Методическая разработка программы центра дополнительного образования
Тематическое планирование рабочей программы
Ожидаемые результаты освоения программы на общекультурном уровне
Предметные:
Ожидаемые результаты освоения программы на базовом уровне
Предметные:
Личностные:
Контроль в программе выполняет следующие функции:
Программой предусмотрено 4 вида контроля знаний и умений учащихся: предварительный (сентябрь), текущий (в течение года), промежуточный (по завершении темы или раздела) и итоговый (май). Оценочные материалы представляют собой систему итогов контрольных мероприятий по выявлению результативности освоения программы учащимися с описанием форм и средств выявления, фиксации и предъявления результатов обучения,
а также их периодичности.
Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы.
Необходимым условием успешной реализации программы является наличие:
Для детей:
Для родителей:
1. Мастер-класс Игоря Вагина. Лучшие психотехники. Питер.2005.
2. А.Г.Назарова. Игротренинг. Санкт-Петербург. 2003.
3. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.,1983.
Игра. Творчество. Праздник
Ковалева Ирина Михайловна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность: Социально-педагогическая
Цель рабочей программы на текущий учебный год: Создание условий для личностного самоопределения и самореализации, учащихся через освоение культуры игры.
Задачи на текущий учебный год:
Обучающие:
Цель рабочей программы на текущий учебный год: Создание условий для личностного самоопределения и самореализации, учащихся через освоение культуры игры.
Задачи на текущий учебный год:
Обучающие:
- Продолжать знакомить детей с разнообразием игр и возможностью использовать их при организации досуга;
- Обучать элементарным приемам организации игровой аудитории, основам актерской грамоты;
Развивающие:
- развивать у детей эмоционально-чувственную сферу, а также качества, необходимые для творческой деятельности (память, внимание, выразительная речь, наблюдательность, фантазия, воображение и др.);
- содействовать формированию коммуникативных навыков.
Воспитательные:
- создавать условия для приобретения опыта позитивного общения со сверстниками и младшими товарищами;
- содействовать приобретению первоначального опыта самостоятельного общественно-значимого действия (научился сам – научи другого).
Мотивационные:
- создавать комфортную доброжелательную атмосферу для совместной деятельности взрослых и детей, ситуацию успеха
Особенности обучения в текущем учебном году по данной программе:
Формы обучения по программе: очная, в очной форме с применением дистанционных образовательных технологий, электронных средств обучения.
Формы организации деятельности учащихся в условиях временных ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией в 2021-2022 учебном году:
-очно с использованием дистанционных технологий, электронных средств обучения (группа учащихся одного класса, возможность деления группы на подгруппы с учащимися одного класса/параллели с соблюдением социальной дистанции в 1,5 м., индивидуальные консультации)
В связи с этим, из учебного плана будут исключены темы:
Формы обучения по программе: очная, в очной форме с применением дистанционных образовательных технологий, электронных средств обучения.
Формы организации деятельности учащихся в условиях временных ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией в 2021-2022 учебном году:
-очно с использованием дистанционных технологий, электронных средств обучения (группа учащихся одного класса, возможность деления группы на подгруппы с учащимися одного класса/параллели с соблюдением социальной дистанции в 1,5 м., индивидуальные консультации)
В связи с этим, из учебного плана будут исключены темы:
- Творческая практика
- Репетиции
- Выступления
Занятия с использованием дистанционных образовательных технологий и электронных средств обучения будут аудиторными (в учебном помещении ОУ) и внеаудиторными (проходят вне учебного помещения: на улице, в музее, на спортивной площадке, дома и т.д.).
Внеаудиторные занятия, так же, как аудиторные, могут проходить под руководством педагога (очно). Внеаудиторные занятия предполагают также самостоятельную деятельность учащегося на заданную педагогом тему (дистанционные самостоятельные занятия).
Цель внеаудиторных дистанционных занятий:
- закрепление, углубление, расширение и систематизация ранее полученных знаний;
- формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;
- развитие самостоятельности мышления;
- мотивирование целенаправленной работы по освоению новых знаний.
В этом случае освоение образовательных программ организуется:
Внеаудиторные занятия, так же, как аудиторные, могут проходить под руководством педагога (очно). Внеаудиторные занятия предполагают также самостоятельную деятельность учащегося на заданную педагогом тему (дистанционные самостоятельные занятия).
Цель внеаудиторных дистанционных занятий:
- закрепление, углубление, расширение и систематизация ранее полученных знаний;
- формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;
- развитие самостоятельности мышления;
- мотивирование целенаправленной работы по освоению новых знаний.
В этом случае освоение образовательных программ организуется:
- в режиме реального времени при помощи телекоммуникационных систем (мастер-классы, развивающие занятия, консультации, тренировки и другие активности);
- с использованием возможностей электронного обучения (формирование подборок образовательных, просветительских и развивающих материалов, онлайн-тренажеров, представленных на сайте Министерства просвещения Российской Федерации по адресу https://edu.gov.ru/distance для самостоятельного использования обучающимися)
- с использованием бесплатных интернет-ресурсов, сайтов учреждений культуры и спорта, открывших трансляции спектаклей, концертов, мастер-классов, а также организаций, предоставивших доступ к музейным, литературным, архивным фондам;
- ресурсов средств массовой информации (образовательные и научно-популярные передачи, фильмы и интервью на радио и телевидении, в том числе эфиры образовательного телеканала «Моя школа в online»);
- с использованием образовательных и развивающих материалов на печатной основе (сборники предметных и междисциплинарных задач, открытые материалы международных исследований качества образования, демонстрационные варианты олимпиадных и диагностических заданий, печатные учебные издания).
При планировании деятельности детского объединения в условиях обучения с применением дистанционных технологий целесообразно составление модульного расписания.
Модуль очного обучения (аудиторные занятия) предполагает объединение недельного количества часов в один или два блока, реализуемый в один или два дня. Очный модуль - 3 академических часа 2 раза в неделю с перерывами между часами для проветривания 10 мин. При этом длительность одного учебного часа может варьироваться от 30 до 45 мин. на усмотрение педагога (стандарт безопасности, п. 6.2.).
Модуль внеаудиторной работы может включать в себя онлайн-занятия, при этом допускается объединение учебных подгрупп вместе в целях эффективного использования педагогических ресурсов при организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, а также с целью профилактики перегрузки учащихся (Положение об использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных программ в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 323Невского района Санкт-Петербурга, п.3.1.1.)
Требования к учащемуся:
Модуль очного обучения (аудиторные занятия) предполагает объединение недельного количества часов в один или два блока, реализуемый в один или два дня. Очный модуль - 3 академических часа 2 раза в неделю с перерывами между часами для проветривания 10 мин. При этом длительность одного учебного часа может варьироваться от 30 до 45 мин. на усмотрение педагога (стандарт безопасности, п. 6.2.).
Модуль внеаудиторной работы может включать в себя онлайн-занятия, при этом допускается объединение учебных подгрупп вместе в целях эффективного использования педагогических ресурсов при организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, а также с целью профилактики перегрузки учащихся (Положение об использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных программ в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 323Невского района Санкт-Петербурга, п.3.1.1.)
Требования к учащемуся:
- в точно поставленные временные рамки приступить к заданию. Сообщить педагогу о каких-либо трудностях;
- сделать задание в срок и отправить педагогу – получить оценку – обсудить ее.
Требования к родителям:
- контролировать ребенка по времени (соблюдение расписания занятий, исключение перегрузок);
- проверять задания, которые отправил педагог (на понимание);
участвовать в обратной связи с педагогом при получении рекомендаций по оцениванию выполнения работы ребенка.
Дистанционные образовательные технологии невозможны без использования электронных устройств.
Занятия с использованием электронных устройств должно строго регламентироваться как по длительности, так и по их количеству в соответствии с возрастными возможностями детей и требованиями Сан-Пин.
Промежуточная и итоговая аттестация при организации образовательного процесса с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
Промежуточная аттестация обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий проводится как оценка результатов обучения за определённый промежуток учебного времени – полугодие, год. Обучающиеся, освоившие дополнительную общеобразовательную программу текущего года обучения, переводятся в группу последующего года обучения.
Итоговая аттестация обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися всего курса обучения по дополнительной образовательной программе. Форму итоговой аттестации определяет педагог с учетом контингента учащихся, содержания учебного материала, используемых им образовательных технологий и др. Учащиеся, освоившие дополнительную общеобразовательную программу, отчисляются по завершению программы обучения.
Формы промежуточной аттестации и текущего контроля при организации образовательного процесса с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
Для контроля и оценки результатов обучения, подтверждения факта проведения занятия рекомендуется использовать следующие способы дистанционного взаимодействия:
Дистанционные образовательные технологии невозможны без использования электронных устройств.
Занятия с использованием электронных устройств должно строго регламентироваться как по длительности, так и по их количеству в соответствии с возрастными возможностями детей и требованиями Сан-Пин.
Промежуточная и итоговая аттестация при организации образовательного процесса с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
Промежуточная аттестация обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий проводится как оценка результатов обучения за определённый промежуток учебного времени – полугодие, год. Обучающиеся, освоившие дополнительную общеобразовательную программу текущего года обучения, переводятся в группу последующего года обучения.
Итоговая аттестация обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися всего курса обучения по дополнительной образовательной программе. Форму итоговой аттестации определяет педагог с учетом контингента учащихся, содержания учебного материала, используемых им образовательных технологий и др. Учащиеся, освоившие дополнительную общеобразовательную программу, отчисляются по завершению программы обучения.
Формы промежуточной аттестации и текущего контроля при организации образовательного процесса с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
Для контроля и оценки результатов обучения, подтверждения факта проведения занятия рекомендуется использовать следующие способы дистанционного взаимодействия:
- регистрация учащегося на электронном ресурсе (при возможности);
- выполнение учащимися контрольных и тестовых заданий, предъявленных педагогу в электронном виде;
- выполнение учащимися небольших по объему творческих, проектных заданий, в том числе предполагающих коллективные формы взаимодействия через ресурсы сети Интернет, предъявленных педагогу дистанционно.
При реализации программы с применением дистанционных образовательных технологий необходимость и формы промежуточной аттестации и текущего контроля определяются педагогом.
Педагог может рекомендовать учащимся различные формы добровольной самодиагностики приобретаемых знаний и компетенций для зачета в качестве результатов освоения образовательной программы. (дневник занятий, фото- и видеоотчет, тестирование и анкетирование, выполнение исследовательских, проектных или творческих работ, участие в конкурсах).
Данная образовательная программа может реализовываться в течение всего календарного года, включая каникулярное время. Таким образом, возможно перераспределение объема часов по программе на летний каникулярный период.
Календарный учебный график
Педагог может рекомендовать учащимся различные формы добровольной самодиагностики приобретаемых знаний и компетенций для зачета в качестве результатов освоения образовательной программы. (дневник занятий, фото- и видеоотчет, тестирование и анкетирование, выполнение исследовательских, проектных или творческих работ, участие в конкурсах).
Данная образовательная программа может реализовываться в течение всего календарного года, включая каникулярное время. Таким образом, возможно перераспределение объема часов по программе на летний каникулярный период.
Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения по программе |
Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
3 | 1 сентября | 30 мая | 36 | 144 | 2 раза в неделю по 2ч |
Тематическое планирование рабочей программы
№ п/п | Раздел (или тема) учебно-тематического плана | Кол-во часов | Форма контроля |
|
Введение в программу 3-го года обучения. Беседа по выявлению мотивации и степени готовности к занятиям. Анкетирование Беседа по технике безопасности. Изложение педагогом краткого содержания программы 3-го года обучения. Составление расписания занятий. Разъяснение по заполнению анкеты. Инструкции по технике безопасности поведение во время занятия, на перемене, по дороге в школу. Просмотр фотоотчетов, видеозаписей занятий, выступлений. Рассказы детей о своем летнем отдыхе. Заполнение анкеты-самоанализа «Чему я хотел бы научиться». |
2 | Запись в журнал сведений об инструктаже. Анализ анкет |
|
Игры на сплочение коллектива. Упражнения «Какой я», «Интервью», «Необитаемый остров», «Снежный ком», «Мышка в клетке», «Слепец и поводырь», «Гусеница». |
10 | Промежуточный контроль: педагогическое наблюдение, диагностические игры: «Мышка в клетке», «Слепец и поводырь», «Гусеница». Самоанализ. |
|
Игры на развитие внимания, памяти, наблюдательности. «Эстафета» «Счет арабских мудрецов», «Парочки». | 10 | Самоанализ. |
|
Игротренинг творческого мышления. Игровые упражнения: «Фантастическая история-экспромт», «Сказка наоборот», «Если бы…», «Зоопарк», «Что это может быть?», «Эрудит», «Оживший предмет». |
10 | Рефлексия. Самоанализ Творческие диагностические задания: «Ожившие каракули», «Друддлы» |
|
Интеллектуальные игры. Некоторые виды интеллектуальных игр, их использование в игровых программах Загадки, вопросы на сообразительность, ребусы, шарады (разгадывание, придумывание).. | 10 | Рефлексия Письменная работа в тетради. Конкурс тетрадей Зачет |
|
Игры на взаимодействие Пространственные ориентировки в классе, на сцене, различных игровых площадках: рациональное размещение участников в разных видах игр. Игры со зрителями. Проигрывание знакомых игр («Взгляды», «Слепец и поводырь», «Тень» и др.), освоение способов организации играющих | 12 | Рефлексия Самоанализ |
|
Народные игры Как правильно объяснить правила игры, проследить их выполнение, подвести итог правил игры (технология проведения игры) Знакомые игры - составление карточек – мини-сценариев игр. | 32 | Защита проекта Письменная работа в тетради |
|
Игры с залом. Для чего играть с залом? Массовые игровые танцы. «Танец маленьких утят», «Если нравится тебе», «Дударь». |
10 | Рефлексия |
Основы сценической речи. Дикция, артикуляция, сила голоса. Интонация (уточнение и закрепление понятий). Речь ведущего игровой программы, концерта. Особенности речи игрового персонажа. Разучивание скороговорок, сюжетных стихов, «Бег скороговорок» Артикуляционная и интонационная гимнастика Подготовка к конкурсу чтецов. Работа над сценическим образом. | 10 | Конкурс «Лучший скороговорщик». Участие в конкурсе чтецов. | |
|
Актерская выразительность Актерский этюд. Пластическое воплощение образа. Жест, мимика, пантомима – инструменты актера (устное изложение, рассматривание иллюстраций, просмотр видеозаписи фрагмента спектакля). Этюды. Работа над сценическим воплощением образа игрового персонажа. Упражнения: «Одно и то же по-разному», «Немое кино», «Угадай сказку», этюды на темы из жизни детей. |
12 | Импровизация на тему (защита проекта). Зачет. Обсуждение итогов творческих показов, самоанализ. Конкурс талантов «Минута славы». |
|
Костюм, грим, реквизит Образ и костюм. Прическа и аксессуары. Грим как средство выразительности образа. Правила наложения грима. Бережное отношение к костюму. Игровой реквизит. Работа над образом игрового персонажа. Подбор элементов костюма в соответствии с образом. | 12 | Конкурс рисунков и фотографий |
|
Сам себе сценарист Сценарий. Правила составления. Придумывание сюжета. Подведение итогов года «Лестница достижений». Сертификаты. |
8 | Защита творческих работ. Фотоотчет Рефлексия Методика незаконченных предложений |
|
Анкетирование Анкета «Чему я научился». Инструкция по заполнению анкеты. Разъяснение диагностических заданий. |
2 | Анализ анкет и диагностических заданий |
ИТОГО | 144 |
Ожидаемые результаты освоения программы учащимися и способы их измерения
Реализация программы 3-го года обучения отражает приобретение личностных, метапредметных и предметных результатов, которые могут быть представлены как:
Реализация программы 3-го года обучения отражает приобретение личностных, метапредметных и предметных результатов, которые могут быть представлены как:
- результаты общекультурного уровня - приобретение школьником знаний, представлений, формирование опыта переживаний, позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества;
- результаты базового уровня - получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Ожидаемые результаты освоения программы на общекультурном уровне
Предметные:
- знание названий игр и их правил;
- знание правил техники безопасности на занятиях;
- устойчивый интерес к занятиям.
Метапредметные:
- умение выполнять правила игры, контролировать их выполнение другими учащимися;
- умение слушать и слышать педагога, выполнять его задания;
- проявление таких качеств личности, как выдержка, терпение, смелость, решительность стремление к цели.
Личностные:
- проявление активности на занятиях;
- культура поведения на занятиях;
- элементарные навыки самоконтроля и самооценки.
Ожидаемые результаты освоения программы на базовом уровне
Предметные:
- освоение теоретического материала по разделам и темам программы (умение ответить на вопросы педагога);
- знание специальных терминов, используемых на занятиях;
- владение культурой игровой деятельности;
- владение приемами организации игровой аудитории, знание основ актерского мастерства;
- умение самостоятельно выполнять практические и творческие задания педагога (упражнение, тренинг, показ, этюд и т.д.);
- использование полученных на занятии знаний в практической деятельности;
- умение выступать перед аудиторией;
- устойчивый познавательный интерес в области организации досуга.
Метапредметные:
- умение сотрудничать с товарищами в решении поставленных задач;
- умение научить других тому, чему научился сам на занятиях;
- умение получать информацию из различных источников;
- умение воплощать свои творческие замыслы.
Личностные:
- проявление таких качеств личности, как самостоятельность, ответственность, инициативность в достижении цели;
- активность в социально-значимой деятельности;
- культура поведения и общения в социуме;
- владение навыками самооценки и самоконтроля.
Контроль в программе выполняет следующие функции:
- диагностическую – определяет мотивацию и уровень готовности к обучению;
- обучающую – способствует повторению и закреплению пройденного материала;
- стимулирующую – создает положительные мотивы учения;
- оценочную – позволяет вынести суждение о результатах и эффективности.
Программой предусмотрено 4 вида контроля знаний и умений учащихся: предварительный (сентябрь), текущий (в течение года), промежуточный (по завершении темы или раздела) и итоговый (май). Оценочные материалы представляют собой систему итогов контрольных мероприятий по выявлению результативности освоения программы учащимися с описанием форм и средств выявления, фиксации и предъявления результатов обучения,
а также их периодичности.
Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы.
Необходимым условием успешной реализации программы является наличие:
- просторного помещения, не загроможденного мебелью;
- места для хранения костюмов,
- звуковоспроизводящей аппаратуры, фонотека,
- возможности отрабатывать практические навыки на сцене (организация концертов, игровых программ).
Желательно, чтобы была возможность записи на видеокамеру занятий и выступлений детей для последующего их анализа.
Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:
Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:
- Стулья по количеству занимающихся,
- Повязки на глаза (8 шт.)
- Небольшие пластмассовые игрушки (30 шт.)
- Мяч надувной (1 шт.)
- Для учащихся 2-го и последующих лет обучения – тетрадь и ручка на каждого.
- Карманные зеркала (12 шт.)
- Сундучок с реквизитом для русских народных игр
- Элементы русских народных костюмов по количеству мальчиков и девочек;
- Элементы костюмов животных, сказочных героев (в зависимости от содержания инсценировок, театрализованных программ)
- Мольберт или доска для демонстрации иллюстраций, схем, рисунков в бумажном виде
- Компьютер
- Видеопроектор с экраном (по возможности)
Перечень пособий на каждого учащегося:
- Тетрадь
- Карандаш
- Ручка
- Набор фломастеров
Формы проведения занятий: традиционное занятие, комбинированное занятие, тренинг, игра, защита проектов, зачет, конкурс, театрализованная программа, репетиция, концерт.
Форма организации деятельности учащихся:
индивидуальная, малой группой, всем коллективом.
Список литературы:
Для педагога:
Форма организации деятельности учащихся:
индивидуальная, малой группой, всем коллективом.
Список литературы:
Для педагога:
- Буренина И.А. От игры до спектакля. СПб., 1985.
- Детский праздник; содержание, технологии, педагогическая результативность СПб, 2001.
- Игры, обучение, тренинг /под ред. Петрушинского В.В.-М.: Новая школа, 1994.
- Как работать над дикцией и голосом актёру (методическое пособие) сост. Чарели Э.М.- Иркутск., 1969.Колчев Ю.В., Колчева Н.М.
- Метелягин А.С. Нравственное воспитание школьников на традициях русской культуры. - ПИПКРО, Псков, 1995.
- Театрализованные игры в школе.- М.: школьная пресса,2000.
- Уроки театра на уроках в школе. Программа, методические рекомендации, сборник упражнений / сост. Ершова А.П., -М. 1992.
- Школьная риторика. Ювента. / под редакцией Т.А. Ладыженской. М..2006.
- 555 замечательных игр и игровых сценариев для школьников. М.. « Юнвес», 2001.
Для детей:
- Белянская Л.Б. Хочу на сцену - Донецк, 1997.
- Покровский Е.А. Детские игры: Преимущественно русские. - Москва, Терра, 19973. Стрельцова Л.Ю. Литература и фантазия. М., 1992
- Театр, где играют дети./ под редакцией НикитинойА.Б., М.,Владос, 2001.
Для родителей:
1. Мастер-класс Игоря Вагина. Лучшие психотехники. Питер.2005.
2. А.Г.Назарова. Игротренинг. Санкт-Петербург. 2003.
3. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.,1983.