Использование тюнера и метронома на уроках игры на гитаре
(с использованием ИКТ)
Веретнов Андрей Сергеевич
Название разработки: Предмет: Ансамбль струнных инструментов "Гитара"
Класс (или возраст) учащихся: начальные классы
Форма занятия: доп.образование
Актуальность: Новизна программы заключается в возможности обучения более широкого круга детей, с разными музыкальными данными и способностями. Учебно-тематический план предполагает учет индивидуальных возможностей ребенка, его возрастных и психологических особенностей. Педагогическая целесообразность программы в разнообразии видов деятельности детей и подростков в условиях образовательного учреждения, в дополнительной возможности самоутверждения и самореализации, в том числе через их участие в концертной деятельности; немаловажным также является эмоциональное благополучие успешно осваивающих шестиструнную гитару.
Цель: создание условий для развития личности учащегося и развития его музыкальных способностей средствами инструментального исполнительства; выявление и раскрытие творческого потенциала детей
Задачи:образовательные:
- способствование приобретению определенного объема музыкальных знаний, умений и навыков: владение инструментом (посадка, положение инструмента, постановка рук), приобретение и закрепление навыков игры на гитаре, овладение музыкально- теоретическими знаниями.
развивающие:
- развитие у обучающихся музыкальных способностей
(слуха, ритма, памяти, пальцевой моторики, координации движений);
- развитие творческого потенциала и его стимулирование;
- формирование художественно-образного мышления и музыкально-слуховых представлений;
- развитие эмоциональности и выразительности.
воспитательные:
- воспитание эстетического вкуса на лучших образцах мировой классики и современной музыки;
- привитие интереса и любви к музыке;
- воспитание личностных качеств: целеустремленности, работоспособности, самообладания, исполнительской воли, артистизма;
- формирование потребности в общении с музыкой, как важной и неотъемлемой частью здорового образа жизни каждого человека.
Виды деятельности, которую осуществляют школьники (учебно-исследовательская, экспериментальная или иная).
Прогнозируемые результаты:
Предметные: знание типов метрономов и тюнеров, умение пользоваться ими, приобретение музыкального опыта.
Метапредметные:
Регулятивные - управление своей деятельностью, контроль, инициативность и самостоятельность.
Коммуникативные - навыки сотрудничества, умение слушать и слышать партнера по работе
Познавательные - работа с информацией, выполнение технологических правил и логических операций сравнения, анализа, обобщения.
Личностные: повышение личной мотивации учащихся, формирование эстетической культуры при выполнении творческой работы.
Тема урока: Использование тюнера и метронома
СЦЕНАРИЙ (ХОД) УРОКА В КЛАССЕ
1. Организационный момент.
- Приветствие и проверка присутствующих;
- Активация необходимых знаний (актуализация).
Небольшой тест на тему прошлого урока ("Песни и мелодии зарубежных ансамблей"). Ссылка https://learningapps.org/display?v=pgt483pkt19. Тест выполнен в Learning Apps.
Небольшой опрос. Ребята, мы сделали тест, во время теста вы прослушивали некоторые композиции. Как вы думаете, почему они так красиво и стройно звучат? Что надо сделать, чтобы они звучали красиво? Правильно, настроить гитару, использовать тюнер. А как музыканту сыграть так, чтобы всё было стройно? Правильно - использовать метроном.
- Сообщение темы урока. На интерактивную доску отправляется презентация.
2. Основная часть.
Сначала мы поговорим о тюнере. Слайд. Я расскажу вам о там, какие тюнеры бывают (во время истории показывается небольшой фильм).
Какие бывают гитарные тюнеры?
Гитарные тюнеры делятся на виды по принципу получения входящего сигнала.
В первую очередь разберемся в понятии хроматический или не хроматический тюнер.
Не хроматический гитарный тюнер способен определять соответствие только стандартному строю 6 струнной гитары - EADGBE, то есть 6 нотам. Он не может определять другие ноты, поэтому не подходит для настройки гитар с нестандартным строем или других струнных инструментов.
Хроматический тюнер может определить соответствие любому полутону хроматической гаммы - их всего 12. Поэтому он подойдет для настройки любого струнного инструмента: бас гитары, 12 струнной классики, укулеле, виолончели, скрипки и т.д.
Стробоскопические тюнеры, их еще называют “карманными” тюнерами, считаются наиболее точными. К гитаре они подключаются с помощью обычного джека.
Тюнеры-педали являются модернизированным аналогом стробоскопических тюнеров. Принцип действия у них такой же, но помимо входного джек-разъема для подсоединения к инструменту они имеют выходной разъем для подсоединения к усилителю, процессору и т.п.
Акустические тюнеры или тюнеры со встроенным микрофоном способны на самом деле “услышать” звучание Вашего инструмента, так если бы его настраивал профессиональный музыкант на слух.
Тюнеры-прищепки или пьезо-тюнеры в отличии от акустических тюнеров улавливают не звук, а вибрацию исходящую от струн. Они также не требуют подключения к инструменту и крепятся в верхней части деки при помощи прищепки.
Виртуальные тюнеры, тюнеры-онлайн позволяют настроить инструмент благодаря микрофону Вашего гаджета и соответствующего приложения.
Как вы думаете, какой тюнер является самым простым в использовании? Правильно, приложение для смартфона Guitar Tuna. Его спокойно можно скачать из Play Market, плюс он бесплатный. Слайд. Давайте его сейчас скачаем и установим.
Один из учеников или несколько, у которых с собой есть смартфон, устанавливают приложение. Далее - краткая инструкция, как пользоваться эти приложением, какие подводный камни в нём есть и т.д.
Давайте настроим гитару. Какой стандартный строй гитары? Правильно, EBGDAE.
Давайте проверим строй гитары. Как это сделать? Правильно, сыграть мелодию. И если она звучит красиво и гармонично, значит, гитара настроена. Такой-то ученик выучил к нашему уроку мелодию группы The Police "Every Breath You Take". Слайд. Попросим его выйти и сыграть её.
Ученик выходит и играет.
Давайте сравним с оригиналом.
Включается оригинал (ссылка на слайде).
Значит, мы настроили всё правильно.
Поговорим о метрономах. Слайд. Бывают механические и электронные метрономы.
Механический метроном оснащен маятником, с помощью которого отсчитывается выбранный музыкальный ритм. Это очень удобно для музыканта, который имеет возможность, не отрываясь от игры на музыкальном инструменте, следить взглядом за соблюдением музыкального размера. К тому же механический метроном издает характерный механический щелчок, который знаком и понятен каждому музыканту, поэтому такие метрономы можно использовать как в обучении начинающих исполнителей, так и в работе настоящих профессионалов.
Электронные метрономы появились сравнительно недавно, но уже успели полюбиться многим музыкантам, хотя особую любовь к ним питают исполнители, которые играют на электроинструментах. Зачастую электронные метрономы не превышают размера ладони, что дает возможность возить их с собой в чехле или кофре любого музыкального инструмента. Также они оснащены множеством полезных функций, таких как камертон или акцент, который можно смещать и изменять под особенности любого ритма. Есть и гибридные модели со встроенным тюнером, который незаменим при настойке музыкальных инструментов.
Для того, чтобы понимать, как играть под метроном, есть некоторые упражнения. Давайте их сделаем.
Слайд. Первое упражнение - хлопанье в ладоши. Делать это нужно ровно (т. е. ритмично), но без метронома. Давайте похлопаем где-то одну минуту.
Второе упражнение: давайте попробуем похлопать под песню.
Включается песня с чётким ритмом (можно Billie Eilish "Bad Guy"). Ученики хлопают под ритм песни.
В программе Guitar Tuna есть функция метронома. А теперь попросим добровольца попробовать сыграть под метроном гамму до мажор.
Ученик выходит, берёт гитару. Проверяется, как он ставит пальцы, правильно ли он сидит, правильно ли зажимает лады.
Играем следующим образом: стараемся сыграть так, чтобы попасть в каждый удар метронома. Нужно стремиться к тому, чтобы звук гитары максимально сливался с ударами метронома и как бы «съедал» (т. е. заглушал) их. Ставим медленный темп (например 80-90) и играем.
3. Слайд. Подведение итогов урока. О чём мы сегодня говорили? Какие типы тюнеров бывают? Каким лучше пользоваться? Как настраивать гитару? Какие типы метрономов бывают? Как играть под метроном?
Домашнее задание: сделайте тест (тест в iSpring) дома.
https://pro.ispringcloud.ru/acc/EYhNp0A5NzAx/view/9701-VBmYd-k9uo5-1kmXt
Материалы:
1) тест "Песни и мелодии зарубежных ансамблей" (Learning Apps)
https://learningapps.org/display?v=pgt483pkt19
2) мини-фильм о тюнерах.
https://youtu.be/AESinvUyoes
3) презентация
https://drive.google.com/open?id=1FjjhbvDn40Gf3q0lrlrsGGaAN7r82hg0Wow69lJs-Bs
4) тест "Тюнеры и метрономы" (iSpring)
https://pro.ispringcloud.ru/acc/EYhNp0A5NzAx/view/9701-VBmYd-k9uo5-1kmXt