Программа коррекции эмоционально-личностных проблем
детей с использованием средств арт-терапии
Остроухова Елена Дмитриевна,
педагог-психолог ГБУ ДО ЦПП МСП
Невского района Санкт-Петербурга
Подавляющее большинство детей, которых родители приводят на прием к психологу, имеют проблемы эмоционально-личностного плана, проявляющиеся в следующих симптомах: страхи, тревоги, боли без физических причин, плаксивость, агрессивность, нарушения внимания, нарушения сна, конфликтность и другие. Психологи нередко используют в работе с такими детьми арт-терапевтические методы. Это обусловлено относительной доступностью разнообразных видов творчества для детей и высокой эффективностью использования арт-терапевтических технологий в реализации коррекционных задач. «Арт-терапия в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы…средствами художественной деятельности» [1, стр. 8].педагог-психолог ГБУ ДО ЦПП МСП
Невского района Санкт-Петербурга
В данной статье приведены некоторые подходы к проектированию психокоррекционной стратегии, использующей потенциал арт-терапевтических технологий на примере программы «Нарисуй свой мир»
Адресатом программы являются дети и подростки 6 - 14 лет, имеющие эмоциональные проблемы. Такие проблемы могут возникать в связи с особо сложным прохождением этапа личностного развития или в результате травмирующих жизненных событий.
Показаниями для участия в занятиях по программе могут быть:
• повышенная тревожность, страхи, плаксивость;
• неадекватная самооценка, низкий уровень самоотношения, застенчивость;
• трудности общения, нарушения межличностных отношений, конфликтность;
• травматический опыт.
Особенности программы.
Зачисление в группу проводится после индивидуального собеседования и диагностики.
Программа реализуется в разновозрастных группах. Допустимая возрастная разница участников может составлять 4-5 лет. Соответственно, возможен набор в группы участников 7-11 или 10-14 лет.
Содержание и структура программы.
Программа состоит из 30 занятий по 2 академических часа каждое. Во время занятий дети танцуют, рисуют, играют и сочиняют сказки.
В содержании программы можно выделить три блока. Каждый из них направлен на решение определенных задач психологического развития и коррекции.
1. Формирование в группе конструктивных, доброжелательных отношений. Преодоление тревоги, связанной с участием в группе, с изобразительной и танцевальной деятельностью, самораскрытием, с демонстрацией окружающим продуктов творчества.
2. Актуализация и развитие ресурсов личности, группы. Творчество как ресурс.
3. Отреагирование негативных эмоциональных состояний посредством творческой деятельности и освоение новых способов совладания с эмоциями.
Занятие, как правило, состоит из нескольких частей:
1. Вводная часть.
- оценка состояния, переживаний и запросов участников занятия, их настрой на работу.
2. Основная часть в зависимости от текущих задач может включать следующие виды деятельности:
- музыкально – танцевальная разминка в рамках концепции и технологии Switch2move;
- изобразительная деятельность по теме занятия и обсуждение ее продуктов;
- просмотр мультфильма по теме занятия, сочинение истории, сказки, драматизация.
3. Заключительная часть.
- подведение итогов занятия, отреагирование детьми их впечатлений в разных видах деятельности.
Каждая часть занятия представляется нам необходимой, т.к. обеспечивает участникам вариативные формы общения, творчества, реализации и развития личности.
Танцевально-двигательная часть занятия в данной программе нацелена на то, чтобы активизировать внимание детей, переключить на участие в групповом взаимодействии, удовлетворить их потребность в движении, настроить на позитивное восприятие происходящего. Танец помогает решать вопросы самопринятия, развития коммуникации в группе, снятия эмоционального напряжения и мышечных зажимов.
Изобразительная деятельность является важнейшей частью коррекционного занятия. Значение художественного творчества для эмоционально-личностного развития трудно переоценить. А.И. Копытин утверждает, что «ведущими психологическими механизмами, обеспечивающими снятие напряжения, отражение и переработку травматического опыта, а также перестройку системы восприятия реальности в ходе занятий изобразительной деятельностью, выступают децентрирование, экстернализация и символизация.»[2, стр. 22] «Художественное творчество… является адаптивной копинг-стратегией»[3, стр. 11]. Однако именно рисование вызывает наибольшие трудности у неуверенных детей. Многие не могут решиться начать рисовать, особенно красками, очень критично относятся к своим творческим способностям. Переориентирование детей с технически «правильного» рисования на самовыражение и творчество является ключевым моментом коррекции.
Для участников группы, как правило, характерна алекситимия. Многим детям в реальной жизни не удается говорить с кем-либо о собственных чувствах, переживаниях, о том, как справиться со сложной ситуацией. Алекситимия может быть одним из факторов эмоционально-личностных трудностей и психосоматических заболеваний. Обсуждение собственных эмоций, представление работ, сочинение и разыгрывание историй и сказок на основе рисунков способствуют преодолению алекситимии, проработке тревог и страхов; расширяют ролевой диапазон, развивают гибкость в общении и поведении, повышают самооценку.
На наших занятиях нет места критике продуктов творчества, поведения, личности. Не случайно одна из девочек, рассказывая маме о группе, сказала: «Это группа, свободная от критики». Отсутствие критики само по себе является мощным фактом в жизни детей, которых критикуют все и за все. Предложение «Нарисуй что хочешь, как хочешь» в начале групповой работы, особенно с младшими школьниками, может вызвать растерянность и даже панику, поскольку часто наши участники приходят в группу с установкой, что нужно делать только то, что говорят взрослые и строго следовать их указаниям, иначе будешь порицаем, наказан, негативно оценен.
Главным условием формирования отношений без критики является недирективная, безоценочная, эмпатичная позиция ведущего: «Я вижу, ты растерялась», «Ты говоришь, что не умеешь рисовать человека. Ты можешь попробовать, а мы тебе поможем», «Ты не хочешь делать это. Может, придумаешь что-то другое?». Приверженность такой позиции необходима специалисту, ведущему группу. Дети могут провоцировать своими действиями, могут выражать негативное отношение друг к другу через агрессию, особенно в начале работы. Задача психолога в этих случаях обязательно разбирать ситуации без критики и негативной оценки, опираясь на чувство уважения к праву ребенка проявлять собственные эмоции, желания и обращаясь к правилам группы, договоренностям.
Задача организации «группы без критики» решается также следующими средствами:
- введение прямых правил, запрещающих критику и утверждающих взаимную поддержку и помощь – на первом занятии группы;
- внимание ведущего даже к самым малым попыткам критики, насмешки и т.п. со стороны детей; обязательная реакция, соответствующая моменту (иногда достаточно вспомнить правила группы, иногда – спросить очень тихо агрессора, что именно он хотел сказать);
- обучение участников группы тому, как оказывать помощь и поддержку друг другу (вербально и невербально) в течение всего занятия; если участники высказываются о работах других участников, то начиная со слов «мне нравится», «меня удивило» и т.п.;
- обучение участников умению понимать и вербально выражать свои актуальные эмоции, в то числе негативные, принимать проявления эмоций других без их оценивания;
- выделение в ходе занятия времени для достижения договоренности между членами группы в случаях, когда интересы участников сталкиваются, исключая решение вопроса простым голосованием, проявляя уважение к желанию каждого;
- размещение в конце занятия всех работ без исключения (даже если нарисовано не по теме) на стенде; работы остаются на стенде до замены их авторами на последующие; старые работы хранятся в личной папке участника;
- обратная связь от каждого участника о том, что у него получилось, как он чувствовал себя в разные моменты занятия;
- обсуждение при подведении итогов занятия положительных изменений во взаимодействии детей, в освоении новых способов общения: «Кто помог тебе справиться? Ты просил его об этом? Как ты к этому относишься?», «Расскажите, как вам удалось договориться?», «Я рада, что Аня и Юра поддержали Лешу» и т.п.
Как уже упоминалось, для введения участников группы в новый формат взаимодействия на первом занятии мы принимаем Правила группы. Правила обсуждаются в процессе совместного рисования, недирективной игры и последующей беседы, впоследствии уточняются. Правило отказа от критики в случае с группой младшего возраста нередко предлагает ведущий, потому что возможность общения без критики дети себе не представляют.
В большинстве случаев группа формулирует следующие тезисы:
• Безопасность.
Каждый участник отвечает за собственную безопасность и действует безопасно для других.
• Право на участие или бездействие.
Каждый может делать, что хочет, как хочет, но не мешать другим.
• Свобода от критики
На занятиях участники не критикуют, а помогают и поддерживают друг друга.
Результативность работы по программе оценивается посредством опроса родителей в начале и конце цикла с помощью специально разработанных анкет, обратной связи по итогам каждого занятия. На каждого ребенка ведется индивидуальная карта наблюдений, заполняемая по итогам каждого занятия. Эффективность определяется также диагностическими методиками: тест Люшера-Дорофеевой, проективные рисуночные тесты, опросник страхов Захарова и др. Необходим постоянный контроль состояния участников, группы в целом, так как некоторые занятия могут быть эмоционально напряженными для них. На каждом занятии определяется эмоциональное состояние каждого ребенка. Важно обеспечить в ходе занятия отреагирование актуальных переживаний, связанных с произошедшим в реальной жизни детей и в течение занятия. В течение программы отслеживаются следующие показатели:
• динамика тревожности и страхов у детей,
• динамика в преодолении алекситимии;
• степень освоения навыков конструктивного общения, проявляемая в рамках занятий;
• развитие способности спонтанно, открыто выражать свои чувства и мысли;
• освоение и применение эффективных способов отреагирования эмоций.
Программа апробирована в ГБУ ДО ЦПП МСП Невского района и реализуется в течение трех лет, за это время была проведена работа с 3 группами, возраст участников 7-12 лет.
Результаты работы с группой набора 2018-2019 учебного года (возраст участников 7-10 лет)
Все дети на момент формирования группы имели трудности во взаимоотношениях с детьми и взрослыми. Все проявляли высокую ситуативную и личностную тревожность, для всех характерна алекситимия. Кроме того, у каждого были и другие симптомы: энкопрез (1 чел.), склонность к фантазированию и лжи (1 чел.); множественные страхи (5 чел.), навязчивые действия (3 чел.), плаксивость (4 чел.), импульсивность, гиперактивность (5 чел.), неуверенное поведение, робость, зажатость, гиперсоциальность, страх самовыражения (3 чел.), демонстративность, протестное поведение (2 чел.), неадекватная самооценка, низкий уровень самоуважения (4 чел.). Двое отказывались говорить, молчали, с трудом вступали в общение с взрослыми. У 5 детей сложная семейная ситуация.
По итогам цикла занятий 2018-2019 учебного года по всем показателям все участники группы продемонстрировали положительную динамику. Были достигнуты следующие результаты:
- снижение тревожности, улучшение эмоционального состояния детей,
- снижение количества страхов до возрастной нормы или их отсутствие,
- улучшение взаимоотношений в школе и дома у всех участников за счет освоения навыков общения и выражения эмоций,
- отсутствие навязчивых действий,
- отсутствие энкопреза.
Литература:
1. Лебедева Л.Д. «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий» СПб, Речь, 2003
2. Копытин А.И. Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса. М. Когито-Центр, 2014
3. Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 2. URL: http:// medpsy.ru