Востребованность и актуальность обучения строевым
приемам и движениям в ансамбле барабанщиков
Пасечник Юлия Николаевна,
педагог дополнительного образования
Являясь соавтором программы «Школа ударного мастерства», я задумалась об актуальности и востребованности данных занятий для современных детей.
Направленность данной рабочей программы - художественная. Она составлена на основе курса «Школа ударного мастерства» состоящий из двух как взаимодополняющих, так и отдельно существующих типовых программ: «Техника игры» и «Строевые приемы и движения».
Актуальность данной рабочей программы определяется запросом со стороны учащихся и их родителей. Данная программа способствует развитию у учащихся образного мышления, приобщают к восприятию великого мира искусств, оказывает положительное организующее влияние на детей, так как подчёркивает конкретную роль барабанщиков в церемониалах, парадах, других мероприятиях, заставляет внешне и внутренне подтянуться, заниматься с увлечением и добиваться высоких исполнительских результатов.
Целью рабочей программы является интенсивное и всестороннее развитие музыкальных и творческих способностей ребенка, расширение художественного кругозора обучающихся, воспитание нравственности средствами обучения игре на ударных инструментах. А что можно сказать о строевых приемах и движениях?
Занятия строевой подготовкой в ансамбле барабанщиков дисциплинирует, способствует развитию исполнительности, собранности, подтянутости, выносливости, аккуратности, чувства товарищества, что формирует личность воспитанника. Строевое обучение является одним из элементов военно-патриотического воспитания в школе.
С помощью строевых упражнений формируется правильная осанка, походка, достигается сосредоточение внимания учащихся на предмете занятий. Путем применения строевых упражнений у учащихся воспитываются: организованность, дисциплинированность, чувство ритма и темпа, а также формируются навыки совместных действий. Строевые упражнения служат средством общей физической подготовки. После занятий в ансамбле дети смогут более свободно чувствовать себя в пространстве и применять различные хореографические элементы, принимать участие в общешкольных мероприятиях, таким образом, социализироваться в современном обществе и реализовать свои способности. Для выполнения этой задачи, огромное внимание уделяется подбору репертуара. Исполнительские удачи способствуют развитию учащихся как личностей, появлению веры в себя и собственные силы.
Четкая организация класса, согласованное передвижение учащихся по гимнастической площадке, целесообразное их размещение для проведения общеразвивающих упражнений, игр и других заданий требуют знания соответствующих команд и умения правильно и быстро выполнять их. Строевые и порядковые упражнения не только способствуют воспитанию внимания, дисциплины и организованности учащихся, но и приучают их к совместным действиям, позволяют вырабатывать временные и пространственные представления, развивать чувства темпа и ритма.
Постоянное требование хорошей строевой выправки положительно влияет и на формирование правильной осанки.
С первого урока необходимо добиваться четкого и правильного исполнения всех приемов и действий. В противном случае команды потеряют своё организующее и дисциплинирующее значение.
Обучение строевым и порядковым упражнениям проводятся фронтальным способом, с применением расчлененного метода обучения по разделениям при разучивании таких упражнений, как повороты в движении, перестроения, размыкания и т. д. Например, перестроение из одной шеренги в две производится по командам: «делай - раз», «делай- два», «делай-три».
Для того чтобы ученики лучше понимали свои действия, при изучении элементов фигурной маршировки, гимнастических перестроений и размыкание рекомендуется, помимо показа и образного объяснения, широко пользоваться различными схемами, рисунками, на которых виден путь движения учащихся, образуемая ими фигура. Чертежи и схемы удобно делать на небольшой классной доске, которую полезно иметь под рукой, а занимаясь на летней площадке, можно чертить схемы прямо на земле.
Успешность обучения во многом зависит от интереса детей к изучаемому упражнению. Поэтому учитель должен стремиться к тому, чтобы широко использовать игровой и соревновательный моменты. Например, выполнение различных построений или строевых приемов по сигналам: короткий свисток – построится в шеренгу, длинный свисток – в колонну и т. д. Кстати, некоторые сигналы можно сделать постоянными на весь урок или даже на серию уроков и давать не, только, в момент изучения данных построений, но и в самые неожиданные моменты, проверяя реакцию учеников, быстроту и согласованность их действий. Такие упражнения очень нравятся ребятам.
Из цепи отдельных строевых упражнений можно составить так называемые задания, помогающие решать частные задачи вводной и заключительной частей урока и способствующие развитию памяти. Например, ученики, стоящие в колонне по одному, должны сделать: приставной шаг влево - поворот налево – приставной шаг назад – поворот направо – поворот кругом. Полезно иногда требовать исполнения подобных заданий с закрытыми глазами.
Хорошо проводить соревнования между группами, звеньями, давая оценку и поощряя коллективные действия учащихся. С интересом выполняют школьники и различные построения на время, отмечаемое по секундомеру до десятых долей секунды.
Правильность движения по гимнастической площадке (залу) и выполнения различных порядковых упражнений во многом зависит от направляющего, от его знаний, поэтому правофлангового необходимо систематически менять с тем, чтобы каждый ученик побывал во главе строя.
Содержание программы «Школа ударного мастерства» направлено на формирование базовых знаний, умений и навыков игры в ансамбле барабанщиков. Занятия подразумевают влияние не только на физическое, но и на духовное развитие личности подростка, формирование чувства патриотизма и гражданственности.
Курс обучения включает изучение основ игры на инструменте, а также участие обучающихся в торжественных митингах, праздниках, спортивных соревнованиях, шествиях, различных мероприятиях. В этом заключается отличительная особенность программы.
Основными направлениями творческой деятельности данного коллектива является:
- освоение и развитие лучших образцов ритмической фактуры;
- создание музыкальных номеров с элементами театрализации;
- подготовка программ и концертных номеров.
Оригинальность репертуара, внешние данные и артистизм обеспечивают ансамблю барабанщиков актуальность и востребованность данного вида деятельности.