На основание этого можно сделать вывод - необходимо помочь ребёнку узнать русскую историю, почувствовать себя частью своей родины. Мы- дети природы, а значит природа наша воспитательница. Русский народ всегда был с природой в едином порыве. Русская душа- это душа земли и поля, рек и лесов. «Особенно важно приобщать к народной культуре, искусству в подростковом возрасте, т.к. именно в этот возрастной период начинает формироваться самосознание, закладываются основы мировоззрения, развивается способность к культурной самоидентификации. Младший подросток способен осознать своеобразие родной культуры, поэтому при правильном педагогическом руководстве можно воспитать его не просто созерцателем народной культуры, но и носителем, творцом, что и является, на наш взгляд, одной из главных задач, т.к., во-первых, такой подход направлен на развитие художественно-эстетической культуры личности школьника, во-вторых, способствует сохранности, обогащению и передаче последующим поколениям накопленного народом культурного наследия. «Плоскостное мышление детей, двухмерность их изображений являются теми естественными предпосылками, которые на данном возрастном этапе совпадают с художественными особенностями декоративного рисования «Народное декоративно-прикладное искусство обращено как к разуму, так и к чувствам подрастающего поколения, скрытые в нем символические смыслы очень важны, так как позволяют не только целостно воспринимать наследие нашего народа, но и открывать в нем новое, свое индивидуальное понимание, что способствует воспитанию творческого эстетического отношения к действительности и формированию самобытной системы ценностных ориентаций и устойчивому чувству национальной культурной идентичности. «Народное искусство во всём многообразии его проявлений –это великая память народа. Всё что оставили нам наши предки, должно органично войти в нас, стать частью нас самих. А оставили они нам несметные богатства: народные песни, частушки, сказки, поговорки, пословицы. Народное искусство- это сплав доброго человеческого разума, душевной теплоты, мудрой неуемной фантазии, искреннего откровения великодушия, непосредственности и чистоты. Для становления мировосприятия ученика народное декоративное искусство имеет особенно важное значение. Определяя пути и способы приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству, необходимо сохранять целостность, а не выхватывать, не вырывать отдельные образцы народного искусства из сложной системы духовных связей с человеком, с природой, вселенским миром. Народное декоративное искусство, это язык символических образов. И этот условный, образный язык был понятен прежде каждому человеку, ибо это был своеобразный язык общения между людьми. Художественно-эстетическое воспитание имеет важное значение в развитии личности, формировании личностных взглядов, убеждений, мировоззрения человека, и поэтому является важным направлением эстетического воспитания «Роспись по дереву является частью народного искусства, можно сказать, частью фольклора, народного творчества, мудрости. Годами люди накапливали опыт и передавали его следующим поколениям. Народное искусство является уникальным миром духовных ценностей, корнями уходящими, в далёкие народные традиции, которые питают современные виды культуры. Привитие народных традиций в прикладном творчестве школьникам даёт возможность сформировать в их сознании образ исконной русской культуры, развить любовь к родным ремёслам через обучение им. Человек нашего времени всё больше утрачивает связь с народным искусством, что приводит к потере связи с поколениями, обнищанию духовного мира человека. Возрождение традиций, промыслов, искусства народной росписи поможет в решении этой проблемы. Поколение школьников может больше узнать на занятиях по росписи о народном искусстве, в дальнейшем возродить и приумножить полученные знания. Опираясь на национальное, народное искусство, мы можем приблизить и передавать традиции из поколения в поколение, оставляя в сознании национальную культуру. Надо постараться вовлечь школьника, в новый мир, который откроет для него красоту родной природы и мудрость предков.