Роль игры «Зарница» в патриотическом воспитании подростков
Агафонова Ольга Васильевна,
Педагог ОДОД, ГБОУ «СОШ № 511»
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Педагог ОДОД, ГБОУ «СОШ № 511»
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Коренные преобразования в стране конца XX — начале XXI века, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей “малой родине”, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание молодежи в соответствии с Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе”. Оно направленно на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
В 8-11 классах проходят разнообразные по форме и содержанию мероприятия: фестиваль инсценированной солдатской песни, “ А ну-ка парни” , Военно-спортивная игра “Зарница”. В 5-8 классах проводится конкурс плакатов “Ими гордится наша страна”.
Особое место в этой работе отводится военно-спортивной игре “Зарница”.
Основная задача «Зарницы» — создание крепких, целеустремленных коллективов. В отряде каждый имеет дело, каждый владеет специальностью, все дружны — иначе нет победы. Интерес ребят к «Зарнице» подтверждается их инициативой, выдумкой, самостоятельностью.
УЧАСТНИКИ ИГРЫ
В игре «Зарница» участвуют отряды 8— 11 классов.
Отряды организуются из учащихся одного класса. Рекомендуется в составе отряда иметь три звена, по 7—10 юнармейцев в каждом.
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ
В содержание игры входят мероприятия военно-патриотического и военно-спортивного характера, состоящие из соревнований между звеньями и отрядами, соревнований по специальностям, эстафет, викторин, игр и занятий на местности, знакомства с историей и уставами Вооруженных Сил, задачами гражданской обороны.
ЭСТАФЕТЫ, ИГРЫ, КОНКУРСЫ, ВИКТОРИНЫ
Большой популярностью пользуются эстафеты, игры, конкурсы, викторины, в которых проверяются зарничные знания, навыки, готовность ребят к оперативно-тактическим играм на местности.
«Зарничка»
Игра проводится по типу эстафеты со следующими этапами:
- построение отрядов и доклады командиров о готовности к игре;
- подтягивание на перекладине, отжимание на скамейке;
- сматывание в клубок 20 м шнура;
- очистка трех картофелин;
- набрасывание пяти обручей на стойку;
- ответы на вопросы викторины
- рисунок на заданную тему;
- исполнение на барабане определенного сигнала;
Игра «Прорваться в тыл»
В игре участвуют два отряда: «зеленые» и «синие». Отряд «зеленых» обороняет участок протяженностью 120—150 м с четко обозначенными границами. Задача — не допустить проникновения «синих» в тыл.
Перед отрядом «синих» ставится задача: двигаться цепью с рубежа, удаленного на 400—600 м от обороны, скрытно пройти в тыл «зеленых».
У каждого юнармейца на рукаве повязка соответствующего цвета.
В течение. 15—20 мин идет подготовка к игре. «Зеленые» устраивают «засады», наблюдательные пункты, рассредоточиваются, маскируются, организуют связь, а отряд «синих» занимает исходный рубеж для движения. Командир отряда разрабатывает план действий.
Отряд развертывается в цепь.
Игра начинается по сигналу руководителя и продолжается 20 мин точно до сигнала. Затем отряды меняются местами.
Выигрывает отряд, у которого больше юнармейцев прорвалось в тыл.
Руководителю игры помогают три посредника.
Основные правила: наступающий считается выведенным из строя, если его запятнал (прикоснулся рукой) находящийся в обороне. Выведенный из игры отдает свою повязку и следует к посреднику. За границами района игры нападать запрещается.
Санитарные посты
В соревнованиях участвуют санитарные посты в составе четырех человек. Местом соревнований служит специально приготовленная трасса. Ее необходимо преодолеть в установленное контрольное время с наименьшим количеством ошибок на пунктах проверки санитарной подготовки.
На старт санпост выходит с оснащением, необходимым для оказания первой медицинской помощи (санитарная сумка). Приняв рапорт, судья проверяет правильность оснащения сумки и вручает командиру поста азимут 1-го пункта. Пост начинает движение по азимуту.
Пункт первый. Оказание первой медицинской помощи «пострадавшему» при переломах и кровотечениях.
Пункт второй. Транспортировка «пострадавшего» на пункт сбора.
Пункт третий. Спасательная станция. Правила выноса «утопающего» из воды, оказание первой помощи «тонущему».
Пункт четвертый. Оказание первой помощи при ожогах, обморожениях, солнечных и тепловых ударах.
Пункт пятый. «Аптека в лесу». Санитары рассказывают о местных лекарственных растений и о способах их применения.
Финиш. Командир санпоста докладывает о выполнении задания и сдает маршрутный лист, в котором на каждом пункте проставлены отметки за правильность выполнения заданий по 5-балльной системе.
«Меткий огонь» (викторина для стрелков)
- Назовите оружие, которое применялось для стрельбы в древности.
- В связи с чем в середине XVI века возросла роль ручного огнестрельного оружия?
- Когда появились мушкеты и какое преимущество они имели перед пищалями?
- Принципиальные отличия кремниевого замка от фитильного?
- Принципиальные отличия фузеи от мушкета? Когда и кто ввел на вооружение русской армии фузеи?
- Назовите состав дымного пороха, применявшегося в конце XVIII века.
- Когда и по чьей инициативе в Туле был построен оружейный двор?
- Принципиальные отличия гладкоствольного оружия от нарезного?
- Какое оригинальное устройство имела казачья винтовка, созданная в 1783 году тульским оружейником Цыгаевым?
- С какими событиями было связано перевооружение в 1856 году русской армии нарезным оружием — 6-линейной винтовкой?
- Когда произошло перевооружение русской армии казнозарядным оружием? Назовите принцип устройства этого способа заряжания.
- Роль В. Л. Чебышева в разработке нового огнестрельного оружия?
- Откуда пошло название винтовки «берданка» и какова дальность ее стрельбы?
- Кто автор трехлинейной винтовки образца 1891 года? Что вы знаете об этом человеке?
- Кому принадлежит основная заслуга в создании русского образца пулемета «максим» образца 1884 года?
- Какой вклад в развитие стрелкового оружия внес В. Г. Федоров?
- Назовите русских и советских конструкторов автоматического стрелкового оружия.
- Когда был принят на вооружение ручной пулемет Максима Токарева?
- Назовите вес без патронов ручного пулемета ДП.
- В каком году была проведена модернизация ручного пулемета ДП?
- Праща, лук, самострел, арбалет, крепостная пищаль.
- В' связи с реорганизацией русской армии, проведенной Иваном IV. В это время началась организация регулярного .войска, вооруженного огнестрельным оружием.
- В начале 16 века на вооружении пехоты появились более мощные фитильные ружья по сравнению с пищалями — мушкеты. Мушкет обладал большей меткостью на дальностях до 150—200 шагов и более высоким убойным действием пули.
- Пользование фитильным замком с постоянно зажженным фитилем приводило к случайным воспламенениям пороха на полке, демаскировало укрытого стрелка ночью. Фитильный замок оказывался очень чувствительным к влаге и действовал безотказно только в сухую погоду. Применение кремниевых замков избавляло стрелков от этих неудобств.
- В 1706—1709 годах по инициативе Петра I было проведено полное перевооружение русской армии новыми ударно-кремневыми ружьями — фузеями. По сравнению с мушкетом фузея имела меньшие калибр и длину, что способствовало уменьшению ее веса и действия отдачи при стрельбе. Сокращение длины фузеи делало се также более удобной при заряжании, особенно при малом росте стрелка.
- 75% селитры, 10% серы, 15% угля.
- В 1705 году по инициативе Петра I.
- Обеспечить плотную загонку пули в гладкоствольных ружьях было трудно, так как этому препятствовал нагар, образующийся от дымного пороха. В нарезном стволе нагар свободно помещался в нарезах. По этой причине в нарезных ружьях первоначально делали боль шое число сравнительно мелких прямых нарезов. В XVI веке было создано оружие с винтовыми нарезами, благодаря чему значительно лучше разрешалась задача повышения дальности и меткости стрельбы.
- Стремясь облегчить распространенный в то время способ заряжания нарезного оружия, Цыгаев сделал в канале ствола полигональные нарезы, имевшие в поперечном сечении форму правильного треугольника. Вращательное движение пули в таком стволе происходило без врезания пули в нарезы. Такие нарезы позволяли получить более высокую начальную скорость пули и меткость стрельбы, так как устранялось явление срывов пули с нарезов, происходившее в то время в обычных винтовках при больших скоростях пули.
- Русская армия в Крымской войне 1853—1856 годов, вооруженная преимущественно гладкоствольным оружием, вынуждена была вести неравную борьбу с союзными англо-французскими войсками, в распоряжении которых находилось преимущественно нарезное оружие. Началом перевооружения русской армии явилось введение в 1856 году стрелковой винтовки. Ее калибр был принят равным 6 линиям (15, 24 мм).
- Резкое увеличение скорострельности нарезного оружия стало возможным в связи с введением в 60.-х годах XIX века унитарных патронов и заряжания с казенной части, что привело к значительному сокращению приемов перезаряжания оружия, а значит, и необходимого для этого времени, В России перевооружение казнозарядным оружием совпало с реформой 1861 года — периодом реорганизации военной промышленности на капиталистических началах. Скорострельность винтовок, заряжаемых с казенной части, намного превысила скорострельность винтовок, заряжаемых е дула.
- Большой вклад в развитие оружейной техники в России внес известный ученый и талантливцй конструктор В. Л. Чебышев. Он сделал первую в России попытку дать теоретическое обоснование разработке огнестрельного оружия.
- В 1870 году на вооружение русской армии была принята винтовка конструктора Бердана № 2. В ней впервые был применен скользящий затвор, обеспечивавший быстрое и надежное действие механизмов при стрельбе. «Берданки», считавшиеся лучшими по тому времени, имели прицел для стрельбы до 1500 шагов, в дальнейшем с применением бокового прицела дальность стрельбы была увеличена до 2250 шагов.
- Сергей Иванович Мосин (1849—1902). Конструкторскую деятельность по созданию магазинных винтовок начал в 1882 году. После создания винтовки образца 1891 года руководил работами по организации ее массового выпуска на русских заводах. В 1894 году был назначен начальником Сестрорецкого оружейного завода.
- Основная заслуга в создании русского образца пулемета «максим» принадлежит И. А. Пастухову и П. П. Третьякову.
- Основоположник русской школы автоматического оружия Владимир Григорьевич Федоров в 1907 году создал автоматическую винтовку, а в 1916 году первый русский автомат.
- Ф. В. Токарев, В. А. Дегтярев, В. Г. Федоров, А. А. Благонравов, И. Н. Колесников, С. Г. Симонов, Г. С. Шпагин, А. И. Судаев, С. В. Владимиров, П. М. Горюнов, Б. Г. Шпитальный, И. А. Комарицкий и другие.
- В мае 1925 года.
- 10,5 кг.
- В 1944 году. Модернизированный пулемет Дегтярева ДП, названный ДПМ, поступил на вооружение пехоты Советской Армии. Благодаря проведенным усовершенствованиям он стал еще более надежным и безотказным в действии, более удобным в обращении и устойчивым при стрельбе.
- Почему горящий керосин или бензин нельзя тушить водой?
- Нужно ли выбивать стекла в доме или квартире во время пожара?
- Какая бочка опаснее: наполненная бензином или порожняя из-под бензина?
- Иногда говорят: «Бензин загорелся». Правильно ли это выражение?
- Назовите несколько огнегасительных средств, при меняемых при тушении пожара.
- Почему для тушения пожара может применяться азот?
- Если в квартире произошла утечка газа, можно ли включать электрический свет?
- Почему в детских учреждениях выходы из помещений устраиваются открывающимися наружу?
- Сколько времени продолжался знаменитый московский пожар во время нашествия Наполеона?
- В полдень разразилась гроза. От грозового разряда загорелась конюшня. Что нужно было сделать, чтобы не допустить пожара?
- В каких случаях для тушения пожара применяется авиация?
- Удельный вес керосина и бензина легче, чем воды. Поэтому, попадая на поверхность этих жидкостей, вода опускается вниз, не оказывая должного огнегасительного действия.
- Нельзя. Через разбитые оконные проемы в помещения будет поступать воздух, содержащий кислород, что способствует усилению горения.
- Опаснее порожняя бочка. Внутри ее может образоваться взрывоопасная концентрация паров бензина и воздуха.
- Бензин не горит. Горят его пары в смеси с воздухом.
- Огнегасительиыми средствами являются: вода, воздушно-механическая и химическая высокократная пены, углекислый газ, азот, водяной пар, огнегасительные составы, песок, мел и др.
- Азот является инертным газом. Он снижает содержание кислорода в воздухе, в результате чего прекращается горение.
- При пользовании электрическим выключателем, штепсельной розеткой может вспыхнуть искра и произойти взрыв газа.
- Чтобы в случае возникновения пожара в дверях не создавалась давка из-за большого скопления детей.
- Этот пожар длился пять суток.
- Главным образом для тушения лесных пожаров: с самолета можно быстро обнаружить их очаг. Кроме того, самолет доставляет к месту лесного пожара пара.
Отряд в полном составе выстраивается и две шеренги. Командир отряда докладывает о готовности к смотру, а затем подает команды для перестроения отряда.
Жюри оценивает: ответ на приветствие; дисциплину строя; внешний вид участников; перестроение из одной шеренги в две и обратно; размыкание и смыкание строя; повороты на месте, повороты в движении; движение строевым шагом; исполнение песни и речевки в движении.
Члены жюри оценивают действия по пятибалльной системе, с точностью до десятых. Оценки суммируются и делятся на количество судей. Лучшим является отряд, набравший большее количество очков.
«Шифровка»
Команда должна расшифровать шифровку по номеру буквы алфавита (1-А, 2-Б, …, 33-Я) за определенное время. За каждую неправильно отгаданную букву – штраф + 5 секунд. Лучший балл - за меньшее время с учетом штрафного времени.
Войсковые звания, рода войск
Командам раздаются чистые листы и ручки. Команда должна за определённое время вспомнить и записать войсковые звания, от «рядового» до «генерал армии», и рода войск - за 1 минуту. Лучший балл - за правильность последовательности званий и большее количество званий, большее количество родов войск.
«Символы России» - конкурс болельщиков.
1. Участникам команд (и их болельщикам) необходимо написать основные государственные символы Российской Федерации.
- Государственный гимн Российской Федерации
- Государственный герб Российской Федерации
- Государственный флаг Российской Федерации
«Меткий стрелок»
Каждый член команды бросает заранее подготовленные снежки в цель (мишень 80*80 см). Каждый член команды выполняет по одному метанию в цель. Метание производится с определенного расстояния по очереди. Лучший балл зарабатывает команда, набравшая больше очков.
«Бег с препятствиями»
Каждый участник команды по очереди пробегает полосу препятствий (кочки) (покрышки от колес машин). Лучший балл (за самое меньшее время) присуждается той команде, которая правильно и быстро прошла дистанцию. Каждый штраф (упал, не попал ногой в колесо – плюс 5 секунд). Учитывается порядок прохождения дистанции (финиш первого-старт второго).
Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его — гражданский, патриотический долг перед Отечеством. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, уважения к ее славному героическому прошлому.