Поход и подготовка к нему
Винниченко Артем Андреевич,
педагог дополнительного образования ГБУДОД
детского оздоровительно-образовательного центра
Красносельского района Санкт-Петербурга
«Центр гражданско-патриотического воспитания
и безопасности жизнедеятельности»
педагог дополнительного образования ГБУДОД
детского оздоровительно-образовательного центра
Красносельского района Санкт-Петербурга
«Центр гражданско-патриотического воспитания
и безопасности жизнедеятельности»
Данная методическая разработка и советы, представленные в ней, касаются организации туристско-краеведческой деятельности с обучающимися, принципов организации походов, организации взаимодействия между всеми участниками процесса, необходимой подготовки к походу и адресована педагогам дополнительного образования, выезжающим со своими воспитанниками в детские стационарные палаточные экспедиции, тренировочные туристские сборы и соревнования. Она помогает подготовиться к инструктажу учащихся перед проведением с ними вышеназванных мероприятий.
Данные рекомендации актуальны на сегодняшний день, так как походы были и остаются средством воспитательной и всесторонне развивающей образовательной внеурочной деятельности, широко использующейся в дополнительном образовании туристско-краеведческой направленности.
Цель предлагаемых методических рекомендаций: составить алгоритм подготовки к походу, правильного сбора вещей, которые необходимо иметь с собой во время похода.
Ожидаемый результат использования данных методических рекомендаций: овладение навыками подготовки к походу может стать основой для проведения более качественных походов, реализации воспитательной функции, а также позволит снизить уровень травматизма и уровня стресса во время походов, повысить мотивацию обучающихся, достичь комфортных условий образовательного процесса в условиях похода.
Детский туризм - является одним из самых доступных и массовых форм активной деятельности. Это не только отдых и оздоровление для детей, но и средство их воспитания, но и одно из самых важных факторов познания окружающего мира.
Дополнительное туристско-краеведческое образование является своеобразной образовательно-воспитательной средой, в которой и осуществляется формирование увлеченных активной деятельностью в сфере физической культуры, спорта, туризма и краеведения обучающихся, с учетом их индивидуальных способностей, мотивов, интересов и ценностных ориентаций.
В своей работе в области туризма и краеведения мы помогаем учащимся расти физически и духовно, познавать окружающий мир, себя. Во время туристских походов они учатся преодолевать различные трудности, закаливать себя физически, изучают родной край, учатся ценить дружбу, заботу и помощь друга, с пользой проводят свое свободное время.
Цель работы педагогов туристско-краеведческой направленности - это приобщение обучающихся к здоровому образу жизни через участие в походах и туристских путешествиях.
Основные задачи, которые педагоги ставят перед собой, чтобы достичь поставленной цели таковы: обучать детей нормам здорового образа жизни, совершенствовать знания учащихся в области здорового образа жизни, через пребывание в условиях природной среды; развивать память, внимание, сообразительность, быстроту восприятия, логическое мышление, задатки и склонности к различным видам спорта; воспитывать любовь к здоровому образу жизни; умение работать в коллективе, уважать мнение товарищей, бережное отношение к природе.
Активный отдых имеет большое воспитательное значение, он используется как средство физического, эстетического, трудового, морально-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения, как средство познания окружающей среды и человека в природных условиях. Оказывает воспитательное воздействие сравнительно простыми и доступными средствами: походы, путешествия, экскурсии, прогулки, туристские слёты и соревнования, а также краеведческая и природоохранная деятельность.
Основными формами туристской работы являются занятия туристско-краеведческой секции, походы, путешествия, туристские слёты, соревнования. Туризм является самой массовой формой активного отдыха и оздоровления, одним из самых важных средств воспитания.
Данные рекомендации актуальны на сегодняшний день, так как походы были и остаются средством воспитательной и всесторонне развивающей образовательной внеурочной деятельности, широко использующейся в дополнительном образовании туристско-краеведческой направленности.
Цель предлагаемых методических рекомендаций: составить алгоритм подготовки к походу, правильного сбора вещей, которые необходимо иметь с собой во время похода.
Ожидаемый результат использования данных методических рекомендаций: овладение навыками подготовки к походу может стать основой для проведения более качественных походов, реализации воспитательной функции, а также позволит снизить уровень травматизма и уровня стресса во время походов, повысить мотивацию обучающихся, достичь комфортных условий образовательного процесса в условиях похода.
Детский туризм - является одним из самых доступных и массовых форм активной деятельности. Это не только отдых и оздоровление для детей, но и средство их воспитания, но и одно из самых важных факторов познания окружающего мира.
Дополнительное туристско-краеведческое образование является своеобразной образовательно-воспитательной средой, в которой и осуществляется формирование увлеченных активной деятельностью в сфере физической культуры, спорта, туризма и краеведения обучающихся, с учетом их индивидуальных способностей, мотивов, интересов и ценностных ориентаций.
В своей работе в области туризма и краеведения мы помогаем учащимся расти физически и духовно, познавать окружающий мир, себя. Во время туристских походов они учатся преодолевать различные трудности, закаливать себя физически, изучают родной край, учатся ценить дружбу, заботу и помощь друга, с пользой проводят свое свободное время.
Цель работы педагогов туристско-краеведческой направленности - это приобщение обучающихся к здоровому образу жизни через участие в походах и туристских путешествиях.
Основные задачи, которые педагоги ставят перед собой, чтобы достичь поставленной цели таковы: обучать детей нормам здорового образа жизни, совершенствовать знания учащихся в области здорового образа жизни, через пребывание в условиях природной среды; развивать память, внимание, сообразительность, быстроту восприятия, логическое мышление, задатки и склонности к различным видам спорта; воспитывать любовь к здоровому образу жизни; умение работать в коллективе, уважать мнение товарищей, бережное отношение к природе.
Активный отдых имеет большое воспитательное значение, он используется как средство физического, эстетического, трудового, морально-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения, как средство познания окружающей среды и человека в природных условиях. Оказывает воспитательное воздействие сравнительно простыми и доступными средствами: походы, путешествия, экскурсии, прогулки, туристские слёты и соревнования, а также краеведческая и природоохранная деятельность.
Основными формами туристской работы являются занятия туристско-краеведческой секции, походы, путешествия, туристские слёты, соревнования. Туризм является самой массовой формой активного отдыха и оздоровления, одним из самых важных средств воспитания.
Методические рекомендации по технике безопасности в походе (организация быта)
- За жизнь и здоровье участников экспедиции несет ответственность руководитель.
- Несоблюдение техники безопасности влечет за собой чрезвычайные ситуации, опасные для отдельных участников, чреватые срывом экспедиции, а также других туристских мероприятий, неприятностями для руководителей и всей системы детско-юношеского туризма в городе.
- Каждый отвечает не только за себя, но и за товарищей. Если участник видит нарушение ТБ, он должен сообщить об этом товарищу и руководителю.
- Воспитанники беспрекословно выполняют указания. За нарушение инструкции руководитель имеет право принимать любые меры, которые сочтет необходимыми, вплоть до удаления нарушителей из экспедиции
- Все работы в экспедиции проводятся только с разрешения руководителя
- Руководитель должен знать о местонахождении каждого члена экспедиции.
- Запрещается выход за очерченные границы лагеря без разрешения руководителя.
- У каждого участника экспедиции всегда должен быть при себе включенный, заряженный мобильный телефон с номерами руководителей и товарищей.
- При возникновении чрезвычайной ситуации (экстремальные природные явления; появление посторонних запахов, задымление, возгорание и т.п.) немедленно сообщить об этом руководителю и действовать в соответствии с его указаниями.
Методические рекомендации по сбору в поход
Примерный перечень личного снаряжения туриста для летнего пешеходного похода с несколькими ночлегами в полевых условиях
- рюкзак с полиэтиленовым вкладышем;
- спальный мешок;
- коврик изолирующий (пенополиуретановый);
- непромокаемые пакеты для упаковки личных вещей;
- штормовой костюм или анорак*;
- теплый спортивный костюм (флиска)*;
- *необходимо иметь два комплекта верхней одежды – брюки, кофта (на смену)
- куртка;
- смена белья;
- рубашка;
- шорты, плавки (купальный костюм);
- носки теплые — 2 пары;
- носки хлопчатобумажные — 2 — 3 пары;
- кепка / косынка;
- очки солнцезащитные;
- ботинки туристские (трекинговые);
- кроссовки или кеды, шлепанцы;
- туалетные принадлежности;
- полотенце для тела и для ног;
- кружка, ложка, миска, нож (КЛМН);
- накидка от дождя;
- компас;
- индивидуальный ремонтный набор;
- индивидуальный перевязочный пакет, лекарства по патологии;
- блокнот, ручка, линейка;
- фонарь электрический + комплект батареек;
- спички в непромокаемой упаковке;
- средства связи;
- репеллент;
- пенка для сидения.
Выводы: Походы помогают воспитывать у учащихся действительную любовь к Родине, патриотизм, гражданственность. Туризм создает благоприятную среду для воспитания трудовых и волевых навыков. В походе турист учится преодолевать препятствия, готовить пищу, рубить дрова, ставить палатку. Педагог учит этому своим личным примером. Во время похода перед педагогом открываются такие стороны характера воспитанников, которые, невозможно познать в условиях обычной школьной жизни. Туристская группа-это не класс. Походная жизнь сближает туристов, они лучше узнают друг друга. Часто туристский коллектив, эффективно воздействует на нарушителей дисциплины.
Но это все невозможно качественно реализовать и раскрыть весь воспитательный потенциал туристических походов без их качественной реализации – знания основных правил для обеспечения безопасности, качественного сбора в поход.
При соблюдении правил, описанных в данной разработке, можно значительно повысить качество походов, организованных в рамках образовательной деятельности.
Но это все невозможно качественно реализовать и раскрыть весь воспитательный потенциал туристических походов без их качественной реализации – знания основных правил для обеспечения безопасности, качественного сбора в поход.
При соблюдении правил, описанных в данной разработке, можно значительно повысить качество походов, организованных в рамках образовательной деятельности.