Разработка занятия по художественной росписи ткани
Цветочный натюрморт в искусстве Голландии
Пулова Алена Анатольевна
Дикие пионы.
Сейчас-их время.
В чудесном полном цветении:
Разве можно сорвать их?
Разве можно их не сорвать?
Рёкан.
Уникальным культурным явлением XVII века является голландский цветочный натюрморт, который оказал существенное влияние на все дальнейшее развитие живописи в Европе.Сейчас-их время.
В чудесном полном цветении:
Разве можно сорвать их?
Разве можно их не сорвать?
Рёкан.
Любовно и бережно художники открывали красоту природы и мира вещей, показывали их богатство и разнообразие. Восхищают и притягивают взгляд композиции и букеты из маков, роз, незабудок и тюльпанов, ирисов и астр.
Любовь голландцев к прекрасному, их трудолюбие и умение вырастить великолепные сады цветов дала миру прекрасные творения живописи. Это чарующий и загадочный мир цветов, в котором каждый цветок – отдельное произведение красоты и великолепия, в котором чувствуется свежесть цвета и пластика живой формы. Так, растения были предметом вдохновения, восхищения и научных исследований (наблюдений). Таким образом, к началу 17 века сформировалась целая наука о растениях – ботаника, натюрморт обрёл статус самостоятельного жанра, появляется символический язык цветов, а все представители прекрасного растительного мира получили свои имена - названия.
Природа, цветы и растения всегда являлись и являются одним из главных источников вдохновения, как для художников, так и для всех неравнодушных к красоте людей несмотря на времена и символы, значения и смыслы, вкладываемые в произведения. Ведь поиски Источника Вдохновения – в Красивом. А цветы – это Творение, в которых столько прекрасного, столько искусства. Изображая цветы, запечатлевая летучую красоту цветов в те мгновения, когда они особенно прекрасны, мы стремимся познать тайны природы, тайны жизни.
Разработка занятия по художественной росписи ткани по теме «Цветочный натюрморт в искусстве Голландии»
автор Пулова Алёна Анатольевна
педагог дополнительного образования
ДТ «У Вознесенского моста»
«Пойми живой язык природы-
И скажешь ты: прекрасен мир».
педагог дополнительного образования
ДТ «У Вознесенского моста»
«Пойми живой язык природы-
И скажешь ты: прекрасен мир».
И. Никитин
Занятие по батику:
Создание декоративной композиции в технике холодного батика или свободной росписи по ткани по теме «Цветочный натюрморт в искусстве Голландии».
Дополнительная общеобразовательная программа по батику
«Калейдоскоп красок»
Возраст детей
7-17 лет
Тема занятия
«Цветы как источник вдохновения. Художественный образ, символический язык.
Цветочный натюрморт в искусстве Голландии».
Цель занятия
Знакомство с цветочным натюрмортом Голландии как частью мировой художественной культуры.
Создание творческой декоративной композиции с цветами, используя цветочные мотивы произведений голландских художников в технике холодного батика или свободной росписи по ткани.
Задачи
Обучающие:
-познакомить учащихся с цветочным натюрмортом Голландии, историей, его развитием и характерными особенностями (цветовое решение, композиция, значение фона);
-расширить практические и теоретические знания через осмысление произведений известных художников и уметь применить их в своей творческой работе;
-познакомить с именами художников, работавших в данном жанре и их произведениями;
-научить анализировать произведения искусства, выделять и называть понравившиеся моменты;
-формировать практические навыки по композиции, цветоведению;
-формировать навыки работы с красителями по ткани, резервом и контурами;
Развивающие:
-способствовать развитию эстетического мировоззрения - взгляд на окружающий мир и восприятие глазами творческого человека, художника; видеть красоту в произведениях искусства и окружающем мире;
-систематизировать знания учащихся о произведениях мировой художественной культуры на примере произведений из коллекций Эрмитажа;
-развивать фантазию, художественный вкус;
-развивать гармоничное цветовое восприятие;
-формировать наблюдательность, умение видеть природную красоту и пластику, рисунок в растительных мотивах;
Воспитательные:
-развивать интерес к достояниям мировой художественной культуры;
-формировать видение красоты окружающего мира, любовь и бережное отношение к цветам, травам и растениям, находить в них источник вдохновения;
-формировать самостоятельную мысль, умение творчески подойти к заданию;
Методы обучения
словесные – рассказ, введение, объяснение темы
наглядные – демонстрация произведений, просмотр иллюстративного материала, примеров работ
практические – выполнение задания
Педагогические технологии
-здоровьесберегающие технологии;
-информационные технологии;
-технология мастерских;
-технология группового и коллективного взаимодействия;
Форма занятия
Беседа, выставка, творческая мастерская
Форма организации деятельности
групповая форма
Ожидаемые результаты
Знания в области искусства:
-знакомство с достояниями мировой художественной культуры, а именно Цветочным натюрмортом Голландии;
-знакомство с произведениями художников из коллекций Эрмитажа;
Практические и теоретические знания и навыки:
-приобретут практические навыки в области цветоведения и композиции;
-углубят практические навыки работы с красителями и инструментами при росписи ткани;
-научатся анализировать произведения искусства;
-получат творческий опыт, выражая свои впечатления от произведений искусства в своих работах;
Учащиеся получат развитие личностных качеств:
-разовьют фантазию, художественный вкус, воображение и познавательные способности;
-разовьют интерес к достояниям мировой художественной культуры;
-научатся видеть красоту в окружающей нас природе, находить в ней источник вдохновения и бережно к ней относиться;
Подведение итогов занятия
Выставка, обсуждение полученных результатов
Материалы и оборудование
Проектор, презентация « Голландский цветочный натюрморт», репродукции живописных произведений, демонстрационный материал (примеры работ в технике холодный батик по теме).
Рамки с предварительно натянутой тканью, красители по ткани, резерв, цветные контуры по ткани, кисти, баночки с водой, палитра, карандаши, бумага.
План занятия
Вводная часть
Приветствие, организационный момент.
Теоретическая часть
Мотивация, введение в тематику занятия.
Лекция, беседа. Знакомство с искусством цветочного натюрморта Голландии. Показ живописных произведений художников из коллекции Эрмитажа, представителей данного жанра в виде выставки. Рассказ педагога об истории жанра, характерных чертах, цветовом решении, о композиции. Цветы-главные герои картин. Беседа о них, совместное обсуждение, история цветов, символика, легенды. Совместное обсуждение произведений и темы, подведение к выполнению своей творческой работы.
Практическая работа
Выбор учащимися произведения голландского искусства. Демонстрация педагогом приёмов и вариантов работы. Творческая самостоятельная работа – разработка цветочной композиции на основе понравившегося произведения и выполнение её в технике батик.
Завершение занятия
Выставка, коллективное обсуждение творческих работ, полученных в процессе занятия, подведение итогов, обсуждение по теме и выражение своих впечатлений от работы.
Ход занятия
Вводная часть
Приветствие.
Организация внимания детей. Подготовка к занятию.
Эмоциональный настрой коллектива.
Теоретическая часть
Введение в тему занятия - создание эмоционально-психологических условий для более открытого, эффективного общения, обмена мнениями и впечатлениями. Настрой учащихся на эмоциональное восприятие произведений и теоретической части.
Занятие начинается с небольшой экскурсии по красочным произведениям голландцев (на примере работ из коллекции Эрмитажа). На стенах развешаны заранее подготовленные репродукции произведений с изображениями цветов в голландской живописи 17 века. Это репродукции картин Яна Давидса де Хема и Юстуса ван Хейсума. После рассмотрения работ педагог и учащиеся обмениваются своими впечатлениями от увиденных репродукций. Кого-то поразила красочная палитра цветов, кого-то точная передача натуры и богатое разнообразие, кого-то просто естественная красота знакомых всем растений.
И на данном занятии мы узнаем, что всю эту богатую палитру цветочных произведений мы увидели благодаря Голландскому цветочному натюрморту.
Далее следует показ презентации, сопровождающейся информацией по теме и беседой с детьми по ходу просмотра.
На занятии мы вдохновимся и рассмотрим произведения из коллекции Эрмитажа: Ян Давидс де Хем – «Цветы в вазе», «Плоды и ваза с цветами».
Яна Давидса де Хема многие признают величайшим мастером натюрморта Голландии. В третьей четверти 17 века он является центральной фигурой в живописи фруктов и цветов.
Ему свойственны детальность изображения, блистательный колорит, утончённый вкус в построении композиции.
Роскошные букеты де Хема дарили не только эстетическое наслаждение, но и погружали современного зрителя в мир многозначных символических образов.
Юстус ван Хейсум – «Цветы», «Цветы и плоды».
Его творчество пришлось уже на 18 век.
Чувствовал себя особенно уверенно в изображении представителей растительного царства. Именно в таких композициях он достиг невероятной виртуозности и совершенства благодаря правдивости, многообразию красок и почти прозрачной фактуре цветов. Все знакомые флористы наперебой предлагали ему всё самое прекрасное из того, что вырастало у них в садах.
«Он, так сказать, соперничал с природой. Свежесть, очарование, элегантность, подлинность, колорит. Он был воистину богом весны, если бы флора даровала ему власть ещё и над своими запахами».
Произведения с цветочными композициями имеют свой стиль, иную манеру письма, свой характер, отличный от других произведений данного жанра. Шикарный, роскошный плотный букет, собранный в вазу или корзину сочетается с несколькими цветами разбросанными врозь. Сочные цвета, округлость очертаний, особая отчётливость, проработанный рисунок и ощущение глубокой тайны. Тёмный фон обобщает цветочные букеты, объединяет различные по массе цветы, в этом его плюс и особенность. Возможно, что он отражал освещённость в комнате. Небольшие комнаты, неверный и короткий свет от свечей, не дающий освещённого заднего фона. А цветы в этих натюрмортах велики, чудесны по форме, не попорчены вредителями огородов и садов. Просто идеалы цветов. Проявляя интерес к многообразию форм природы, художники вводили в свои цветочные натюрморты изображения кузнечиков, бабочек, мух, ящериц. Это присутствие насекомых оживляют натюрморт.
Художниками передавалась невыразимая красота цветов, каждый их которых что-то означал и имел свою историю, свои легенды, был настоящим героем мифов и сказаний.
Внимательно выслушав теоретическую часть и анализируя демонстративный материал (репродукции художников, примеры работ в технике батик), дети приступают к выполнению своей творческой работы.
Практическая работа
На этом занятии и мы окунёмся в мир Цветов, цветов, что распустились на полотнах голландских живописцев. И создадим свои творческие цветочные композиции, вдохновившись и выбрав понравившийся и полюбившийся мотив какого-либо предложенного произведения.
Практическое задание – творческая копия мотива выбранного произведения, понравившийся мотив, творчески переосмысленный и, быть может, наполненный какими-то своими образами. Это или один цветок из всего букета, или фрагмент вазы с несколькими растениями и т. д.
Работа выполняется в технике батик - технике художественной росписи по ткани. Тема цветов, растений очень хороша и любима для выполнения в данной технике, живописной и характерной. «Голландские цветочные композиции», выполненные детьми, получатся разными, необычными и красивыми.
Выбор детьми свободной техники росписи по ткани обусловлен предполагаемым определённым опытом детей в работе с материалом.
Педагог демонстрирует некоторые варианты работы в поиске композиции, цветовом решении и способы применения цветных контуров по ткани и эффектов в данном задании. После чего дети начинают работу над своими композициями.
У каждого получится своё произведение искусства, созданное под впечатлением и вдохновением картин голландского цветочного натюрморта, и вобравшее в определённой степени историю, особенности жанра и, конечно же, несравнимую красоту цветочных букетов. Ведь голландские композиции с цветами и растениями имеют свой, особенный характер, свой стиль, которые несут мощную энергетику, сказочные цветовые сочетания, неземную красоту цветов, являясь неиссякаемым источником вдохновения.
Завершение заняти
В процессе работы детей над своими композициями педагог помогает в затруднительных ситуациях показом, напоминанием, советом.
После завершения практического задания, организовывается небольшая выставка, уже творческих работ детей. Подведение итогов проводится в форме коллективного обсуждения работ, каждый из присутствующих делится своим впечатлением о проделанной работе, о произведениях художников и вообще по теме. Почему изобразили именно этот фрагмент, именно этот цветок, что больше всего поразило, понравилось в искусстве цветочного натюрморта Голландии.
Качественная оценка работ (похвалить всех детей за творческую работу и прекрасные результаты).
Список используемой литературы:
А.К. Киселёв «Шедевры Фламандской и Голландской живописи», изд. «Белый город», Москва
Ю. И. Кузнецов «Голландская живопись 17-18 веков в Эрмитаже», очерк-путеводитель, Спб. - изд. Аврора, 1979г.
Ю.А. Тарасов «Голландский натюрморт XVII века», изд. С.-Петербургского гос. Университета, Спб.-2004г.
Интернет-ресурсы:
Ян Давидс де Хем - https://ru.wikipedia.org/wiki/
Юстус ван Хейсум – https://ru.wikipedia.org/wiki/%
Голландский натюрморт 17 века - http://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/gollandskij-natyurmort-xvii-veka.html
История развития голландского и фламандского натюрморта - http://www.art-katalog.com/russian/article/88/5