Статья
Легкая атлетика в школе
Павлов Вячеслав Анатольевич
педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ № 522 Санкт-Петербурга
педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ № 522 Санкт-Петербурга
Лёгкая атлетика один из самых популярных видов спорта. Она не требует дорогого оборудования .Соревнования, разминка и тренировки могут проводиться на открытом воздухе и в закрытом помещении.
Она имеет:
Она имеет:
- Оздоровительное значение (различные легкоатлетические упражнения хорошо влияют на организм человека: на опорно-двигательный аппарат, функциональные возможности);
- Воспитательное значение (хорошее средство для развития и воспитания физических качеств, воли, настойчивости, дисциплинированности, умения преодолевать трудности);
- Прикладное значение (как одно из средств входит в состав подготовки практически всех армий мира и других силовых подразделений);
- Образовательное значение (в процессе занятий легкой атлетикой человек приобретает полезные знания и навыки о режиме дня, питании, планировании тренировок и т.д.).
По этим же причинам легкая атлетика является составной частью государственной программы по предмету «Физическая культура» для школьников 1-11 классов.
Общая подготовка в школе ориентирована на среднего учащегося. Программа «Легкая атлетика в школе» предполагает освоение основных двигательных навыков, исходя из физических возможностей среднего ученика по показателям развития и здоровья физического состояния и разностороннее развитие обычных физических умений. Основой легкоатлетических упражнений являются естественные и жизненно важные движения человека: ходьба, бег, прыжки, метания. Занятия становятся более интересными благодаря разнообразию упражнений, которые можно выполнить в любое время года и в любом месте.
В нашей стране легкая атлетика составляет основную часть программы школьного физического воспитания. И это не случайно, так как эти упражнения развивают организм наиболее равномерно и гармонично. Системы легкоатлетических упражнений имеют оздоровительный эффект для всего организма в целом. Помимо мышечной активности они развивают сердечно – сосудистую систему, дыхание, вестибулярный аппарат, реакцию. Совершенствуются все группы мышц, равномерные нагрузки доставляют удовольствие в процессе урока. Урок легкой атлетики в школе воспитывает командный дух, чувство коллективизма. Кроме этого в каждом воспитывается сила воли, упорство, целеустремленность. В дальнейшей жизни навыки, полученные на уроках, несомненно, пригодятся в любой сфере деятельности.
Формы занятий физической культурой в школе
Структура занятий может быть разной:
Общая подготовка в школе ориентирована на среднего учащегося. Программа «Легкая атлетика в школе» предполагает освоение основных двигательных навыков, исходя из физических возможностей среднего ученика по показателям развития и здоровья физического состояния и разностороннее развитие обычных физических умений. Основой легкоатлетических упражнений являются естественные и жизненно важные движения человека: ходьба, бег, прыжки, метания. Занятия становятся более интересными благодаря разнообразию упражнений, которые можно выполнить в любое время года и в любом месте.
В нашей стране легкая атлетика составляет основную часть программы школьного физического воспитания. И это не случайно, так как эти упражнения развивают организм наиболее равномерно и гармонично. Системы легкоатлетических упражнений имеют оздоровительный эффект для всего организма в целом. Помимо мышечной активности они развивают сердечно – сосудистую систему, дыхание, вестибулярный аппарат, реакцию. Совершенствуются все группы мышц, равномерные нагрузки доставляют удовольствие в процессе урока. Урок легкой атлетики в школе воспитывает командный дух, чувство коллективизма. Кроме этого в каждом воспитывается сила воли, упорство, целеустремленность. В дальнейшей жизни навыки, полученные на уроках, несомненно, пригодятся в любой сфере деятельности.
Формы занятий физической культурой в школе
Структура занятий может быть разной:
- Секции – внеурочные тренировки для подготовки к соревнованиям или занятия со слабыми учениками. Время занятий превышает академический урок в трое, обычно нагрузка концентрируется на одном основном упражнении.
- Самостоятельные занятия проводятся как в стенах школы, так и за ее пределами. Отрабатываются отдельные упражнения или выполняется домашнее задание учителя. Тренировки проводятся в специализированных секциях. Основная цель – подготовка к соревнованиям по конкретному упражнению.
- Соревнования – итоговая форма, предполагающая демонстрацию полученных навыков и умений.
Каждое занятие по легкой атлетике должно отвечать следующим требованиям:
- Содержать общие (выполняемые за счет серии занятий) и частные (выполняемые в течение одного занятия) задачи;
- Иметь правильную методическую направленность;
- Носить воспитывающий характер;
- Учитывать контингент обучаемых (пол, возраст, уровень физической и функциональной подготовленности);
- Содержать упражнения, содействующие разностороннему физическому развитию, укреплению здоровья;
- Быть интересным для обучаемых;
- Иметь целостность и законченность и сочетаться с предыдущими и последующими уроками.
Занятия делятся на три части: разминка(подготовительная), основная, заключительная.
В среднем разминка длится около 10-20 минут.Цель подготовительной части: функциональная подготовка организма к предстоящей основной работе. Как правило, подготовительная часть состоит из медленного бега, комплекса общеразвивающих упражнений , беговых и прыжковых упражнений.
После бега выполняются общеразвивающие упражнения. При выполнении комплексов упражнений придерживаются следующего порядка:
В среднем разминка длится около 10-20 минут.Цель подготовительной части: функциональная подготовка организма к предстоящей основной работе. Как правило, подготовительная часть состоит из медленного бега, комплекса общеразвивающих упражнений , беговых и прыжковых упражнений.
После бега выполняются общеразвивающие упражнения. При выполнении комплексов упражнений придерживаются следующего порядка:
- разминка проводится сверху вниз путем поочередного воздействия на основные мышечные группы и постепенного увеличения нагрузки: потягивания; упражнения для рук и пояса верхних конечностей, упражнения для туловища и ног, прыжки; дыхательные упражнения и упражнения на расслабление;
- подбор упражнений должен быть соотнесен с предстоящей основной деятельностью на уроке. Подбор упражнений по координационным механизмам и характеру физических нагрузок должен соответствовать особенностям основных упражнений;
- в комплекс должны входить 6-8 упражнений различной направленности, повторять каждое 8-10 раз. Беговые упражнения выполняются для подготовки мышц и связок двигательного аппарата занимающихся к интенсивной работе, коррекции техники бега и настройке на работу. Обычно выполняется 4-6 упражнений на дистанции 30-60 м, по 1-2 серии.
Основная же часть длится 20-30 минут. Упражнения здесь рассчитаны на воспитание физических качеств. На занятии всегда следует придерживаться следующего порядка чередования упражнений: 1) упражнения для обучения и совершенствования техники изучаемого двигательного действия; 2) упражнения для воспитания быстроты и координационных способностей; 3) упражнения для воспитания силы; 4) упражнения для воспитания выносливости.
Заключительная часть продолжается не больше 5 минут. За это время ученики снижают нагрузку и приводят организм в состояние, близкое к норме. Чаще всего используются медленный бег и дыхательные упражнения. Если после урока физкультуры у учащихся есть последующие уроки, то в заключительной части урока необходимо предусмотреть комплексы спокойных размеренных упражнений, направленных на расслабление, внимание. Задача состоит в том, чтобы в течение 3 — 5 мин снять эмоциональное и нервно-мышечное возбуждение. Если урок проводится последним в расписании, то возможно применять интенсивную нагрузку и в этой его части. Однако интенсивность упражнений не должна превышать уровня основной части. Можно проводить небольшие соревнования, игры с мячом, разнообразные эстафеты с полосой препятствий, комплексы упражнений на развитие скоростно-силовой выносливости, ловкости, силы и гибкости.
Заключительная часть продолжается не больше 5 минут. За это время ученики снижают нагрузку и приводят организм в состояние, близкое к норме. Чаще всего используются медленный бег и дыхательные упражнения. Если после урока физкультуры у учащихся есть последующие уроки, то в заключительной части урока необходимо предусмотреть комплексы спокойных размеренных упражнений, направленных на расслабление, внимание. Задача состоит в том, чтобы в течение 3 — 5 мин снять эмоциональное и нервно-мышечное возбуждение. Если урок проводится последним в расписании, то возможно применять интенсивную нагрузку и в этой его части. Однако интенсивность упражнений не должна превышать уровня основной части. Можно проводить небольшие соревнования, игры с мячом, разнообразные эстафеты с полосой препятствий, комплексы упражнений на развитие скоростно-силовой выносливости, ловкости, силы и гибкости.