Роль эмоционального и волевого фактора в педагогической практике преподавателя музыки
Година Людмила Серафимовна
Многолетний опыт педагогической деятельности в школе искусств показывает, что среди учеников, занимающихся в классе фортепиано, имеются дети, наделенные от природы музыкальными способностями в различной степени. Каждый из них обладает своей индивидуальностью. Индивидуальность ученика (система психологических свойств и особенностей) вследствие своего многообразия и вариативности делает каждого своеобразным, неповторимым. Задача педагога раскрыть, выявить и развить эти способности каждый раз решается по-разному в зависимости от индивидуальности ученика. Как указывает Л.Б. Ермолаева - Томина, исследования показали, что в биографиях выдающихся творцов в разных областях общим было одно – приобщение к радости самостоятельного творчества в подростковом возрасте [4, с. 32]. Стоит отметить важность того, чтобы радость творчества сохранялась даже при наличии трудностей, неизбежно возникающих на протяжении периода обучения. Процесс обучения музыке имеет определенные особенности. Преподавателю необходимы музыкальные, педагогические и другого рода знания, умения и навыки. Вместе с тем очень важна и личность преподавателя, интересная, способная увлечь учеников музыкой, вызвать желание с удовольствием слушать и исполнять ее, а также стремиться к общению с высоким искусством и самостоятельно его познавать. При этом педагог должен сам постоянно учиться, совершенствоваться и развиваться, чтобы быть интересным и полезным своим ученикам. Человеческая психика изменчива и весьма сложна. Поэтому педагогу очень важно поддерживать непрерывный контакт с учеником, быть предельно внимательным и чутким. [7, с. 14]. Любовь к ученику определяет терпимость преподавателя, и даже его мудрость, способность рассматривать процесс воспитания, обучения и развития в определенной перспективе, умение выделить в ребенке все то хорошее, что в нем есть, помогает научить его справляться с трудностями. Именно такое отношение педагога к ученику создает условия для эмоционального развития ребенка, позволяет добиться более интересного, красочного и выразительного исполнения. Чем сильнее эмоциональный отклик ученика на различные музыкальные образы, тем ярче, убедительнее и разнообразнее по звуку будет его исполнение. На этой основе можно развить в ученике творческие способности, фантазию и интуицию, пробудить более глубокое восприятие мира. Наше время показало, что, к сожалению, проблема эмпатии (способности к сопереживанию, сочувствию) стала одной из центральных и в психологии, и в педагогике. Для того, чтобы детская душа не черствела, представляется чрезвычайно важным установить с ребенком доверительные и уважительные отношения, сохранив при этом определенную дистанцию. Ученик должен быть уверен, что со стороны педагога он получит поддержку, сочувствие и, главное, понимание и помощь. Уже с первых лет обучения игре на инструменте, овладев начальным комплексом навыков, ученик показывает свои достижения на классных или академических концертах. Чтобы овладеть этими навыками, необходимо приложить волевые усилия для регулярных домашних занятий, для каждодневной работы вне зависимости от настроения. На уроках в школе преподаватель помогает ребенку, зачастую в игровой форме, освоить новый материал, а дома ученик самостоятельно или с помощью родителей выполняет задания, закрепляет показанные приемы, учит текст и так далее. Возможно, ему хочется посмотреть телевизор, поиграть на компьютере или сделать что-то более увлекательное, однако нужно садиться за инструмент и работать. Такое преодоление себя уже в раннем возрасте является проявлением воли. В деле обучения игре на фортепиано имеется важная особенность. Если не заниматься регулярно, систематически, то быстро утрачиваются уже приобретенные умения и навыки. Вследствие этого приходится возвращаться на предыдущий этап работы, что, в конечном счете, приводит к существенному отставанию. Сделавшись привычным, правильный распорядок занятий требует уже меньших волевых усилий. Как пишет Г.М. Цыпин, «привычка – опора и помощница воли» [6, с.32]. Чем старше ученик, тем сложнее и объемнее становятся музыкальные произведения, которые он исполняет. Работа над ними требует не только больших затрат времени и сил, но и четкой, продуманной организации работы. Именно в таких обстоятельствах складывается и кристаллизуется воля, формируются профессионально значимые качества личности. Если работа над музыкальным произведением представляет собой не механическое повторение пассажа или другого эпизода, а постоянное улучшение качества игры на инструменте, преодоление трудностей художественного и технического плана, то такая работа активизирует волю и создает условия для ее развития, что чрезвычайно важно. Еще более очевидна роль волевого фактора в процессе публичного выступления. Как отмечалось выше, дети уже в подготовительных классах выступают на концертах перед родителями, одноклассниками и педагогами. В этой ситуации очень важна психологическая устойчивость, уверенность в своих силах, стабильность исполнения. Практически каждый ребенок испытывает волнение перед выступлением, но не любой умеет справляться с ним без каких – либо потерь. Это могут быть и текстовые потери, и потери выразительности, темпа. Появляется скованность, мышечная зажатость, что приводит к «скомканности» исполнения не только сложного пассажа, но и простого эпизода [2, c. 68]. Перед любым публичным выступлением ученика преподаватель напутствует исполнителя, настраивает для того, чтобы его голова была ясной, а мышление, воображение и слуховой контроль активными. В процессе работы над исполняемым произведением всегда намечается определенный динамический план для раскрытия содержания и передачи характера музыкальных образов. Для того, чтобы этот план при исполнении был реализован в наибольшей степени, необходимо яркое желание учащегося его осуществить. И чем больше это желание (с внутренней установкой «я это знаю», «я это смогу!»), чем яснее выражены эти намерения, тем успешнее будет результат. Концентрация мысли в совокупности с повышенной эмоциональной отдачей активизируют энергию воли. Среди выступлений могут быть особо ответственные, имеющие серьезное значение для учащегося. Например, ученик участвует в исполнительском конкурсе, сдает вступительные экзамены и т.д. Чтобы в этих условиях не растеряться, сохранить лучшие свои качества, нужны значительные волевые усилия. При этом, прежде всего, необходима тщательная профессиональная подготовка. Желательно также накопить опыт публичных выступлений. Однако на одном из первых мест по своей значимости стоят волевые качества личности. При прочих равных условиях именно они решают все. Такие стрессовые ситуации не только выдвигают требования к воле, но и активно формируют ее и укрепляют. Прикладывая самые большие волевые усилия для достижения успеха, ученик одновременно закаляет свою волю и тренирует ее. В особенности следует подчеркнуть необходимость развития собственной индивидуальной мотивации ученика. Мотив, обладающий личной значимостью, меняет отношение к занятиям. Мотивы, побуждающие к устойчивым и энергичным волевым действиям, имеют тем большее значение, чем теснее они связаны с внутренними стремлениями, в том числе ориентированными на будущее. Выявление и активизация этих мотивов требует конкретной индивидуальной работы с каждым учеником. Не случайно воля считается «хребтом характера». Она является одной из базовых психологических характеристик человека и одним из главных индивидуальных свойств его личности. Бывают случаи, когда способный ученик не оправдывает надежд и рано останавливается в своем развитии, а учащийся, казалось бы, обладающий более скромными данными, но имеющий огромное желание и настоящую целеустремленность, добивается значительных успехов. Подводя итог, можно отметить, что эмоциональный и волевой факторы играют ключевую роль в становлении личности и характера воспитанника. И они определяют его успешность в достижении поставленных целей. Список литературы: 1. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2005. – 256 с. 2. Гинзбург Г.Р. Заметки о мастерстве // Вопросы фортепианного исполнительства. – М.: 1968. – 284 с. 3. Ежеленко В.Б. Новая педагогика массовой школы. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2005. – 466 с. 4. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. М.,: Академический Проект; Культура, 2005. – 304 с. 5. Иванченко Г.В. Психология воспитания музыки: подходы, проблемы, перспективы. М.: Смысл, 2001. – 264 с. 6. Музыкальная психология и психология музыкального образования : учеб. [под ред. Г. М. Цыпина]. – М., Издательский центр ”Академия”, 2011. – 384 с. 7. Проблемы музыкального мышления: сб. ст. [сост. и ред. М.Г. Арановский]. – М.: Музыка, 1974. – 336 с.. 8.. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М.: Классика XXI, 2001. – 176 с.