Методическая разработка занятия
Тональность ре-мажор
Маркина Ирина Брониславовна,
педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ № 282
Кировского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка занятия подготовленная для кружка (играем на клавишных) художественной направленности посвящена эта разработка ко дню Пионере и итоговому занятию моих групп: “радуга, шторм музыкальный автобус, гамма и рок н ролл”. Т.к. дети кроме освоения клавишных инструментов желали овладеть еще и гитарой, и вокалом, научились играть на бас гитаре то такой проект удался при работе с учениками по классам. Занятия проходили в кабинетах начальной школы и, по сути, каждый кабинет во второй половине дня превращался в эстрадную студию. Это трудоемкая работа прошла в период борьбы с пандемией, когда каждый класс находился на своей территории. Если раннее группы были сформированы с разных параллелей и разных классов, то в этот тяжелый год группы организовывались спонтанно ребят просто учились дружить, выручали друг друга в поисках позитива и творчества. Родители купили инструменты, чтобы хоть как-то скрасить быт замкнутого пространства после учебного дня. Добавились гитары, ударные дополнительно, клавишные инструменты. И все получилось. Начали с инструментальной композиции из м/ф Маша и Медведь, где Миша учит Машу играть на фортепиано. До конца учебного процесса освоили еще две песни из этого же мультфильма. Это песня “7 нот” и песня “Фантазия”, как я это делал – могу поделиться.
Тема занятия:
Тональность ре-мажор
На примерах песен из мультфильма Маша и Медведь с названием “7 Нот” и “Фантазия”
Цели занятия:
-
Знакомства с тональностью ре-мажор на основе песни
-
Развитие музыкального слуха
-
Воспитание ансамблевых навыков
Задачи занятия:
-
Научить исполнять Гамму ре-мажор на различных инструментах
-
Развивать мелодический слух через слуховой анализ произведений в различных тональностях и (до-мажор, ре-мажор, ми-минор, ля-минор, ля-мажор)
-
Воспитывать культуру исполнения при игре в ансамбле (уметь дружить!)
Оборудование занятия:
-
Синтезаторы 3 шт.
-
Гитара ритм, соло гитара, бас гитара, ритм машинка, микрофоны усилитель, акустические колонки со шнурами и другая коммутация
Ход занятия:
Инструктаж по ТБ (правила по ТБ)
I. Организационный момент.
1. Подготовка рабочего места к занятию, подключение электромузыкальных инструментов (правило ТБ!).
2.Настройка инструментов (клавишник играет звуки для настройки гитар).
II. Повторение пройденного материала.
- вспомните что вы узнали на прошлом занятии (наводящий вопрос)
- что такое тональность и чем тональности отличаются друг от друга (минор, мажор, высота звучания)
- таблицы до-мажорная гамма и таблица 2 ре-мажорная гамма
- покажите на таблице до-мажор и ре-мажор
- теперь исполните это на клавишных
- а теперь постройте до-мажор каждый на своем инструменте
- исполните первый куплет песни (фантазия в до-мажоре)
Соло:
C D | G C : ||
Куплет:
C D | G C : : | |
C D | E F | F D m | G C
Припев:
D m | G C | D m | E A m | D m | G C | D m C | G | C | |
-
И с чего он состоит (соло куплет припев)
-
Как еще можно назвать соло (проигрыш вступление и т.д.)
III. Объяснение нового материала (таблиц песни “7 Нот”)
D A | D A : | |
Куплет:
D | D | D |A|
D (C) | F | D G | C | H | F # |
D | G | DA | DA |
Припев:
DA| D(C)| G | D |
G F# E D | D A | DA |
-
Посмотрите на таблицу с песней
-
Что интересного вы заметили
-
Попробуйте исполнить эти звуки каждый на своем инструменте (педагог помогает)
1тон 1тон ½ тона 1 тон 1 тон 1 тон ½ тона (строение мажорной гаммы)
- почему добавляются черный клавиши
- а какая тональность от звука Ля
- можете назвать тональности латинскими обозначениями (буквенными)
- почему добавляются диезы
- (помощь) так вот ребята тональности бывают разных видов и сегодня мы познакомились с ре-мажором
- еще раз проиграйте ре-мажор каждый на своем инструменте (дети уже пытаются сделать это самостоятельно, педагог помогает, некоторые строят гамму от ля)
- теперь попробуем исполнить первый куплет песни в тональности ре-мажор “7 нот” и песни “Фантазия” в до-мажоре
- отличается ли исполнение высотой звуков
- как вы думаете почему? В какой песне добавляются черные клавиши и т.д.
IV. Закрепление пройденного материала
-
Целостное исполнение песни “7 Нот” в ре-мажоре
-
Работа над ошибками при исполнении (метр ритмические динамические корректировка слаженности ансамбля). Игра по цифровке
V. Итог урока
- что нового мы сегодня узнали
- чем отличается до-мажор и ре-мажор ля-минор и ля-мажор
- о тональности ля-мажор мы узнаем на следующем занятие, где будем разбирать колыбельную песню из мультфильма Умка, будем осваивать новую тональность. А на сегодня всем спасибо. Мы хорошо потрудились до новых встреч.
Самоанализ методической разработки
Занятие по теме тональность ре-мажор по своей структуре комбинированный, т.к. идет повторение, новый материал, основанный на уже имеющихся знаниях и закрепления полученных на занятиях знаний.
На занятие используются индивидуально-групповые формы работы. Изученные и новый материал преподается словесным наглядным и практическим методами обучения.
На занятие учащиеся научились определять тональности до-мажор, ре-мажор как на нотном стане так и на слух, научились играть и строить аккорды заданной тональности (на некоторых инструментах ставить аккорды интервалы либо звуки).
Поставленные цели и задачи занятия были достигнуты. Для подготовки занятия была использована следующая литература:
Вахромеев В.А. , Элементарна теория музыки
Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования 1986
Важев С. Школа игры на синтезаторе СПБ 1998
Задачи урока решены на необходимом уровне. Дети ушли с занятия в хорошем настроение. Занятие прошло без перегрузок, продуктивно, в доброжелательной обстановке. На будущее можно более интересно дать понятие гармония через художественный иллюстративный материал с использованием толкования слова “Гармонии”, подкрепив исполнение произведений мажорных тональностях с использованием в кодах джазовых аккордов это и интересно и красиво, и привлекает к участию в творчестве родителей. Спасибо