Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Вокальные зажимы -
причины возникновения и способы преодоления

 
Субботина Екатерина Александровна
СПб ГБОУ ДО "СПб ДШИ № 37" Санкт-Петербурга
      Голос - самый первый музыкальный инструмент, который осваивает человек. С момента первого вдоха человек начинает экспериментировать с высотой, интонацией, тембром издаваемого звука. Именно при помощи голоса, и различных его окрасов, младенец может выразить такие чувства, как страх или удовольствие, сообщить о потребности в удовлетворении голода или необходимости отдыха. По тембру голоса, в первые недели жизни, ребенок отличает “своих” от "чужих”, по интонациям считывает настроение близких людей. Не даром одним из самых объемных фольклорных вокальных жанров любой народности является колыбельная, традиция, сохраняемая до сих пор. Из покон веку, с младенчества, именно через песню ребенок воспринимает не только свою причастность к конкретной семье, но и свой культурный код.
  Голос, индивидуальность тембра, манера речи является способом идентификации личности при отсутствии возможности визуального контакта. Кроме того, голос является индикатором физического здоровья человека, так как первые признаки проявления острых респираторных заболеваний отражаются именно на голосе. Говоря об оценке здоровья голосового аппарата можно так же отметить, что опытный педагог, при прослушивании певца, может заподозрить и более тяжелые заболевания, такие как образование на связках узлов, и других нетипичных новообразований. В этом случае пение абсолютно противопоказано и необходима срочная консультация врача фониатра.
       Именно голосом, на протяжении всей жизни, человек выражает радость, боль, горе, и другие эмоции. А вот смех и плач являются не только специфическим способом выражения эмоций через голос, но и неким индикатором правильного положения гортани при пении. Физиологическое проявление смеха это непроизвольные движения грудной клетки и диафрагмы, происходящие в следствии активного вдоха и экономного выдоха, формирующего с помощью воздушного столба высокую гортань. Именно это понятие высокой позиции следует доносить до ученика, обращая его внимание, что основа правильного звукоизвлечения и здорового горолосового аппарата в умении пользлваться певческим дыханием. 
       Таким образом, голос - это индивидуальная специфическая характеристика каждого человека. Тем более актуальна проблема правильной постановки и развития потенциала голоса, как инструмента сольного певца, так и участника детского вокально-хорового коллектива.
       Одной из проблем, с которой сталкиваются не только начинающие певцы, но и опытные артисты, это вокальные зажимы. Так как пение является психофизиологическим процессом, то данная проблема имеет те же корни. Незрелость эмоциональной сферы, приобретенные ранее комплексы ведут к появлению страха сцены, что, в свою очередь приводит к внешней и внутренней зажатости, скованности тела, спазму отдельных мышц. 
        Голосовой зажим — это естественная психологическая реакция на стресс. Она формируется подсознательно, когда гормон стресса, кортизол, поступает в кровь. Это заставляет мышцы гортани непроизвольно сокращаться, вследствие чего голос начинает звучать непривычно, сдавленно, и в конце концов срывается. Легкие, в свою очередь, не добирая воздуха, делают его тихим, а по времени звучания, из за нехватки воздуха, непродолжительным. При неоднократном повторении похожей ситуации, такая манера звукоизвлечения становится привычной, певец перестает контролировать причины, вызывающие спазм, и голосовой зажим становится привычной, и весьма дискомфортной манерой исполнения, как для исполнителя, так и для слушателей. Большинству людей знаком подобный страх публичного выступления, когда даже перед малочисленной аудиторией, исполнитель испытывает страх и неуверенность. Реакцию организма характеризует скованная, неуверенная поза, бегающий взгляд, тихий спазмированный, срывающийся голос. Появляется мнимая необходимость откашляться.
        В вокальном искусстве понятие «зажим» означает затруднение, несвободу в процессе пения, и это затруднение чувствует сам певец, и его определяет педагог. Зажимы бывают двух типов: психологический и физиологический зажим. Психологический зажим у детей связан с неумением владеть своим телом, низким уровнем физической культуры и активности, незрелостью эмоциональной сферы. Физиологический зажим, в свою очередь, подразделяется на три типа:
1. Мышечный зажим. Постоянный спазм какой-либо мышцы, влияющий на свободную фонацию, такой как спазм спины, шеи, плечевого отдела позвоночника, мышц лица; также к мышечному зажиму можно отнести и навязчивые движения - качания, поднятие бровей, гримасы, движения головой и т.д.;
2. Челюстной зажим. Обычно самый сильный зажим, не позволяющий свободно открывать рот
3. Гортанный зажим. Спазм звукообразующих мышц, "задранная гортань".                Опуская проблемы психологического характера, обратим внимание на причины и способы преодоления проблемы голосового зажима как физиологического процесса.
Признаки голосового зажима
1. Осиплое звучание голоса в среднем регистре;
2. Тремоляция, или напротив, слабость звучания в верхнем регистре
3. Форсирование звука на переходных нотах, и на форте
4. Неестественное положение головы при пении (голова наклонена или запрокинута)
5. Дискомфорт в области гортани, и болевые ощущения у корня языка даже при непродолжительном пении;
6. Обездвиженная и поджатая нижняя челюсть
7. Невозможность свободно и ровно звучать на одной высоте в течение некоторого времени. Издаваемый звук, слаб и, как будто пресекается.
8. После пения голос «садится», становится уставшим и более высоким, чем при обычном, разговорном голосе.
9. Общая статичная, зажатая поза тела
         Надо отметить, что все вышеперечисленные проблемы проявляются так же при неумелом использовании вокального дыхания. Выполнение дыхательных упражнений, понимание аспектов и использование техники вокального дыхания, это верный путь к постепенному преодолению голосового зажима.
         Таким образом, проблему голосового зажима и вокального дыхания следует рассматривать сообща. Препятствие для свободы звука - вокальный зажим, создается ложными голосовыми связками, именно этот орган певческого аппарата вредит процессу фонации - воспроизведению звука. Происходит это в связи с тем, что ложные связки призваны природой для совершенно иных целей, они защищают дыхательные пути. Срабатывают они рефлекторно, в момент, когда в дыхательном тракте поднимается воздушное давление. Учитывая то, что причина вокального зажима заключается в спонтанном, рефлекторном срабатывании ложных связок, важно обратить на это внимание певца и научить распознавать и управлять этим механизмом, не позволяя ложным связкам работать бессознательно и автоматически, формируя привычку голосового зажима. Необходимо добиться эффекта раздвигания гортани, что в свою очередь приведет к плотному и объемному звучанию певческого голоса. Для новичков в вокальном исполнительстве самым понятным объяснением данного механизма будет пример такого привычного и понятного состояния движения гортани и диафрагмы, как смех и плач.
  Здесь, необходимо с осторожностью отнестись к достаточно распространенному приему «пения на улыбке». Важна не сама по себе улыбка, а положение гортани и диафрагмы при смехе, которая заставляет работать шейно-ключичную мышцу. Со временем данная техника доходит до автоматизма, формирует мышечную память, и позволяет вокалистам контролировать движения мышц во время пения. Правильная мышечная память является одной из основ хорошего, здорового вокального звука.
         Функция сжатия голосовых связок срабатывает при различных условиях, но так или иначе, напрямую или косвенно связана с воздухом, с силой и объемом выдыхаемой воздушной струи. При условии, разумеется, что в этот момент происходит фонация, то есть человек говорит или поет, или производит какие-либо другие звуки. Если мы просто выдыхаем беззвучно, голосовые связки не реагируют, голосовая щель так же полностью раскрыта. Если усилием воли или рефлекторно задерживаем дыхание, наступает обратная фаза - и голосовая щель и голосовые связки над ней полностью сжимаются. Иными словами, если задержка дыхания и звука – это эффект со 100% перекрытием голосовыми связками дыхательных путей, то сжатие его, препятствование выдоху, толчок воздуха, форсирование, представляют собой тот же эффект задержки, но только ослабленный. Одним словом, пение - это некий род задержки выдоха с одновременным воспроизведением звука. Правильное распределение воздуха при пении вызывает получение отчетливо ощутимой плотности воздушного столба, то есть опоры.
         Вокальный зажим – это не постоянная величина, он может проявляться как у новичков, так и у опытных вокалистов при недостаточной работе над техникой. Чем менее привычным для вокалиста является участок диапазона, в котором он поет в данный момент, или возникают технические трудности, тем больше вероятность возникновения вокального зажима. Как правило, он значительно чаще возникает на высоких нотах, потому что вокалист может форсировать, толкать звук. Таким образом, у начинающего вокалиста формируется некий замкнутый круг. Неудобство исполнения в заданной тесситуре, или сложность технического материала формируют неуверенность, преодолеть которую певец пытается, форсируя звук, тем самым усугубляя вокальный зажим. Необходимо помнить, что голосом управляют внутренние мышцы гортани, на которые и нужно ориентироваться при пении.
      Кроме внутреннего зажима, возможен еще и внешний. Он диагностируется проще, так как легко контролируется опытным педагогом визуально. Внешняя напряженность ключично-грудного отдела, неестественное положение головы при пении, статичная, поджатая нижняя челюсть сигнализируют о внешнем зажиме. Спазмированность мышц тела ведет к недостаточному вдоху, что в свою очередь блокирует свободное раскрытие гортани и свободное звуковоспроизведение. Занятия вокалом рекомендуется проводить в классе или студии, оборудованной зеркалом в полный рост ученика, тем самым вырабатывая у ученика навык самоконтроля.
        Подводя итог, следует обозначить
Признаки отсутствия голосовых зажимов:
1. Баланс звука по высоким, средним и низким частотам;
2. Певец может легко петь с поднятой вверх головой даже самые высокие ноты; 3. В исполнении преобладает мягкая атака и мягкое снятие, что является подтверждением свободы голосовых связок и певческого аппарата в целом.
4. В брюшном прессе нет напряжения, при этом для пения достаточно воздуха               Расслабление гортани – процесс продолжительный и требует планомерной регулярной и терпеливой работы, как со стороны педагога, так и со стороны ученика. Процесс устранения зажима состоит из следующих этапов:
1 Выявление проблемы
2. Объяснение теоретической части
3. Демонстрация правильного и свободного звукоизвлечения
4. Контроль в процессе исполнения
5. Самоконтроль со стороны ученика

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»