Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Значение музыкальных занятий в развитии эмоционального интеллекта

Кузьмичева Светлана Влладимировна
Эмоции играют важную роль в жизни человека. Они являются частью коммуникации, помогают человеку выражать свое отношение к происходящим вокруг событиям.  В последнее время педагоги и психологи большое значение придают развитию эмоционального интеллекта.
Что такое эмоциональный интеллект у детей?
Эмоциональный интеллект это, в первую очередь, умение осознавать свои эмоции. А также умение анализировать эмоции других людей и контролировать свои собственные. Это умение очень важно в современном мире, когда для достаточно успешной жизни ребенку необходимо будет взаимодействовать с другими людьми.
В дошкольном возрасте происходит процесс активного становления личности. В течение первых семи лет жизни ребенок начинает осознавать свое «Я», активно познает и оценивает себя и свою деятельность. Эмоциональный мир ребенка выходит на новый уровень: он учится новым эмоциям, начинает переживать незнакомые ранее чувства. На все это влияет изменившееся окружение ребенка, появление новых интересов. Ребенок начинает воспринимать себя как часть социума, поэтому он начинает активно обучаться так называемым социальным эмоциям и нравственным чувствам. Идет процесс активного социально-эмоционального развития детей. В данный период сильное влияние оказывают отношения в семье. Для данного периода взросления важен такой термин как эмоциональное предвосхищение. Если раньше ребенок выражал эмоции непосредственно по окончании какого либо действия, то теперь он может заранее испытывать радость, волнение и переживание от того, какой результат он получит, и какова будет реакция окружающих на его действия. К примеру, немало раз убедившись на практике в возможности осуществления им определенного действия, он будет заранее испытывать радость, зная о грядущем успехе и предвкушая похвалу со стороны взрослых. Ребенок продолжает осваивать новые эмоции в виде радости, злости, грусти и ревности. Меняется способ его способ выражения эмоций посредством невербальных средств общения. Именно в этом возрасте он начинает знакомство с высшими формами экспрессии. Он начинает понимать, что мысли, эмоции и чувства можно выражать с помощью мимики, пантомимики, интонации.
Детям данного возраста свойственна излишняя эмоциональность. Поведение и настроение ребенка напрямую зависит от его взаимоотношений с окружающими, будь то родители и родственники. На данном этапе дети только учатся управлять своими эмоциями.
Эмоционально-волевое развитие детей играет важную роль в процессе становления личности. Развитие эмоционально-волевой сферы происходит постепенно. Во время ее становления ребенок учится контролировать свои эмоции. Очень хорошо помогают данному процессу различные действия в игре, в процессе которых, ребенок может научиться выплескивать свои негативные эмоции, они же помогают снять эмоциональное напряжение.
Факторы, способствующие развитию эмоций у дошкольников
  1. общение. Для того чтобы понять что такое эмоции и какими способами их можно выражать, ребенку необходим наглядный пример. Суть эмоций раскрывается в процессе деятельности. На раскрытие их сути влияет ситуация, позиция ребенка, его отношение к собеседнику.
  2. дополнительная деятельность ребенка. Такие занятия как танцы, музыка способствуют развитию различных эмоциональных состояний у ребенка. К примеру, героя книги он может ассоциировать с собой, тем самым искренне сопереживая ему в определенных ситуациях. В такие моменты ребенок испытывает яркие эмоции, в большей степени положительные.
  3. вид деятельности ребенка, выраженный в форме игры. Во время различных сюжетно-ролевых игр дети учатся сопереживать и помогать друг другу.
  4. трудовая деятельность. Процесс и результат определенной трудовой деятельности заставляет ребенка испытывать целую гамму чувств: от радости за успешное достижение цели, до разочарования от провала.
Таким образом, для эмоционального развития ребенка важна модель, которая становится главным источником информации о различных эмоциях человека. Не менее важна возможность реализации увиденных моделей в ситуации реального общения или во время игры. Важную роль играет и его окружение, которое становится инициатором ситуаций, приводящих к возникновению различных эмоций
Значение музыкальных занятий для развития эмоционального  интеллекта
Значение музыкальных занятий для развития эмоционального  интеллекта трудно переоценить. Действительно вся структура музыкальных занятий, которая включает в себя слушание, пение, музыкально - ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, а также игровую деятельность и  элементарное творчество- все эти виды  музыкальной  деятельности способствуют развитию разносторонней личности ребенка., его свойств характера, умением управлять своими эмоциями, способностям к коммуникациям
Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование видов деятельности: пения, слушание музыки, игры на детских музыкальных инструментах, движения под музыку, требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявление волевых усилий.
 На каждом музыкальном занятии музыкальный руководитель  транслирует свои эмоции детям. Поэтому каждый педагог должен быть немного психологом, артистом и специалистом в своей области. И в первую очередь педагог- музыкант передает детям положительные эмоции, пробуждает в детях чувства эмпатии, сопереживания, радости от знакомства с миром музыки. Дети способны почувствовать характер, настроение музыкального произведения, понимать музыкальный образ,  сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение. Каждый ребенок по-своему проявляет интерес к музыке. Один ребенок проявляет интерес к какому-либо музыкальному жанру, или  произведениям.  Другие дети испытывают потребность  в своем творческом проявлении. Третьи с большим удовольствием музицируют на музыкальных  инструментах. И в целом, все виды деятельности способствуют комфортному психологическому самочувствию на занятиях. Дети  испытывают  положительные эмоции от занятий музыкой, и это становится для них необходимой потребностью. Постепенно  у детей вырабатывается музыкальный вкус, возникает необходимость в общении с музыкой, художественные переживания становятся более тонкими и разнообразными.
Знаменитый психолог-педагог Лев Семенович Выготский в качестве важнейшего условия гармоничного развития личности называл единство формирования интеллектуальной и эмоциональной сфер психики ребенка. Музыкальное воспитание является уникальным средством формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не  только на познавательное развитие ребенка, но и на эмоциональное развитие. Музыка несет в себе огромный мир идей, мыслей, образов, а также разнообразные виды эмоций.
Задача музыкального руководителя в ДОУ - приобщать детей к тому, чтобы они проникались эмоциональным содержанием музыки, развились способности чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими. Наше отношение — это, как известно, наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки. Что и делает музыку  одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы ребенка.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»