Творческая проектная деятельность в рамках дополнительного образования
Интерьерная подушка
Скибина Дарья Витальевна,
педагог дополнительного
образования ГБОУ СОШ №17
Украшая свое жилье, одежду, предметы повседневного обихода, человек воплощал свои мечты и фантазии, поднимаясь над ежедневными однообразными заботами.В последнее время стало очень популярно дарить различные подарки ручной работы. И это неслучайно, ведь подобные вещи значительно отличаются от стандартных, в каждой из них обязательно живет своя душа, хранится тепло, любовь и ласка создающих их человеческих рук. Подобные подарки изготавливаются при помощи различных техник прикладного мастерства из совершенно разных и порой достаточно доступных бросовых материалов.
Современные дети мало знают историю происхождения русских праздников, их традиции и обычаи. Родители не привлекают детей к изготовлению подарков, а дают уже все готовое. А дети как правило, любят мастерить, создавать что-то своими руками. Надо лишь направить их творческую энергию в нужное русло. А если результат оказывается действительно красивым и полезным - то это вдвойне приятно! «Проектная деятельность» - это деятельность по созданию нового нужного изделия или появление новой услуги. Если обратиться к этимологии слова «проект», то в переводе с латинского оно означает «брошенное вперед». Иначе говоря, проект — это то, чего еще нет в реальности, но есть в воображении, в мыслях — то, что будет воплощено в жизнь. Проектная деятельность вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности, раскрытие личности, внутренней культуры, приобщение к миру искусства. Занятие любым видом рукоделия немыслимо без творчества. А развитие творческих способностей и технического творчества учащихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. С помощью творческой проектной деятельности в рамках дополнительного образования происходит творческое развитие учащихся, расширение технического и эстетического кругозора, развитие навыков самостоятельной работы, создание условий для формирования художественно-творческих способностей и потребностей к декоративно-прикладной деятельности.
Расширяются знания в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно-прикладного искусства. Совершенствуются умения и формируются навыки работы с наиболее распространенными инструментами и приспособлениями ручного труда при обработке различных материалов, а также по использованию художественных материалов. Учащихся знакомятся с различными видами рукоделия, их историей, способами художественной обработки материалов.
В ходе выполнения творческого проекта учащаяся определяет и решает следующие задачи:
1. Актуальность проекта.
2. Обоснование выбора. Цель проекта.
3. Установить конкурентоспособность.
4. Выявить основные проблемы и потребности.
5. Выполнить описание изделия.
6. Описать последовательность работы.
7. Определить себестоимость и экологичность.
8. Выбрать материалы и оборудование.
По окончанию выполнения проекта работа представляется к защите.
Обращение к рукоделию в наше бурное время помогает нам найти островок стабильности и покое и в то же время ощутить себя художником, создающим нечто прекрасное.
Творческая проектная деятельность способствует всестороннему развитию ребенка, учит трудолюбию, усидчивости, умению добиваться поставленной цели, искать разный подход к решению задачи. В процессе творчества ребенок получает новую информацию об окружающем мире, особенностях разных материалов, активизируется пространственное мышление. Проект дает ребенку возможность найти себя — определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы. Своим проектом ребенок заявляет о своих интересах, проблемах; по реакции других людей он может судить, имеют ли они значение для кого-либо еще. Очень важно, чтобы проект предусматривал не просто самообразование, но и имел социальную направленность: я что-то знаю, чему-то учусь не только для себя, но и могу поделиться результатами своей деятельности с теми, кому это нужно. Благодаря этому повышается значимость образования в глазах детей, усиливается их учебная мотивация.