Развивающая предметно-пространственная среда
как условие для развития самостоятельности
и инициативности дошкольников
Кошман Анна Юрьевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 111
комбинированного вида
Выборгского района Санкт-Петербурга
воспитатель ГБДОУ детский сад № 111
комбинированного вида
Выборгского района Санкт-Петербурга
Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.
Этот мир должен окружать ребёнка…
В. Сухомлинский
Аннотация. В данной статье рассматриваются условия и принципы организации предметно-развивающей среды, направленные на формирование самостоятельности и инициативности у дошкольников в процессе активной физической деятельности.игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.
Этот мир должен окружать ребёнка…
В. Сухомлинский
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности остается в современной педагогике одной из самых актуальных. В нормативных документах Российской Федерации, таких как Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует педагогов на решение задач социализации и индивидуализации развития дошкольников, а одним из условий его успешной реализации является создание следующих психолого-педагогических условий: ‒ построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка; ‒ поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; ‒ возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения…»
Как часто младший школьник ходит дома за родителями и
спрашивает, чем ему заняться. «Ма, что мне делать?» - слышим мы.
Почему же ребенок не может сам занять себя, начать какую-либо
деятельность? Современная наука отвечает на этот вопрос тем, что у
ребенка в дошкольном детстве не сформировалась должная субъектная
деятельностная позиция, и присущие ей качества – активность и
инициативность. Не случайно эта проблема нашла своё отражение во
ФГОС ДО, в котором становление субъектности в совокупности
проявлений просматривается как центральная линия. Увидеть это мы
можем в номинированных целевых ориентирах детского развития в
возрастах, где постоянно звучат категории инициативности,
самостоятельности, творчества.
Дошкольный возраст самоценен тем, что он позволяет ребенку
осуществлять разные виды свободной деятельности – играть, рисовать,
музицировать, слушать сказки и рассказы, конструировать, помогать
взрослым по дому и саду, двигаться. Эти виды деятельности ребенок
осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и
их итоги, прежде всего, радуют самих детей и окружающих взрослых, не
имея при этом каких-либо жестких правил и норм. Взрослый создает
условия для их реализации, для проявления стремления и возможности
ребенка действовать. Но вместе с тем многообразие этих видов
деятельности дает детям достаточно много знаний, умений и навыков, а
главное – развивает их чувства, мышление, воображение, память,
внимание, волю, личностные качества, тягу к общению со сверстниками
и взрослыми.
Современный детский сад является местом первого опыта взаимодействия ребенка с миром сверстников и взрослых. В постоянно меняющемся мире самостоятельность и инициативность являются неотъемлемыми качествами благополучно развивающейся личности. Многие исследователи в области педагогики отмечают, что инициативность начинает формироваться уже в раннем дошкольном возрасте: ребенок становится активным участником явлений окружающей действительности, ощущает внутреннее стремление к изменениям и преобразованиям. С феноменом инициативности тесно связано такое свойство личности, как самостоятельность – способность организовывать целенаправленную деятельность, преобразовывать окружающие предметы и явления, нести ответственность за результаты этой деятельности.
Развитие самостоятельности и инициативности происходит, прежде всего, в процессе физической деятельности. В ходе реализации потребности ребенка в двигательной активности, происходит формирование самодисциплины и самоконтроля, самостоятельного оценивания качества выполнения заданий, совершенствование личностных и физических качеств, приобретение двигательного опыта и оздоровление организма, а также формирование базовых представлений ребенка о здоровом образе жизни и спорте. При овладении правилами подвижных игр и выполнении физических упражнений деятельность дошкольника приобретает целенаправленный характер, а в условиях соревновательного характера ребенок получает внутреннюю мотивацию к достижению результата, который ставит перед ним педагог. Развитие самостоятельности и инициативности невозможно без формирования адекватной предметно-пространственной среды, которая понимается как «система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования» [1, с. 10]. Иными словами, предметно-пространственная среда является стимулирующим фактором гармоничного развития личности ребенка в различных видах деятельности, организованных в рамках психолого-педагогической задачи и насыщенных полифункциональными предметами и игровыми материалами. Обогащенная предметно-пространственная среда позволяет создать условия для одновременной самостоятельной деятельности каждого ребенка в группе.
Предметно-пространственная среда выступает инструментом получения ребенком практического опыта познания окружающей действительности и выстраивания отношений со сверстниками и взрослыми. Деятельность ребенка, связанная с изменением и преобразованием предметно-развивающей среды, рассматривается психологами как «предметно-орудийная деятельность и деятельности с психологическими орудиями» [2, с.30]. Она создает положительный эмоциональный фон в группе, обеспечивает психологический комфорт, уверенность в принятии решений, стимулирует самостоятельный выбор форм активности и подвижных игр. Мы определили ряд условий, необходимых для конструирования предметно-пространственной среды:
- насыщение пространства предметами реального мира, а также мира сказочного, которые несут ценностную важность развития физических и личностных качеств; каждый инструмент раскрывает символ-образ, побуждающий детей моделировать определенную двигательную деятельность; ·
- насыщение среды предметами-символами народной культуры, обобщающими образ физического и духовного идеала человека;
- сочетание заданной и свободной среды, стимулирующей самостоятельный выбор материальных инструментов для моделирования игровых ситуаций, упражнений и подвижных игр; ·
- доступное расположение предметов в условиях пространства группы, обеспечивающее свободное и безопасное перемещение ребенком объектов предметно-развивающей среды вне зависимости от роста и уровня физического развития и стимулирующее самостоятельный выбор;
- многофункциональность среды: предметы дополняют друг друга и дают возможность выполнить движения разными способами
Таким образом, каждую возрастную группу дошкольного образовательного учреждения следует проектировать исходя из вышеизложенных положений путем локальной интеграции пространственно-предметной среды, решающей единую задачу – формирование самостоятельности и инициативности в процессе двигательной активности. Практическим воплощением данных условий является конструирование центра двигательной активности и центра сюжетно-ролевых игр.
Яркий, оригинальный, с нестандартным дизайнерским решением, центр двигательной активности вписывается в пространство групповой комнаты. Он характеризуется наличием свободного пространства для самостоятельной реализации детьми двигательной деятельности, а также наличием специального физкультурного инвентаря: массажные дорожки, коврики, обручи, гимнастические палки, мячи разных размеров, корзина для метания мячей; лестница гимнастическая; мешочки с грузом; ленты разных цветов; флажки; атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики; сенсорный стол; сухой бассейн, подборка игрушек для развития мелкой моторики и подготовки руки для детей старшего дошкольного возраста к письму [3, с.114]. Предметы центра двигательной активности содержат символику разнообразных видов двигательной активности человека и способов взаимодействия с миром природы.
Привлекать детей к самостоятельному выбору подвижных игр и размещению соответствующего оборудования необходимо уже в младшем дошкольном возрасте. Самостоятельно выполнять физические упражнения воспитанникам помогут выполнить наглядные карточки, на которых упражнения представлены в виде схемы. Приступая к выполнению заданий, воспитанники должны самостоятельно вспомнить последовательность выполнения упражнений или правила игры. Таким образом, решается практическая задача по стимулированию инициативности.
Развернутый центр сюжетно-ролевых игр создает оптимальные условия для развития самостоятельности и инициативности в ходе воплощения сюжета игры и межличностного взаимодействия. Игровое пространство в группе наполняется атрибутами сюжетно-игровых ситуаций, стимулирующих двигательную активность ребенка. Сюжетные игры насыщаются предметами, стимулирующими создание двигательного образа. В рамках развивающей среды размещаются сюжетные рисунки, наряды, макеты, материальные атрибуты, позволяющие посредством драматизации побудить воспитанников к активной двигательной деятельности, стремлению проявить творческие способности, освоению ценностей здорового образа жизни.
Таким образом, создание единого комплекса грамотно организованной предметно-развивающей среды, эстетической и кинестетической модальностей способствует развитию самостоятельной деятельности дошкольников, инициативы, способности к рефлексии, а также воплощению атмосферы сказочности, необычности и живости в ходе двигательной активности.
Итак, резюмируя свое выступление, хочется сказать следующее:
работа по формированию самостоятельности и инициативности должна
проводиться целенаправленно и реализоваться в виде системы.
Эта система должна включать в себя целенаправленное обучение
движениям и играм с высокой характеристикой по вариативности и
самостоятельности реализации, должна включать в себя активизирующие
формы работы, основанные на СОТ и на обучении детей планированию
собственной активности. И конечно, необходимо проектировать
эмоциональное освоение движений, создание эмоциональной базы
инициативности, когда ребенок сам скажет «ХОЧУ» и начнет активно
двигаться и заниматься физкультурой и спортом.
Список литературы:
Нишеева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. – СПб, Детство-Пресс, 2014. – 128с.
Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. – 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2012. – 119 с.
Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации /под ред. О. В. Дыбиной/ - М. : Центр педагогического образования, 2013г. – 226 с.