Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Музыкальная гостиная
Костина Наталия Валентиновна,
педагог дополнительного образования,
ГБОУ школа № 561
Калининского района Санкт-Петербурга
Возраст детей: 10-17 летпедагог дополнительного образования,
ГБОУ школа № 561
Калининского района Санкт-Петербурга
Срок реализации: 3 года
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальная гостиная» ориентирована на обучающихся возраста 10 – 17 лет, имеет художественную направленность и разработана в соответствии с ООП ООО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе нормативных документов:
- Федерального закона об образовании от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № с изменениями от 31.12.2015г. № 1577)
- Учебного плана ГБОУ школа № 561 на 2021-2022 учебный год.
Рабочая программа может быть реализована с помощью дистанционных образовательных технологий и электронного образования.
При реализации содержания учебного курса, организации промежуточной и итоговой аттестации могут быть использованы образовательные платформы do2.rcocoit, ЯКласс, Учи.ру, РЭШ, платформы для вебинаров и конференций Zoom, Skype, Discord, Pruffme и трансляции в YouTube.
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для учащихся первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят учащимся не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.
Важной формой самовыражения учащихся является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там.
Музыкальное образование учащихся, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в кружках дополнительного образования. В процессе занятий в вокальных коллективах у учащихся повышается интерес к разно жанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, учащийся учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.
Актуальность программы включает в себя возможность поддержки детей с особыми образовательными потребностями (с ограниченными возможностями здоровья).
Особенно высока роль художественного творчества в формировании личности ребенка с задержкой психического развития, когда затруднены многие каналы поступления информации, угнетена психика, слабо развита речь, нарушен контакт с окружающими.
Адресат программы- учащиеся с задержкой психического развития (девочки и мальчики в возрасте 10 – 17 лет). Для них характерны:
- замедленное и ограниченное восприятие;
- недостаточное речевое развитие;
- пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире,
межличностных отношениях; - недостатки в развитии личности (неуверенность в себе, неоправданная
зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм,
неумение управлять собственным поведением, заниженная или
завышенная самооценка).
Данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учет индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся.
Объем и срок реализации программы:
Срок реализации программы: 3года
Объём часов по программе: 216часов . Уровень базовый.
Первый год обучения:72 часа ;
Второй год обучения :72 часа ;
Третий год обучения :72 часа.
Цель образовательной программы: создание условий для гармоничного развития личности ребенка через коллективное творчество и приобщение к музыкальной культуре.
Задачи образовательной программы:
Обучающие:
- знакомство с основами музыкальной грамоты;
- знакомство с понятием дирижерского жеста;
- обучение правильному исполнению мелодии, ритма, текста песен;
- начальное развитие двухголосного пения;
- знакомство с разными музыкальными жанрами;
- обучение выразительности исполнения.
- воспитание музыкального вкуса;
- воспитание чувства патриотизма
- воспитание коммуникативной культуры, толерантности;
- повышение культуры речи;
- приобщение ребёнка к здоровому образу жизни.
Коррекционно-развивающие:
- коррекция недостатков познавательной деятельности детей и их эмоциональной сферы;
- развитие музыкального слуха;
- развитие правильной интонации;
- развитие и коррекция дикции;
- развитие чувства ритма;
- развитие вокально-хоровых навыков, музыкального слуха и музыкальной памяти;
- развитие навыков пения с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания
Условия реализации программы:
Условия набора в коллектив: принимаются все желающие.
Условия формирования групп: разновозрастные. Допускается дополнительный набор
учащихся на второй и третий год обучения на основе прослушивания;
Занятия проводятся 2 раза в неделю (по 1 часу), продолжительность занятий 45 минут
с перерывом 15 минут;
Списочный состав групп формируется в соответствии с санитарными нормами:
1 год обучения – не менее15 человек;
2 год обучения – не менее12 человек;
- год обучения – не менее 10 человек.
ансамблевых номеров);индивидуальная (разучивание сольных партий).
Формы занятий:
- беседа;
- репетиция;
- праздник;
- игра;
- открытое занятие;
- выступления.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
- укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
- формирование личностного смысла постижения хорового искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных музыкальных творческих задач.
- развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
- наблюдения за различными явлениями жизни и искусства во внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума;
- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
- применение знаково-символических и речевых средств для расширения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, общение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
- развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и вокально-хоровому виду музыкально-творческой деятельности;
- развитое художественное восприятие, умение оценивать вокально-хоровые произведения, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
- общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
- представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
- использование элементарных вокально-хоровых умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах внеурочной деятельности;
- готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
- участие в концертной деятельности, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
Учебный план 1 года обучения.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Форма контроля | ||
всего | теория | практика | |||
|
Вводное занятие | 4 | 2 | 2 | Педагогическое наблюдение |
|
Развитие вокально-хоровых навыков (звукообразование, дыхание, дикция, артикуляция). | 9 | 3 | 6 | Педагогическое наблюдение |
|
Основы музыкальной грамоты и сольфеджио | 14 | 5 | 9 | Творческий зачет |
|
Разучивание песенного репертуара | 36 | 8 | 28 | Творческий зачет |
|
Организация музыкальных интересов(слушание и беседы о музыке). | 4 | 2 | 2 | Творческий отчет |
|
Аттестация. Итоговые занятия | 5 | 2 | 3 | Дидактическая игра, концерт, выступление перед родителями и учителями, открытое занятие, индивидуальное и групповое выступление |
Итого часов в год | 72 | 21 | 51 |
Учебный план 2 года обучения.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Форма контроля | ||
всего | теория | практика | |||
|
Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
|
Развитие вокально-хоровых навыков (звукообразование, дыхание, дикция, артикуляция). | 9 | 3 | 6 | Педагогическое наблюдение |
|
Основы музыкальной грамоты и сольфеджио | 14 | 5 | 9 | Творческий зачет |
|
Разучивание песенного репертуара | 39 | 7 | 32 | Творческий зачет |
|
Организация музыкальных интересов(слушание и беседы о музыке). | 3 | 1 | 2 | Творческий отчет |
|
Аттестация. Итоговые занятия | 5 | 1 | 4 | Дидактическая игра, концерт, выступление перед родителями и учителями, открытое занятие, индивидуальное и групповое выступление |
Итого часов в год | 72 | 18 | 54 |
Учебный план 3-го года обучения.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Форма контроля | ||
всего | теория | практика | |||
|
Вводное занятие | 4 | 2 | 2 | Педагогическое наблюдение |
|
Развитие вокально-хоровых навыков (звукообразование, дыхание, дикция, артикуляция). | 9 | 3 | 6 | Педагогическое наблюдение |
|
Основы музыкальной грамоты и сольфеджио | 14 | 5 | 9 | Творческий зачет |
|
Разучивание песенного репертуара | 36 | 8 | 28 | Творческий зачет |
|
Организация музыкальных интересов(слушание и беседы о музыке). | 4 | 2 | 2 | Творческий отчет |
|
Аттестация. Итоговые занятия | 5 | 2 | 3 | Дидактическая игра, концерт, выступление перед родителями и учителями, открытое занятие, индивидуальное и групповое выступление |
Итого часов в год | 72 | 21 | 51 |
Сводный учебный план
№ | Название программы | Года обучения |
Всего часов | ||
1-й | 2-й | 3-й | |||
1 | Музыкальная гостиная | 72 | 72 | 72 | 216 |
Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Музыкальная гостиная» на 2021 – 2022 учебный год
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончаний занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 | . | |||||
2 | 02.09.2021 | 24 .05.2022. | 36 | 72 | 72 | 2 зан/нед.по 45 мин |
3 | 02. 09. 2021. | 24. 05. 2022. | 36 | 72 | 72 | 2 зан\нед 45 мин |