Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания
Семенов Максим Алексеевич
Волейбол – это спортивная игра двух команд, состоящих из шести человек, разделенных сеткой, целью которой является добиться того, чтобы, используя три касания приземлить мяч на стороне противника или вызвать ошибку при его приеме. Игра состоит из пяти партий, очки в которых разыгрываются по системе тай – брейк (за каждый выигрыш мяча команда получает очко), каждая из которых (кроме пятой) играется до 25 очков. Пятая партия играется до 15 очков. Необходимым условием выигрыша партии является преимущество одной из команд в два очка. Волейбол как спортивную игру отличает: 1 строгая регламентация правил; 2 наличие специального инвентаря и оборудования; 3 проведение официальных соревнований 4 наличие специальной подготовки; 5 сложноорганизованная техника и тактика игры. Волейбол включен в программы по физической культуре для учреждений общего, начального среднего и высшего образования. Во время игры в волейбол создаются благоприятные условия для проявления сообразительности, ловкости, силы, быстроты, скорости реакции, специальной и прыжковой выносливости, волевых качеств, взаимопомощи. Более трети всех игровых действий игроки выполняют с максимальной активностью, а 60% игровых действий связаны с рывками, бросками, требующими напряженного внимания. Игрокам в течение одной партии приходится выполнять 40-50 разнообразных приемов игры, и до 200-250 приемов в течение всей игры. Изучение волейбола в школе начинается с V класса, где осваиваются основные способы перемещений, изучается передача мяча сверху двумя руками, осваиваются игры, подводящие к волейболу. В VI классе продолжается обучение перемещениям и стойкам, изучается передвижение приставным шагом, лицом и спиной вперед, обращается внимание на скорость перемещения различными способами; закрепляется навык передачи сверху двумя руками; начинается обучение приему мяча снизу двумя руками. В VII классе совершенствуют навыки перемещения в сочетании с передачей двумя руками сверху и приемом двумя руками снизу; закрепляется навык передачи мяча сверху двумя руками и приема снизу двумя руками; приступают к изучению нижней прямой подачи. В VIII классе изучают передачу мяча сверху во встречных колоннах и многократно над собой; отбивание мяча кулаком через сетку; нижнюю прямую подачу; прием подачи; так же осваивается умение играть в волейбол в три касания. На уроках повторяется материал, изученный в предыдущих классах. В IX классе изучают передачу мяча сверху двумя руками во встречных колоннах: у сетки и через сетку; передачу мяча через сетку в прыжке; передачу мяча сверху двумя руками, стоя спиной к направлению передачи; прием мяча, отраженного сеткой, многократный прием снизу; нижнюю подачу на точность. В основе обучения основным элементам волейбола лежит сочетание общеразвивающих и специальных упражнений, направленных на развитие специальных физических качеств и специфических двигательных действий, осуществляемые параллельно. Физическая подготовка направлена на развитие быстроты передвижений и реакции, развитие прыгучести, мышц верхнего плечевого пояса, силы кистей и пальцев рук. Для этого используются упражнения связанные с рывками, поворотами, различные эстафеты, упражнения с набивными мячами, подвижные игры, упражнения для развития прыгучести. Последовательность обучения подачам мяча начинается с нижней прямой подачи, после изучается нижняя боковая, верхняя прямая, верхняя боковая, подача с решением тактических вариантов (на точность и силу), затем подача в прыжке. Сначала показывается тот или иной вид подачи, после чего дается возможность выполнить все движение целиком, выделяются наиболее характерные ошибки, в первую очередь неправильный подброс мяча, выполняются имитационные упражнения без мяча, объясняется ритмическая структура движения, далее используются упражнения, направленные на обучение правильному подбросу мяча, после чего выполняется подача с площадки и лишь затем с места подачи, затем нацеленная подача.