Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Влияние занятий в спортивных секциях на формирование здорового образа жизни ребенка

Лыско Елена Михайловна,
 педагог дополнительного образования детей
Неправильное питание и отсутствие достаточного количества двигательной активности с детства ведут к тому, что рост заболеваний обмена веществ, включая ожирение, атеросклероз и сахарный диабет с каждым годом молодеет. Многочисленные исследования показали, что причины заболевания обмена веществ и патологии сердечно сосудистой системы закладываются в детстве. Например, трехлетнее исследование 484 детей проведенное в  Институте Южной Дании (University of Southern Denmark) показало, что  факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний и заболеваний обмена веществ, таких как резистентность к инсулину, уровень холестерина и триглицеридов закладываются у детей между 6 – 9-ю годами жизни и зависят от уровня физической активности.
В связи с этим важно поговорить о роли занятий физической культурой в после урочное время. В последнее время, к сожалению, физическое развитие и воспитание в России стало отходить на второй, а в некоторых случаях и на третий план. Не только дети, но и родители, и многие педагоги не воспринимают занятия физической культурой как жизненно важный предмет, влияющий на весь образ жизни.  Исследования на базе школы ….. институтом Альбрехта показали, что из параллели 6-х классов у 84% учеников были выявлены изменения осанки и развитие плоскостопия. К этому приводит слабый мышечный корсет, неправильно подобранные  по высоте парты и тяжелые, неподъемные ранцы и рюкзаки у учащихся младших классов.
Возникает необходимость вернуть потерянный авторитет занятиям «физическая культура» в после урочное время,  показать его важную роль в системе школьного образования и воспитания   своим коллегам, так и детям и родителям. И здесь огромна роль педагога дополнительного образования, который  должен не только отлично знать теорию и практику своего предмета, владеть методикой преподавания, но и  обладать высокой культурой и образованностью, быть разносторонне развитым и интересным детям человеком, уметь увлечь детей, показать своим примером, что спорт важен и нужен современному человеку.  «Педагог, образ его мыслей – вот что самое главное во всяком обучении и воспитании.» А. Дистервег.
К сожалению, очень многие педагоги не ищут новых подходов, новых средств, новых видов игровой деятельности, не умеют и не хотят заинтересовать детей. В результате занятия теряют свою ценность и становятся в ряд «второстепенных».  А в условиях современного общества, когда дети проводят больше времени, сидя за компьютером или у телевизора, роль занятий  после уроков состоит и в формировании у ребенка сознательного отношения к своему здоровью, понимания необходимости физической нагрузки в виде игр на свежем воздухе, занятий в спортивных секциях и т.д. Для этого необходимо создание положительного эмоционального фона на занятиях в отделениях дополнительного образования , что возможно только при личной заинтересованности педагога.
Занятие физической культурой всегда приносит удовлетворение и радость, если школьники двигаются, а не сидят, скучая на скамейках, если они видят педагога в хорошем настроении, понимают его шутки, знают и наглядно ощущают результаты своего труда. Важно, чтобы строгость, точность и четкость действий педагога перемежались улыбками, словами поощрения учеников за их успехи, подбадриванием их при временных неудачах. Важно сделать успешным каждого ребенка, показать каждому ребенку, что нет ничего невозможного, быть благожелательным к каждому учащемуся, чтобы занятие физической культурой становился для детей  одним из любимых занятий.
Чтобы сделать занятие физической культурой интересным и значимым, педагог обязан владеть не только одним видом спорта, т.е. своей специализацией. Педагог должен быть широким специалистом по физической культуре, уметь рассказать о любом виде спорта, ответить на любые вопросы детей, ведь от нашей заинтересованности и увлеченности своей работой зависит заинтересованность и увлеченность детей.  Да, мы не растим в школах олимпийских чемпионов, но способны помочь ребенку выбрать тот вид спорта, в котором он (ребенок) будет успешен. Безусловно, здесь не может быть никаких количественных ограничений - ребенок  может  увлечься и несколькими видами спорта,  это еще больше будет способствовать всестороннему развитию ребенку, гармонизации его личности, осознанию себя как успешного индивида.
Обучая детей физической культуре, мы  сталкиваемся с неумением школьников связать другие предметы с предметом «физическая культура», а  знания биологии, химии и физики необходимы учащимся для понимания физиологических и анатомических особенностей различных упражнений. Например, необходимость разминки в начале урока с точки зрения анатомии, биологии и химии; аэробные и анаэробные нагрузки с точки зрения химии и биологии;  элементы торможения и ускорения, прыжки с точки зрения физики; использование законов физики в метании. Эти знания должны использоваться учащимися старших 8 – 11 классов. А учащиеся начальной школы  должны понимать необходимость правил и норм личной гигиены и обладать для этого необходимыми знаниями.
Сейчас почти в каждом доме есть компьютер, не говоря уже о телевизорах, дети с малых лет привыкают проводить свободное время за компьютером и ведут малоподвижный образ жизни, в то время как средняя потребность детей школьного возраста в двигательной деятельности составляет не менее 12-16 часов в неделю. Традиционные уроки физкультуры способны компенсировать лишь 11% суточной нормы двигательной активности ребенка.  Поэтому радует, что стала возрождаться внеклассная работа в некоторых школах, вновь появляются  бесплатные спортивные секции и кружки.
Но мы сталкиваемся с новой проблемой: родители из-за неуспеваемости наказывают ребенка, запрещая ходить на секции и тренировки, тем самым лишая ребенка возможности развиваться как физически, так и морально. Учеными доказано, что снижение двигательной активности ведет к снижению общей успеваемости ребенка, снижению иммунитета, возникновению депрессивных состояний. «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь» - Гиппократ
 Ребенок, который кроме выполнения домашнего задания и уроков еще и занят своим любимым видом спорта, всегда собран, дисциплинирован,  соблюдает режим тренировок и отдыха,  старается рационально использовать свое свободное время. Такой ребенок более вынослив, физически развит, в большинстве случаев меньше болеет, т. к. с помощью многих физических упражнений поднимается и укрепляется уровень иммунитета. «Если заниматься физическими упражнениями - нет никакой нужды в употреблении лекарств, принимаемых при разных болезнях, если в то же время соблюдать все прочие предписания нормального режима» -  Авиценна (Абу-али ибн Сина).
Занятость спортом помогает и в решении актуальной для нашего общества проблемы, когда при наличии свободного времени ребенок не знает, чем себя занять, и в результате начинает проводить время на улице, зачастую попадая в асоциальные компании, где употребляют алкоголь, наркотики.
               Нельзя выделять какой – нибудь один предмет в системе дополнительного образования. Но нужно пересмотреть отношение к занятиям «физическая культура», осознать его необходимость как важного предмета в системе школьного образования.  Процесс выполнения физических упражнений оказывает влияние не только на физическую, но и на духовную сферу занимающихся, их эмоции, волю, моральные проявления. «Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно» -  Лев Николаевич Толстой.
Наш предмет может научить думать ребенка, делать выводы и искать связи с другими предметами, позволить ребенку быть успешным и здоровым. А в этом может помочь педагог, который любит свой предмет и родители, которые видят своего ребенка здоровым и развитым.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»