Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Нетрадиционные техники рисования,
как средство развития творческих способностей детей

Локтионова Евгения Александровна
«Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир». 
Изобразительная деятельность - один из видов занятий, где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни, танцы. Занимаясь изобразительной деятельностью, ребенок не только овладевает практическими навыками художника, осуществляет свои творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает художественный вкус, развивает зрительную восприятие, память, мыслительные операции (сравнение, обобщение, формируются элементарные графические умения столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. 
Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка, а овладение как можно большим числом разнообразных изобразительных техник позволит обогащать и развивать внутренний мир ребенка. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для успешного развития творческих способностей дошкольников. 
Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. В системе работы используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Вся деятельность направлена на развитие у дошкольников художественно-творческих способностей. 
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, является важнейшим средством эстетического воспитания. Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность. 
Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами. 
Нетрадиционные техники рисования - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет не интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумагу кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе, далее будут перечислены техники, способствующие этому. 
Использование нетрадиционных техник рисования даёт возможность развивать у малышей художественное, а не шаблонное мышление. Даже, скорее, художественно - образное, которое напрямую связано с творческими способностями и наблюдательностью, а также духовными качествами. И неважно, насколько хорошо ребёнок владеет техникой рисования, ведь основным здесь будет научить малышей выкладывать на бумагу свои мысли и чувства, а при помощи различных красок передавать своё настроение. 
Цель моей работы – создать педагогические условия для развития творческого воображения детей через использование нетрадиционных техник и приемов рисования. 
Задачи: 
·         Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов. 
·         Формировать умение детей сочетать различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять традиционные и нетрадиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от изобразительной деятельности. 
·         Развивать  детское творчество и воображение путем создания творческих ситуаций в художественно изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги. 
·         Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного. 
·         Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы. 
·         Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка. 
·         Создавать все необходимые условия для реализации, поставленной цели. 
С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать: 
• рисование пальчиками; 
• оттиск печатками из картофеля; 
• тычок жесткой полусухой кистью. 
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: 
• оттиск поролоном или печатками из ластика; 
• фотокопия (восковые мелки и акварель); 
• фотокопия (свеча и акварель); 
• отпечатки листьев; 
• рисунки из ладошки. 
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники: 
• кляксография обычная и с трубочкой; 
• монотипия пейзажная и предметная; 
• печать по трафарету. 
Рассмотрим каждую нетрадиционную технику в отдельности. 
Тычок жесткой полусухой кистью 
В данной технике изображение получается путем опускания кисти в гуашь, после чего ребенок ударяет, вертикально держа кисточку по бумаге. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. 
Рисование пальчиками 
Ребенок получает изображение, опуская в гуашь пальчик и нанося точки, пятна на бумагу. На каждый палец набирается краска разного цвета. 
Оттиск поролоном, печатками из картофеля или ластика 
Основной способ получения изображения заключается в том, что ребенок прижимает поролон или печатки к штемпельной подушке, которая пропитана гуашью и переносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета необходимо брать другую мисочку, в которой находится штемпельная подушка и другую печатку/ поролон. 
Фотокопия 
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой или восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками или свечой остается незакрашенным. 
Печать по трафарету 
Изображение получается путем прижимания печатки или поролонового тампона к штемпельной подушечке с краской и нанесения оттиска на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, следует брать другой тампон и трафарет. 
Монотипия предметная 
Основной способ получения изображения заключается в том, что ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину предмета (предмет должен быть симметричным). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, так же складывая лист после рисования нескольких украшений. 
Кляксография обычная 
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает жидко разведенную гуашь пластиковой ложечкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Потом лист накрывается другим листом и прижимается. Затем верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже и дорисовываются детали. 
Кляксография с трубочкой 
Как и в обычной кляксографии ребенок зачерпывает пластиковой ложкой жидкую гуашь, выливает ее на лист, делая небольшое пятно. Отличие происходит в том, что ребенок начинает дуть на пятно через трубочку. Важно, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. Затем процедура повторяется, если это необходимо. Можно дорисовать недостающие детали. 
Отпечатки листьев 
Способ получения изображения: ребенок покрывает литок дерева красками разных цветов, затем прикладывает окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый лист. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. 
Монотипия пейзажная 
Как и в предметной монотипии, лист бумаги скалывается пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в воде. Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, которая предназначена для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. 
Рисунки из ладошки 
Способ получения изображения: растопырив пальцы, ребенок прикладывает ладонь к бумаге и обводит ее простым карандашом. Используя различные линии, ребенок дорисовывает необходимый рисунок. Затем раскрашивает изображение красками. 
Каждая из этих техник - маленькая игра, путешествие в сказочную страну. Они помогают детям чувствовать себя раскованнее, выражать свое творческое начало и свое собственное "Я". 
Требования к образовательному процессу. 
Овладение нетрадиционной техникой является, с одной стороны, целенаправленным, с другой - обучение не следует превращать в систему инструкций и установок. Обучение художественным техникам предполагает наличие двух компонентов: целенаправленности и элемента спонтанности, творческой непредсказуемости. 
Существует определённая последовательность работы по ознакомлению с нетрадиционными техниками рисования: 
• экспериментирование; 
• знакомство с нетрадиционной техникой; 
• творческое преобразование; 
• получение оригинального рисунка; 
• использование приобретенного опыта. 
Результат работы воспитанника зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать его внимание, побуждать к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть: 
• игра, которая является основным видом деятельности детей; 
• сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие; 
• просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми; 
• музыкальное сопровождение и т. д. 
Воспитательным моментом является показ рисунков самими детьми, при этом они проявляют много интереса, радости, возникает много разговоров и, конечно, возрастает желание рисовать. 
Следовательно, успех использования нетрадиционных техник во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание и помочь утвердиться в позитивной позиции “творца”. 
Методическое обеспечение опыта: 
Для освоения нетрадиционных технологий используются разнообразные приёмы и методы: 
· словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ); 
· наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки); 
· метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы); 
· игровые (дидактические, развивающие, подвижные) 
· метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание). 
Интеграция всех образовательных областей: 
· Социально-коммуникативное развитие 
· Познавательное развитие 
· Речевое развитие 
· Художественно-эстетическое развитие 
· Физическое развитие 
Форма и методы реализации программы: 
· Групповая и индивидуальная работа с детьми; 
· Выставки творческих работ в группе и в ДОУ; 
· Мастер - классы с педагогами и родителями; 
· Консультации для родителей и педагогов; 
· Публикация информации на сайте ДОУ; 
· Оформление предметно-окружающей среды. 
Виды используемых техник нетрадиционного рисования. 
· Рисование песком; 
· Печать листьями; 
· Рисование мятой бумагой; 
· Кляксография с трубочкой; 
· Печать по трафарету; 
· Монотипия предметная; 
· Монотипия пейзажная; 
· Пластелинография; 
· Рисование свечей; 
· Оттиск пенопласта; 
· Рисование пеной для бритья; 
· Оттиск поролона; 
· Рисование солью; 
· Рисование ладошкой; 
Материал: 
Наборов разнофактурной бумаги. 
Дополнительного материала (природного, бытового, бросового). 
Художественно-изобразительного материала. 
Нетрадиционных инструментов для художественного творчества. 
Образцов рисунков по различным нетрадиционным техникам; 
Демонстрационного наглядного материала. 
Формы подведения итогов в конце года реализации опыта: 
Проведение выставок детских работ
Проведение открытого мероприятия 
Проведение мастер-класса среди педагогов 
Сообщение опыта работы на педсовете 
Предполагаемый результат: 
· Инициативность; 
· Самостоятельность; 
· Любознательность; 
· Наблюдательность; 
· Воображение, фантазия, образное мышление; 
· Творческие способности; 
· Склонность к экспериментированию; 
· Способность к принятию решений. 
Как писалось ранее, рисование имеет огромное влияние на всестороннее развитие личности. 
Как же нетрадиционные техники рисования способствуют развитию ребенка? 
Ответ на этот вопрос, не пришлось искать в книгах, он пришел самостоятельно, в ходе работы с детьми с использованием нетрадиционных техник рисования. 
Во-первых, на занятиях с использованием нетрадиционных техник рисования у ребенка развивается фантазия, воображение, возникает желание придумывать новые композиции. 
Во-вторых, ребенок знакомится и учится использовать разные материалы для рисования. 
В-третьих, у детей развивается координация движений. 
Помимо этого в процессе использования нетрадиционных техник рисования у ребенка развивается наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Происходит активизация самостоятельной мыслительной и речевой деятельности. 
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. 
Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. 
Партнёрские отношения родителей и ДОУ. 
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. 
Перед нами встали следующие задачи: 
- создание эмоциональной взаимоподдержки; 
- организация творческого сотрудничества; 
- установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка; 
- содействие родителям в общении с детьми; 
-развитие у родителей уверенности в своих педагогических возможностях. 
В памятках (буклетах) предлагаем советы родителям по развитию творческих способностей старших дошкольников. 
Для вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс проводились такие мероприятия как: 
Выставка совместного творчества детей с родителями: мастер-класс, творческий конкурс и др. 
Наиболее успешной формой для развития чувства дружбы, эмпатии, взаимопонимания является творческая работа в паре. Однако эффективность обеспечивается благодаря совокупности разных форм совместного творчества, а также в комплексном сочетании социализации с другими образовательными областями. 
Таким образом, согласованная организованность в работе детского сада и семьи – важнейший принцип полноценного воспитания и развития творческих способностей воспитанников ДОУ 
Заключение. 
В ходе моего исследования была изучена и проанализирована научно-методическая литература по развитию рисования в дошкольном возрасте, выявлены виды классического рисования и раскрыто их значение для всестороннего развития личности. 
В процессе рассматривания вопроса о нетрадиционных техниках рисования были выявлены такие техники как: монотипия, кляксография, фотокопия, оттиск, граттаж, фроттаж, рисование пальцами и ладошками, рисование мятой бумагой, рисование по мокрому, тычок жесткой полусухой кистью, ватной палочкой,рисование свечей и акварелью, рисование восковыми карандашами и акварелью, солью, отпечатки листьями, цветами, печать по трафарету, пластелинография 
В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников 
Таким образом, проработав в этом направлении год, могу с уверенностью сказать, что именно нетрадиционное рисование в большей степени способствует развитию у детей творчества и воображения, а также повышает уровень изобразительных навыков и умений детей. Это видно по результатам диагностики. 
Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. 
Можно сказать о том, что нетрадиционные техники рисования целесообразно использовать в дошкольном возрасте, т. к. они могут помочь детям лучше усвоить классическое рисование, а также сохранить интерес к изобразительной деятельности на долгие годы.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»