Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Система дистанционного образования в России
Методическая разработка занятия по экологии
для 9 класса (группы I года обучения)

 Абиотические факторы среды

 
                                                                                                                                                                                                                              Самохвалов Андрей Сергеевич,
                                                                                                                                                                                                                              педагог дополнительного образования
                                                                                                                                                                                                                              объединения ″химики-экологи″
                                                                                                                                                                                                                              ГБОУ СОШ №353  г. Санкт-Петербурга
 
Технологическая карта занятия экологии в 9 классе (группе I года обучения) по теме ″Абиотические факторы среды″
Тема занятия Абиотические факторы среды.
Учебный предмет, класс (группа) Экология, 9 класс (группа I года обучения).
Тип и вид занятия Тип занятия:  занятие открытия новых знаний.
Вид занятия:  комбинированное занятие.
Ведущая(ие) идея(и) занятия Идея единства, целостности и системной организации природы.
Ценностная составляющая:  всеобщие взаимосвязи и взаимообусловленность определяют целостность и само существование природы и человека.
Смысловая составляющая:  изменение любого компонента системы или взаимосвязей вопреки законам природы неизбежно приведёт к её разрушению.
ЦСО (ценностно-смысловые ориентиры) Окружающая внешняя среда – это совокупность всех явлений природы (естественных и вызванных деятельностью человека), находящихся в непосредственном контакте с живыми организмами.
Внутренняя среда любого организма существенно отличается от внешней среды. Для сохранения жизни организм вынужден постоянно поддерживать специфическое состояние своей внутренней среды, затрачивая на это не менее трети (а часто – и значительно большую долю) энергии, получаемой из окружающей среды.
Окружающая внешняя среда создаётся совокупностью различных экологических факторов. Экологический фактор – это явление неживой или живой природы, оказывающее непосредственно физическое, химическое или биологическое влияние на живые организмы и на их взаимоотношения с другими организмами (того же самого вида и других видов).
Абиотические факторы могут оказывать прямое и косвенное воздействие на живые организмы. Эффект воздействия абиотических факторов зависит не только от их характера, но и от дозы, воспринимаемой организмом. Принцип совместного воздействия факторов заключается в том, что результат влияния любого абиотического фактора на организмы во многом зависит от того, в какой комбинации и с какой силой действуют в данный момент на них и другие. Распространение животных и растений на планете зависит от многих абиотических факторов, действующих в совокупности. Ведущими климатическими факторами служат температура и влажность. Именно их сочетание является часто решающим в распределении растительного и животного мира на планете.
Цели занятия для педагога для обучающегося
1). Раскрыть особенности абиотических факторов среды и рассмотреть их влияние на живые организмы;
2). Формировать умения анализировать и делать выводы о влиянии основных абиотических факторов (температуры, света и влажности) на живые организмы.
1). Познакомиться с различными абиотическими факторами среды;
2). Научиться характеризовать абиотические экологические факторы и объяснять адаптации живых организмов к их интенсивности и изменениям;
3). Выделить различные группы живых организмов в зависимости от влияния на них различных абиотических факторов.
Образовательные результаты Личностные:
- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение объектов живой природы;
- формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению;
- формирование интеллектуальных умений (доказывать, рассуждать, анализировать, сравнивать, структурировать учебный материал, делать выводы);
- формирование необходимости бережного отношения к живым объектам, к их ценности, о важности сохранения природных объектов.
Метапредметные:
1). Регулятивные УУД:
- продолжить формирование умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цели учебной деятельности (формулировать вопросы на занятии), выдвигать свои версии, анализировать и делать обобщения на основе различных источников информации (в текстовой форме, в форме рисунков, схем);
- продолжить формирование умений в диалоге с педагогом совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
- продолжить формирование умений излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая данными;
- продолжить формирование умений работать по плану, сверять свои действия с учебными целями и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
- продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
2). Познавательные УУД:
- продолжить формирование умений слушать, анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, делать выводы;
- продолжить формирование умений строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
- продолжить формирование умений находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных целей при слушании педагога, при работе с учебником;
- продолжить формирование умений преобразовывать информацию из одного вида в другой (объяснения  педагога, справочный и иллюстративный материал для сравнения и для общего вывода, теоретические знания – для выполнения тестовых заданий).
3). Коммуникативные УУД:
- продолжить формирование умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в общении и сотрудничестве со сверстниками через работу в парах;
- продолжить формирование умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом при индивидуальной работе и работе в парах.
Предметные:
Обучающиеся должны знать:
1). Классификацию экологических факторов;
2). Виды абиотических факторов среды;
3). Факторы, ограничивающие распространение жизни в разных средах;
4). Взаимосвязь организмов и окружающей среды: закономерности действия абиотических факторов на живые организмы;
5). Законы экологии по Бари Коммонеру;
6). Классификацию растений и животных в зависимости от их экологических групп по отношению к абиотическим факторам среды.
 
Обучающиеся должны уметь:
1). Раскрывать суть понятий: среда обитания, экология, экологические факторы, абиотические факторы среды, оптимум, нижний и верхний пределы выносливости, ограничивающий фактор, фотопериодизм, биологические ритмы, экологическая ниша, биоценоз, биогеоценоз, экосистема;
2). Выделять и характеризовать существенные признаки сред жизни на Земле;
3). Распознавать и характеризовать экологические факторы среды;
4). Описывать приспособления организмов к определённому комплексу абиотических факторов;
5). Выявлять действие местных абиотических факторов на живые организмы и оценивать практическое значение ограничивающего фактора;
6). Классифицировать растения и животных в зависимости от их экологических групп по отношению к абиотическим факторам среды.
Образовательная среда занятия 1). Раздаточный материал: листы бумаги формата А4 для практических заданий;
2). Карточки с тестовыми заданиями;
3). Проекционная система для демонстрации слайдов: цитат, таблиц, рисунков, вопросов;
4). Интерактивная доска;
5). Учебник авторов В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой  Биология. Общая биология: Базовый уровень. – М.: Дрофа, 2013.
Технологии и методические  приёмы организации образовательной деятельности Технологии:  беседа, диалог, технология развития критического мышления, самостоятельная работа обучающихся, технология практико-ориентированного обучения.
Методические приёмы:  "беседа", "диалог", "рассказ педагога", "тестовый опрос", "мозговой штурм", "интеллектуальная разминка" и "концептуальные таблицы" при работе обучающихся в парах, "опрос-итог".
Этапы занятия действия педагога действия обучающихся
1. Организационный:
а). Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно-значимом  уровне.
а). Приветствие друг друга, проверка готовности обучающихся к занятию, работа с журналом ("отсутствующие").
 
а). Выполняют самооценку готовности к занятию.
Настраиваются на предстоящую работу.
Высказывают собственные мысли.

 
2. Вызов:
а). Проверка домашнего задания приложении 1  выполнение теста по теме ″Организм и среда. Экологические факторы″).
 
 
 
 
 
 
б). Мотивация учебной деятельности: формулирование темы занятия, постановка целей и задач:
создание  ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели занятия в виде вопросов или гипотез.
 
а). Педагог просит каждого обучающегося взять со своей парты листочек формата А4 с тестом по теме ″Организм и среда. Экологические факторы″ (приложение 1) и выполнить его, подписать свои листочки.
После выполнения теста обучающимися педагог просит их поменяться листочками (каждого в своей паре), а затем на Интерактивной доске показывает правильные ответы и критерий оценивания теста.
 
б). Создаёт условия для формулирования темы и целей занятия.
- Исходя из темы, что мы будем изучать на занятии?
 
а). Обучающиеся внимательно выслушав педагога, берут с парты листочки, подписывают на них свои фамилию и имя, а затем внимательно читают вопросы и галочкой или кружочком отмечают правильные варианты ответов.
 
Обучающиеся обмениваются листочками (каждый в своей паре), смотрят на вопросы с ответами на Интерактивной доске, проверяют работы друг друга и выставляют оценки на листочки. В конце занятия свои листочки обучающиеся сдают педагогу.
 
б). Формулируют тему занятия. Ставят для себя цель, самим определить то, что они хотят узнать на занятии по теме,  озвучивают цель занятия как ожидаемый результат/действие.
3. Осмысление: получение новой информации по теме, классификация полученной информации по категориям знаний. Педагог говорит обучающимся, что у них на партах для работы в парах лежат листочки формата А4 с заданиями 1, 2, 3 (приложения 2, 3, 4), которые понадобятся им для усвоения нового материала.
Педагог объясняет обучающимся новый материал, беседует с ними, задаёт устные вопросы, вступает в диалог. По мере объяснения нового материала педагог просит обучающихся взять листочки формата А4 с заданиями 1, 2, 3 (приложения 2, 3, 4) и выполнить их в паре.
После выполнения парами обучающихся заданий 1, 2, 3 из приложений 2, 3, 4 педагог на Интерактивной доске демонстрирует им правильные ответы. При необходимости (если обучающиеся будут задавать уточняющие вопросы) педагог отвечает на заданные вопросы.
 
После выполнения каждой парой обучающихся заданий 1, 2, 3 (приложения 2, 3, 4) педагог просит обучающихся сделать общий вывод по изученному материалу. Педагог просит каждого обучающегося после озвучивания вывода записать его в свою тетрадь.
Обучающиеся внимательно слушают педагога, отвечают на его вопросы, вступают с ним в диалог.
 
 
Обучающиеся по мере изучения нового материала выполняют в парах задания 1, 2, 3 из приложений 2, 3, 4.
 
 
 
 
После выполнения каждого задания 1, 2, 3 из приложений 2, 3, 4 обучающиеся внимательно смотрят на правильные ответы на Интерактивной доске и, при необходимости, задают педагогу уточняющие вопросы. Листочки формата А4 с выполненными и проверенными  заданиями 1, 2, 3 обучающиеся вкладывают в свои тетради.
 
Обучающиеся формулируют вывод по изученному на занятии материалу и, после согласования с педагогом, записывают его в свои тетради.
4. Рефлексия:  соотнесение обучающимися новой информации со старой, используя знания, полученные ими на стадии осмысления. 1. Педагог выясняет, какие затруднения возникли у обучающихся в ходе занятия.
2. Педагог просит обучающихся выполнить тест по теме "Абиотические факторы" (приложение 5).
Педагог также просит обучающихся подписать свои фамилию и имя на листочках с тестом. Если на занятии обучающиеся по времени не успеют выполнить этот тест, то он задаётся им на дом (даётся каждому обучающемуся на карточке-листочке формата А4 индивидуально).
После того, как обучающиеся выполнят тест, педагог просит их поменяться листочками, а сам демонстрирует им на Интерактивной доске правильные ответы к тесту и критерий его оценивания. Педагог просит обучающихся после занятия сдать этот тест ему на проверку.
3. Педагог просит обучающихся взять со своих парт рефлексивные карточки, заполнить и сдать ему их после занятия.
1. Обучающиеся высказывают при наличии свои затруднения, полученные на занятии.
2. Обучающиеся внимательно слушают педагога и выполняют тест по теме "Абиотические факторы".
После выполнения теста обучающиеся обмениваются (каждый в своей паре) листочками. При демонстрации педагогом правильных ответов обучающиеся проводят проверку своих ответов и, используя критерий оценивания, выставляют друг другу оценки за тест.
 
 
 
 
 
 
 
3. Обучающиеся внимательно слушают педагога и заполняют рефлексивные карточки.

 
5. Домашнее задание Стр. 309 – 313 (читать). Если на занятии не успеваем выполнить тест по теме "Абиотические факторы", то тестовые вопросы выдаются на карточках-листочках формата А4 каждому обучающемуся на руки индивидуально. Обучающиеся внимательно слушают педагога и записывают домашнее задание. Задают уточняющие вопросы.
6. Подведение итогов Педагог благодарит обучающихся за работу на занятии и прощается с классом (группой). Обучающиеся сдают педагогу листы-карточки формата А4 с выполненным тестом по теме "Организм и среда. Экологические факторы" и рефлексивные листы-карточки формата А4.
Если обучающиеся на занятии успевают выполнить тест по теме "Абиотические факторы" (приложение 5), то они сдают после занятия педагогу также и листы-карточки формата А4 с этим выполненным тестом.
       
 
 
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
 
Тема занятия"Абиотические факторы среды".
 
Тип занятия:  занятие открытия новых знаний.
 
Вид занятия:  комбинированное занятие.
 
Форма занятия: занятие-практикум с элементами беседы и самостоятельной работы обучающихся.
 
Цели занятия:
- Для педагога:
1). Раскрыть особенности абиотических факторов среды и рассмотреть их влияние на живые организмы;
2). Формировать умения анализировать и делать выводы о влиянии основных абиотических факторов (температуры, света и влажности) на живые организмы.
 
- Для обучающихся:
1). Познакомиться с различными абиотическими факторами среды;
2). Научиться характеризовать абиотические экологические факторы и объяснять адаптации живых организмов к их интенсивности и изменениям;
3). Выделить различные группы живых организмов в зависимости от влияния на них различных абиотических факторов.
 
Планируемые результаты
  1. Личностные результаты:
- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение объектов живой природы;
- формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению;
- формирование интеллектуальных умений (доказывать, рассуждать, анализировать, сравнивать, структурировать учебный материал, делать выводы);
- формирование необходимости бережного отношения к живым объектам, к их ценности, о важности сохранения природных объектов.
  1. Метапредметные результаты:
1). Регулятивные УУД:
- продолжить формирование умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цели учебной деятельности (формулировать вопросы на занятии), выдвигать свои версии, анализировать и делать обобщения на основе различных источников информации (в текстовой форме, в форме рисунков, схем);
- продолжить формирование умений в диалоге с педагогом совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
- продолжить формирование умений излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая данными;
- продолжить формирование умений работать по плану, сверять свои действия с учебными целями и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
- продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
2). Познавательные УУД:
- продолжить формирование умений слушать, анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, делать выводы;
- продолжить формирование умений строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
- продолжить формирование умений находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных целей при слушании педагога, при работе с учебником;
- продолжить формирование умений преобразовывать информацию из одного вида в другой (объяснения  педагога, справочный и иллюстративный материал для сравнения и для общего вывода, теоретические знания – для выполнения тестовых заданий).
3). Коммуникативные УУД:
- продолжить формирование умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в общении и сотрудничестве со сверстниками через работу в парах;
- продолжить формирование умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом при индивидуальной работе и работе в парах.
  1. Предметные результаты:
Обучающиеся должны знать:
1). Классификацию экологических факторов;
2). Виды абиотических факторов среды;
3). Факторы, ограничивающие распространение жизни в разных средах;
4). Взаимосвязь организмов и окружающей среды: закономерности действия абиотических факторов на живые организмы;
5). Законы экологии по Бари Коммонеру;
6). Классификацию растений и животных в зависимости от их экологических групп по отношению к абиотическим факторам среды.
 
Обучающиеся должны уметь:
1). Раскрывать суть понятий: среда обитания, экология, экологические факторы, абиотические факторы среды, оптимум, нижний и верхний пределы выносливости, ограничивающий фактор, фотопериодизм, биологические ритмы, экологическая ниша, биоценоз, биогеоценоз, экосистема;
2). Выделять и характеризовать существенные признаки сред жизни на Земле;
3). Распознавать и характеризовать экологические факторы среды;
4). Описывать приспособления организмов к определённому комплексу абиотических факторов;
5). Выявлять действие местных абиотических факторов на живые организмы и оценивать практическое значение ограничивающего фактора;
6). Классифицировать растения и животных в зависимости от их экологических групп по отношению к абиотическим факторам среды.
 
Средства обучения: учебник авторов В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой   Биология. Общая биология. Базовый уровень. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных     учреждений. – 10-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2013; инструкции по работе; карточки с заданиями; интерактивная доска, проекционная система для демонстрации слайдов (таблиц, рисунков, цитат, вопросов).
 
Оборудование: листочки с заданиями формата А4 для практических заданий, карточки с тестовыми заданиями, ручки, тетради.
 
Форма работы с обучающимися: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
 
Методы обучения: словесный (беседа, описание, объяснение), проблемный (мотивация для формулирования темы, целей и задач занятия, выполнение некоторых заданий), практико-ориентированный (эвристическая беседа с использований иллюстраций на листочках с заданиями формата А4), дедуктивный (на примере изложения и исследования темы к частному – личностная значимость для каждого обучающегося), метод тестирования.
 
Методы контроля и самоконтроля: устный, письменный, наблюдение.
 
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: репродуктивный, самостоятельная работа, практическая работа.
 
Образовательные технологиибеседа, диалог, технология развития критического мышления, самостоятельная работа обучающихся, технология практико-ориентированного обучения.
 
Методические приёмы"беседа", "диалог", "рассказ педагога", "тестовый опрос", "мозговой штурм", "интеллектуальная разминка" и "концептуальные таблицы" при работе обучающихся в парах, "опрос-итог".
 
Каналы общения"обучающийся-литературный источник", "обучающийся-обучающийся", "обучающийся-педагог".
 
Методические рекомендации
Данное занятие проводится в 9 классе (группе I года обучения) при изучении раздела "Введение в экологию", на изучение которого отводится 22 часа учебного времени. Это занятие является третьим  по счёту и проводится после изучения тем ″Основы экологии″, ″Экологические факторы″.
Обучающиеся на занятии работают индивидуально и в парах.
При подготовке к занятию педагог должен обеспечить обучающихся наглядным раздаточным материалом:
- карточками с тестом по теме ″Организм и среда. Экологические факторы″ (для каждого обучающегося);
- карточками с заданиями 1 – 3 (для каждой пары обучающихся);
- карточками с тестом по теме ″Абиотические факторы″ (для каждого обучающегося);
- рефлексивными карточками (для каждого обучающегося).
 
Ход занятия
I.Организационный момент: приветствие друг друга, проверка готовности обучающихся к занятию, работа с журналом ("отсутствующие").  {0,5 мин}
 
II.Стадия вызова.
1). Проверка домашнего задания (смотрите в приложении 1 тест по теме "Организм и среда. Экологические факторы"). [Приём "тестовый опрос"]  {5 мин}
У каждого обучающегося на парте лежит листочек формата А4 с данным тестом. Каждый обучающийся подписывает свои фамилию и имя на листочке, внимательно читает вопросы и галочкой или кружочком отмечает правильные варианты ответов. После выполнения теста педагог просит обучающихся поменяться листочками и на Интерактивной доске показывает правильные ответы и критерий оценивания этого теста. Обучающиеся проверяют друг друга и выставляют оценки на листочки.
 
2). Мотивация учебной деятельности: формулирование темы занятия, постановка целей и задач. [Приёмы: "мозговой штурм", "беседа", "диалог"]  {2 мин}
Создание  ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели занятия в виде вопросов или гипотез. Демонстрация слайдов на интерактивной доске.
     Педагог просит обучающихся отгадать загадки. [Приёмы: "мозговой штурм", "беседа"]
                                             Ежедневно по утрам
                                             Он в окошко входит к нам.
                                             Если он уже вошёл,
                                             Значит новый день пришёл.
                                             (Свет)
 
                                             Это важный показатель,
                                             Градусник – её приятель.
                                             Если жарка – высока,
                                             А в мороз она низка.
                                             (Температура)
 
                                             Была я водой, теперь летаю
                                             И с виду лишь туман напоминаю,
                                             А опускаясь до земли
                                             Всех от жары спасаю.
                                             (Влажность)
 
 Затем педагог зачитывает стихотворение и просит заранее обучающихся дополнить последнюю строчку:
                                             Небо светло-голубое,
                                             Солнце светит золотое,
                                             Ветер листьями играет,
                                             Тучка в небе проплывает.
                                             Кусты, деревья и трава,
                                             Горы, воздух и листва,
                                             Птицы, звери и леса,
                                             Гром, туманы и роса,
                                             Человек, вода, погода  –
                                             Это – …
                                             (Факторы природы)
 
Педагог задаёт вопрос обучающимся: [Приёмы: "беседа", "диалог"]
- А теперь, уважаемые ребята, как вы думаете, как называется тема нашего занятия?
 
- Обучающиеся излагают свои варианты ответов.
 
Далее педагог спрашивает: "Исходя из темы, что мы будем изучать на занятии"?
 
- Обучающиеся излагают свои варианты ответов.

 
III.Стадия осмысления: получение новой информации по теме, классификация полученной информации по категориям знаний. [Приёмы: "рассказ педагога", "беседа", "диалог", методы "интеллектуальная разминка" и "концептуальные таблицы" при работе обучающихся в парах]
 
ПРИМЕЧАНИЕ: листочки формата А4 с заданиями 1 – 3 после их выполнения обучающимися проверяются устно, при беседе педагога с детьми. Допущенные ошибки исправляются обучающимися на местах. После окончания занятия обучающиеся забирают с собой домой эти листочки с выполненными и проверенными заданиями.
 
Рассказ педагога с элементами беседы. [Приёмы: "рассказ педагога", "беседа", "диалог"]  {4 мин}
Все живые организмы, населяющие Землю, испытывают влияние экологических факторов среды. Экологические факторы – это отдельные факторы среды, оказывающие на свойства и состояние организмов прямое или косвенное влияние.
На сегодняшнем занятии мы с вами подробнее разберём и рассмотрим абиотические факторы. Важнейшие абиотические факторы для любого живого организма – это свет, температура и влажность. К абиотическим факторам также относят ещё концентрацию солей, давление, осадки, рельеф, движение воздушных масс, кислород – для животного мира и углекислый газ – для растений.
Мы сегодня на занятии рассмотрим влияние света, температуры и влажности на живые организмы, так как их влияние на них более значительное.
 
СВЕТ В ЖИЗНИ ОРГАНИЗМОВ
Свет обеспечивает все жизненные процессы, протекающие на Земле. Для живых организмов важна длина волны воспринимаемого излучения, его продолжительность и интенсивность воздействия. До 19% солнечного света рассеивается в атмосфере (парами и пылью, молекулами газов), около 34% отражается от атмосферы (от облаков) в космическое пространство и только 47% солнечной энергии достигает биосферы.
Ионизирующее излучение почти полностью задерживается верхними слоями атмосферы. Доля ультрафиолетовых лучей составляет около 1%. Остальное количество поступившей на землю лучистой энергии распределяется практически поровну на видимую и инфракрасную  части спектра. Экологическое значение невидимых лучей изучено ещё слабо. Известно, что воздействие ионизирующего излучения связано с радиоактивностью. Особенно оно выражено за последние десятилетия в связи с техногенными загрязнениями и катастрофами, проявляется на клеточном уровне (мутагенный эффект), влияет на обмен веществ.
Ультрафиолетовые лучи в умеренных дозах стимулируют рост и размножение клеток, способствуют синтезу биологически активных веществ, витаминов, антибиотиков и повышают устойчивость к болезням. Ультрафиолетовые лучи с длиной волны 300-320 нм способствуют выработке в организме витамина D, который ре

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»