Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Поход и подготовка к нему

Винниченко Артем Андреевич,
педагог дополнительного образования ГБУДОД
детского оздоровительно-образовательного центра
Красносельского района Санкт-Петербурга
«Центр гражданско-патриотического воспитания
и безопасности жизнедеятельности»
  Данная методическая разработка и советы, представленные в ней, касаются организации туристско-краеведческой деятельности с обучающимися, принципов организации походов, организации взаимодействия между всеми участниками процесса, необходимой подготовки к походу и адресована педагогам дополнительного образования, выезжающим со своими воспитанниками в детские стационарные палаточные экспедиции, тренировочные туристские сборы и соревнования. Она помогает подготовиться к инструктажу учащихся перед проведением с ними вышеназванных мероприятий.
    Данные рекомендации актуальны на сегодняшний день, так как походы были и остаются средством воспитательной и всесторонне развивающей образовательной внеурочной деятельности, широко использующейся в дополнительном образовании туристско-краеведческой направленности.
   Цель предлагаемых методических рекомендаций: составить алгоритм подготовки к походу, правильного сбора вещей, которые необходимо иметь с собой во время похода.
    Ожидаемый результат использования данных методических рекомендаций: овладение навыками подготовки к походу может стать основой для проведения более качественных походов, реализации воспитательной функции, а также позволит снизить уровень травматизма и уровня стресса во время походов, повысить мотивацию обучающихся, достичь комфортных условий образовательного процесса в условиях похода.
  Детский туризм - является одним из самых доступных и массовых форм активной деятельности. Это не только отдых и оздоровление для детей, но и средство их воспитания, но и одно из самых важных факторов познания окружающего мира.
 Дополнительное туристско-краеведческое образование является своеобразной образовательно-воспитательной средой, в которой и осуществляется формирование увлеченных активной деятельностью в сфере физической культуры, спорта, туризма и краеведения обучающихся, с учетом их индивидуальных способностей, мотивов, интересов и ценностных ориентаций.
  В своей работе в области туризма и краеведения мы помогаем учащимся расти физически и духовно, познавать окружающий мир, себя. Во время туристских походов они учатся преодолевать различные трудности, закаливать себя физически, изучают родной край, учатся ценить дружбу, заботу и помощь друга, с пользой проводят свое свободное время.
  Цель работы педагогов туристско-краеведческой направленности - это приобщение обучающихся к здоровому образу жизни через участие в походах и туристских путешествиях.
   Основные задачи, которые педагоги ставят перед собой, чтобы достичь поставленной цели таковы: обучать детей нормам здорового образа жизни, совершенствовать знания учащихся в области здорового образа жизни, через пребывание в условиях природной среды; развивать память, внимание, сообразительность, быстроту восприятия, логическое мышление, задатки и склонности к различным видам спорта; воспитывать любовь к здоровому образу жизни; умение работать в коллективе, уважать мнение товарищей, бережное отношение к природе.
   Активный отдых имеет большое воспитательное значение, он используется как средство физического, эстетического, трудового, морально-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения, как средство познания окружающей среды и человека в природных условиях. Оказывает воспитательное воздействие сравнительно простыми и доступными средствами: походы, путешествия, экскурсии, прогулки, туристские слёты и соревнования, а также краеведческая и природоохранная деятельность.
  Основными формами туристской работы являются занятия туристско-краеведческой секции, походы, путешествия, туристские слёты, соревнования. Туризм является самой массовой формой активного отдыха и оздоровления, одним из самых важных средств воспитания.

 
Методические рекомендации по технике безопасности в походе (организация быта)
  • За жизнь и здоровье участников экспедиции несет ответственность руководитель.
  • Несоблюдение техники безопасности влечет за собой чрезвычайные ситуации, опасные для отдельных участников, чреватые срывом экспедиции, а также других туристских мероприятий, неприятностями для руководителей и всей системы детско-юношеского туризма в городе.
  • Каждый отвечает не только за себя, но и за товарищей. Если участник видит нарушение ТБ, он должен сообщить об этом товарищу и руководителю.
  • Воспитанники беспрекословно выполняют указания. За нарушение инструкции руководитель имеет право принимать любые меры, которые сочтет необходимыми, вплоть до удаления нарушителей из экспедиции
  • Все работы в экспедиции проводятся только с разрешения руководителя
  • Руководитель должен знать о местонахождении каждого члена экспедиции.
  • Запрещается выход за очерченные границы лагеря без разрешения руководителя.
  • У каждого участника экспедиции всегда должен быть при себе включенный, заряженный мобильный телефон с номерами руководителей и товарищей.
  • При возникновении чрезвычайной ситуации (экстремальные природные явления; появление посторонних запахов, задымление, возгорание и т.п.) немедленно сообщить об этом руководителю и действовать в соответствии с его указаниями.
 Методические рекомендации по сбору в поход
   Примерный перечень личного снаряжения туриста для летнего пешеходного похода с несколькими ночлегами в полевых условиях
  • рюкзак с полиэтиленовым вкладышем;
  • спальный мешок;
  • коврик изолирующий (пенополиуретановый);
  • непромокаемые пакеты для упаковки личных вещей;
  • штормовой костюм или анорак*;
  • теплый спортивный костюм (флиска)*;
  • *необходимо иметь два комплекта верхней одежды – брюки, кофта (на смену)
  • куртка;
  • смена белья;
  • рубашка;
  • шорты, плавки (купальный костюм);
  • носки теплые — 2 пары;
  • носки хлопчатобумажные — 2 — 3 пары;
  • кепка / косынка;
  • очки солнцезащитные;
  • ботинки туристские (трекинговые);
  • кроссовки или кеды, шлепанцы;
  • туалетные принадлежности;
  • полотенце для тела и для ног;
  • кружка, ложка, миска, нож (КЛМН);
  • накидка от дождя;
  • компас;
  • индивидуальный ремонтный набор;
  • индивидуальный перевязочный пакет, лекарства по патологии;
  • блокнот, ручка, линейка;
  • фонарь электрический + комплект батареек;
  • спички в непромокаемой упаковке;
  • средства связи;
  • репеллент;
  • пенка для сидения.
 Выводы: Походы помогают воспитывать у учащихся действительную любовь к Родине, патриотизм, гражданственность. Туризм создает благоприятную среду для воспитания трудовых и волевых навыков. В походе турист учится преодолевать препятствия, готовить пищу, рубить дрова, ставить палатку. Педагог учит этому своим личным примером. Во время похода перед педагогом открываются такие стороны характера воспитанников, которые, невозможно познать в условиях обычной школьной жизни. Туристская группа-это не класс. Походная жизнь сближает туристов, они лучше узнают друг друга. Часто туристский коллектив, эффективно воздействует на нарушителей дисциплины.
Но это все невозможно качественно реализовать и раскрыть весь воспитательный потенциал туристических походов без их качественной реализации – знания основных правил для обеспечения безопасности, качественного сбора в поход.
При соблюдении правил, описанных в данной разработке, можно значительно повысить качество походов, организованных в рамках образовательной деятельности.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»