Проектная деятельность в дополнительном образовании
Витулева Юлия Александровна
В период дистанционного обучения возникла необходимость в поддержке талантливых учеников. Особая роль в решении этой проблемы отводится организации проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся.Главная идея методов проектов – направленность учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально доминирующей проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. В контексте дополнительного образования термин означает не только создать новое, но и приобрести новый опыт. Проектирование – проведение необходимых мероприятий, работ и решение поставленных задач направленных на выполнение проекта.
Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначения своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления, аккумулировать творческий потенциал.
Проектная деятельность учащихся является перспективной образовательной технологией, позволяющей комплексно решать вопросы обучения, воспитания, развитие личности в современном организованном обучении.
Целью проектной деятельности является понимание и применение обучающимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
Задачи проектной деятельности:
-обучение планированию (ученик должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
-формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен --уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
-умение анализировать (креативность и критическое мышление);
-умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, предоставлять четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Метод проектов–способы организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата. Он ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности обучающегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.
Виды проектов:
-исследовательские,
-творческие,
-практико-ориентированные,
-информационные,
- приключенческие, игровые.
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование и включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата.
Информационные проекты направлены на сбор информации, о каком – либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов. Благодаря развитию компьютерных технологий в учебную практику пришли новые средства обучения. Распространение компьютеров и мобильные технологии позволяют включить в образовательный процесс различные открытые площадки за стенами школы.
Индивидуальный проект:
- план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;
- учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта от рождения замысла до итоговой рефлексии;
Групповой проект:
- в проектной группе формируются навыки сотрудничества между обучающимися;
- проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
- на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер;
- в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы.
Реализация проекта содержит несколько этапов:
1)Выбор темы
2)Актуализация проблемы
3)Постановка цели и задач
4)Сбор и анализ информации .
5)Выбор продукта
6)Идея для реализации проекта
7)Предпроектное исследование
8)Художественное проектирование
9)Этапы изготовления
10)Экономическое обоснование
11)Реклама продукта
12)Рефлексия
Используемые технологии: ИКТ.
Групповой или личный отчет обучающихся целесообразно организовать в форме презентации ,так как эта программа хорошо знакома обучающимся.Общение с детьми возможно проводить в группе ВК, а также в формате конференций в ZOOM Данные технологии позволяет осуществлять диалог не только между педагогом и учащимися, но и вести одновременно несколько диалогов между отдельными участниками. ZOOM- также дает возможность фиксации текстов, а следовательно, организации рефлексии и усиления обратной связи.
Заключение
-Творческие проекты в позволяют учащимся развивать социально-значимые навыки ;
- обучающиеся овладевают навыками работы с источником информации, технологиями,
-овладевают навыками самоорганизации;
- учатся ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность;
- учатся принимать решения, моделировать, проектировать.
- у учащихся развиваются навыки работы в группе, формируется культура публичного выступления и т.д.
Проектное и учебно-исследовательское обучение следует использовать как дополнение к программам дополнительного образования, в рамках дополнительного образования. В дополнительном образовании приветствуется инициативность, творчество, креативность, возможность проживать разные роли и самим преобразовывать окружающий мир .
Ссылки на источники:
1.Проектная деятельность в образовательном учреждении. Учебное пособие для обучающихся по дополнительной профессиональной образовательной программе «Современные. образовательные технологии: Проектная деятельность в образовательном учреждении». 2-е издание, стереотипное. Москва Издательство «ФЛИНТА». 2014. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – м. : флинта, 2014. - 144с
1.Зуев, А. М. Проектная деятельность в образовательном процессе // Основы безопасности жизни. – 2014. - № 1. – С. 36-41
2.Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.
3.Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117