Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Основы самозащиты как метод патриотического воспитания подростков

Пискун Павел Николаевич
В настоящее время проблема патриотического воспитания молодежи стоит в одном ряду с наиболее важными проблемами современности. Глобализация современного мира, скорость распространения информации и ее доступность через интернет, экономическая, политическая, культурная и религиозная интеграция и унификация ставят под вопрос существование национальной идентичности, гордости за прошлое и настоящее своей Родины, преданность ей, стремление защищать её интересы.
Дестабилизация и расслоение общества привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и юношества; усилилось негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущая социальная напряженность, деформация ценностей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения.
Гражданственность и патриотизм – фундаментальное качество личности, заключающееся в осознании долга перед обществом и деятельном претворении его в жизнь.
Важнейшая составляющая решения данной задачи – формирование и развитие патриотических чувств, в связи с чем повышается значимость патриотического воспитания молодежи, которое вносит весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.
Патриотическое воспитание в самом широком смысле — это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций и объединений по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
В то же время, «патриотическое воспитание – это специально организованное взаимодействие участников образовательного процесса (педагогов, обучающихся, родителей), направленное:
  • на развитие патриотизма как особого личностного качества, определяющего любовь к России, родному краю, родному народу;
  • обогащение опыта служения Отечеству как составляющей социализации обучающихся;
  • создание условий для жизненного самоопределения обучающихся, способствующего становлению их гражданской идентичности» [3].
Основы самозащиты являются проверенным методом патриотического воспитания подростков.
Методы воспитания – это способы организации совместной деятельности педагогов и учащихся, направленные на взаимное развитие, совершенствование личности педагога и формирование личности учащихся в соответствии с целями воспитания [2].
Методам в педагогической науке всегда уделяется пристальное внимание. Об этом свидетельствует большое количество классификаций методов воспитания. Методы воспитания отличаются друг от друга по целям, средствам осуществления и постепенности в применении. Строго научная классификация методов отсутствует.
С точки зрения использования методов как педагогического инструментария в деятельности по патриотическому воспитанию наиболее приемлемой является классификация Ю.К. Бабанского. Она отражает особенности воздействия на сознание и поведение воспитуемых, с учетом задач воспитания и закономерностей формирования свойств личности и включает три группы методов воспитания:
1 группа. Методы формирования взглядов и оценок.
2 группа. Методы организации деятельности, опыта патриотического поведения.
3 группа. Методы стимулирования патриотической деятельности и поведения [1].
Представленные в первой группе методы воспитания способствуют формированию патриотического сознания школьников на основе их просвещения (убеждение словом, личным примером, диалог).
Во второй группе представлены методы организации деятельности и опыта патриотического поведения направлены на патриотическое воспитание путем вовлечения школьников в различные виды деятельности (ценностно-ориентационную, трудовую, общественную, художественную, спортивную, досуговую). Общественная деятельность предполагает участие школьников в органах самоуправления, различных ученических и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в кампаниях гражданско-патриотической направленности. Ценностно-ориентационная деятельность является психологическим процессом формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей — всего того, что называют ценностями.
Представленные в третьей группе методы стимулирования патриотической деятельности и поведения — методы воспитывающих ситуаций ролевых игр, тренинги для выработки патриотических и этических знаний, привычек, коммуникативных умений используются для воздействия на потребностно-мотивационную сферу подростков. [1].
При планировании процесса патриотического воспитания, необходимо учитывать ценностные ориентации подростка, психологической базой которых является круг интересов. Педагог может работать непосредственно с ребенком или же опосредованно – через семью, друзей, детский коллектив – воздействуя на ребенка. Система оценочных суждений нравственных идеалов подростков неустойчива. Поэтому одним из главных направлений работы должно стать формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений [6].
Формирование жизненной позиции ребенка, поиск своего места в системе ценностных отношений к миру тесно связан с духовно-нравственным развитием и воспитанием личности гражданина России.
Подросток находится на границе детства и взрослой жизни. Перед ним стоит выбор трудового и личностного самоопределения. В связи с этим меняются требования к подростку и условия, в которых происходит формирование его личности. Подросток должен быть подготовлен к труду, семейной жизни, к выполнению гражданских обязанностей. Принципиальное отличие позиции подростка в том, что он обращен в будущее и все настоящее выступает для него в свете основной направленности его личности. Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение, становится тем эмоциональным центром жизненной ситуации, к которому сводятся все интересы [7].
Л.И. Божович считала, что главное новообразование переходного возраста находится именно в мотивационной сфере [4].
Л.С.Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами:
  • "эгоцентрическая доминанта" - интерес подростка к собственной личности;
  • "доминанта усилия" - тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях;
  • "доминанта романтики" - стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму;
  • "доминанта дали" - установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние [5].
Основы самозащиты, рукопашный бой и иные формы единоборств наиболее полно охватывают интересы подростков. Эти направления формируют стремление к здоровому образу жизни, прививают навыки дисциплины и самоорганизации; развивают потребности в постоянном самообразовании, самосовершенствовании, совершенствуют основные физические качества: силу, ловкость, гибкость, быстроту в действиях, общую и специальную выносливость; компенсируют отсутствующие в общем образовании знания, умения, навыки в области личной безопасности, необходимые как в экстремальных ситуациях повседневной жизни, так и в зонах военных конфликтов, при совершении и угрозе террористического акта.
Мастерство самозащитыы было лишь частью умений, присущих всякому настоящему мужчине, способному защитить себя и жизнь тех, за кого он в ответе. С давних времён боевое искусство русских воинов наводило на врагов суеверный ужас. Наши предки побеждали даже тогда, когда по всем канонам военной науки победить было невозможно.
Традиции предков нашли своё продолжение в современной армии. Существуют специальные программы самозащиты и рукопашного боя для воздушно-десантных войск, морской пехоты, спецназа, подразделений МВД.
Умение владеть приёмами самозащиты является не только важным фактором достижения победы в условиях ближнего боя, но и формирует эмоционально-волевую устойчивость, ответственное отношение к окружающим и приоритет общественных ценностей; воспитывает у учащихся силу воли, смелость, решительность, инициативность, настойчивость, гражданственность, патриотизм, чувство товарищества.
Основы самозащиты - образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру.
Интересы подростка подвержены влиянию социального окружения, особенно сверстника и увлеченного взрослого, значимого для подростка. Именно поэтому основы самообороны, через личный пример преподавателя и старших товарищей, могут корректировать девиантное поведение.
Именно через привитие ребятам любви к своей Родине, к её славным боевым традициям, мы сможем изменить их внутренний мир, воспитать систему моральных ценностей. И воспитанники, возможно, сумеют переосмыслить свои жизненные цели и приоритеты.
Ряд исследований отмечают, что возможность снижения уровня девиантного поведения среди подростков в современном мире решается через вовлечение подростков в вопросы патриотического воспитания, т.е. формы и методы педагогического процесса в дополнительном образовании и школе способствуют приобщению подростков к нравственным нормам.
Таким образом, можно сделать вывод, что в подростковом возрасте, складываются социальные и психические предпосылки для формирования патриотизма, и возникает стремление к идентичности, в том числе и этнической, как механизма формирования национального самосознания и патриотизма через методы вовлечения подростков в совместную деятельность в рамках постижения наследия предков, проявленных в приемах самообороны. Создаются условия для жизненного самоопределения обучающихся, способствующего становлению их гражданской идентичности, а также развиваются особые личностные качества, определяющие любовь к России, родному краю, родному народу. Активно вовлекаясь в жизнь объединения, подросток получает опыт служения Отечеству как составляющей социализации обучающихся.

 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
 
  1. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. М.: Владос, 2009. 348 с.
  2. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Владос, 2005. 427 с.
  3.  Барышников Е.Н. Организация патриотического воспитания в образовательном учреждении: полипарадигмальный подход. «Академический вестник», Выпуск 3 (33), Санкт-Петербург 2016.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в школьном возрасте. М.: Флинта, 2008. 196 с.
  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 580 с.
  6. Кукушин В.С. Теория и методика воспитания. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 508 с.
  7. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. 349 с.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»