Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Роль семьи и мамы в развитии ребенка

Бритвина Ирина Павловна,
учитель ритмики ГБОУ СОШ 537
Московского района Санкт-Петербурга

 
   Данное методическое пособие предназначено для учителей  физической культуры и ритмики общеобразовательных школ, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, руководителей детских хореографических коллективов. 

   Важность приобщения ребенка к миру искусства доказана педагогами и  психологами.  Особо важны занятия танцами, т.к. через активное восприятие музыки и движения создаются благоприятные условия для формирования умственной деятельности и укрепления здоровья.
  Значение семьи в этом процессе трудно переоценить. Семья должна быть опорой и поддержкой  для человека. Для маленького ребенка семья – это целый мир. У ребенка нет никого важнее и дороже, чем его собственные родители, особенно мама. Поэтому очень важно установление с мамой отношений сотрудничества и сотворчества.
«Хорошие родители важнее хороших педагогов», - говорил Г.Нейгауз. От эмоционального фона семьи зависит вся будущая жизнь ребенка.
  Для ребенка участие в совместных с родителями действиях является опытом социального, общественного существования. Совместная творческая деятельность детей и родителей способствует укреплению семьи.
  Сегодня часто наблюдается снижение роли семейных ценностей, непонимание и отчужденность детей и родителей. К сожалению,  совместное творчество детей и родителей встречается все реже, оно вытесняется просмотром телепередач и занятиями на компьютере. Из жизни уходит живая музыка, живое слово. С танцевальной культурой еще сложнее.
  Но не все так печально. Например, Городское Методическое Объединение педагогов бальных танцев и ритмики поддерживает традиции детских балов. Ежегодно  в Аничковом Дворце проходят праздники «Мы танцуем» для учащихся 1 – 4 классов, где исполняются танцы из танцевальной программы по ритмике, и где дети  танцуют в присутствии родителей, и некоторые танцы исполняют вместе.
  Организационно-педагогический потенциал урока ритмики и танца позволяет осуществлять работу с детьми и взрослыми на основе взаимодействия и дает широкие возможности включения в творческую деятельность. Совместная с родителями музыкально -  ритмическая деятельность отвечает физиологическим и психологическим потребностям ребенка. Она дает возможность детям пережить вместе с родителями положительные эмоции, совершенствовать навыки коммуникации.
  Для развития гармоничных отношений мамы и ребенка мной был разработан  и проведен накануне 8 Марта урок «Танцуем вместе с мамой» для учащихся 1 класса. Так как программа по ритмике основана на бальной хореографии и парном танце и, как ничто другое,  больше всего подходит для исполнения мам с детьми. Это очень весело,  сближает и укрепляет взаимопонимание. Мамы, танцуя с детьми, учатся у них легкости и мастерству исполнения. Для детей – это лишний повод показать себя во всей красе и подарить мамам хорошее настроение.
   Во время подготовки и  проведения урока решались задачи:
-  Совершенствовать танцевальные навыки и умения.
-  Поддерживать интерес детей и взрослых к танцам.
-  Формировать потребность в здоровом образе жизни у детей и родителей.
-  Развивать доверительные отношения с чужими взрослыми, так как многие дети замкнуты.
-  Налаживать тесный эмоциональный контакт между ребенком и мамой в процессе совместной деятельности.
 
Сценарий открытого урока-праздника «Танцуем вместе с мамой»
Звучит музыкальная заставка (песня »Мамина улыбка»)
Вход детей в зал парами под музыку марша и построение детей
Учитель: Добрый день, дорогие друзья, скоро праздник всех женщин и наших любимых мам – 8 Марта. Сегодня мы всех мам поздравляем  и хорошее настроение на уроке подарим! А урок у нас сегодня  необычный… Мы всем мамам счастья хотим пожелать, а чтобы улыбки с лица не сходили, мы Вас приглашаем вместе с ребятами танцевать! Первый танец для разминки – «Диско»
(Мамы встают каждая за своим ребенком и все вместе исполняют танец)
 Учитель: Мамы все заулыбались, значит,  мы не зря старались, чтоб совсем развеселить, надо их на польку пригласить!
(Исполняется полька «Ладошки»)
Учитель: Все мамы говорят своим детям хорошие ласковые слова, но есть слово, которое иногда мамам и учителям приходится говорить, это слово «не шали», а мы даже знаем такой танец!
(Исполняется танец «Ты смотри, не шали!»)
Учитель: Вы отлично танцевали, поиграть нам не пора ли?
(Исполняется игра «Комплимент»: дети встают в круг и поочередно называют слова-комплименты для своих мам (хорошая, добрая, красивая, веселая и т. д. – кто больше)
Учитель: Для ребят дороже мамы никого на свете нет, шлют Вам дети танцевальный свой привет!
(Исполняется пляска «Посею лебеду»)
Учитель: Чтобы наши мальчики не забывали про отвагу и честь, на свете девочки и мамы есть. Мальчики приглашайте мам и девочек на танец!
(Исполняется танец «Большая прогулка»)
Учитель: Мы старались и спешили, танцы новые учили, а сейчас мы поиграем и гостей позабавим!
(Исполняется музыкальная игра.  Выбираются 2 мамы, под музыку все дети бегают по залу в образе зайчиков, снежинок, машинок и т. д., после окончания музыки все девочки встают вокруг одной мамы, а мальчики – вокруг второй, кто быстрее построится, при этом мамы могут менять свои места)
Учитель: Всем известно, что бесконечно долго можно смотреть на огонь, воду и … танцующих детей, мамочки, присаживайтесь поудобнее.
(Исполняется танцевальная сюита «В зимнем лесу»)
Учитель: Вальсов много есть на свете, кружат взрослые и дети. Чтобы мам удивить, надо их на вальс пригласить!
(Исполняется  « Вальс Дружбы» со сменой партнера вместе с мамами)       
Учитель: Приглашаем всех мам и гостей на общий танец-игру «Бесконечный галоп»
(Исполняется танец  - игра «Бесконечный галоп», затем танец  детей и мам с шарами)
Учитель: Вот и закончился наш необычный урок.
Для мам дорогих мы сегодня старались, танцевали, шутили, смеялись.
И в зале весна наступила у нас от теплых улыбок и радостных глаз!
Всем спасибо! До новых встреч! 
(Дети дарят мамам подарки, сделанные своими руками, звучит музыка о Маме)
Список литературы
1.Громов Ю.И. «Танец и его роль в воспитании пластической культуры», СПб, СПбГУП, 1997
2. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. «Учите детей танцевать», М ВЛАДОС,2004
3. Шутиков Ю.Н, «Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам», Спб, 2006
4. Голейзовский К.И. «Образы русской народной хореографии» Изд Искусство, М, 1964
5. Григорьев Д.В,, «Внеурочная деятельность школьников», пособие для учителя, М,        Просвещение,   2011
6. Васильева-Рождественская М.В., «Историко-бытовой танец», М,: Мол.Гвардия,1968
7. Кондратенко Г.М. «Танцы и игры для детей», СПб, НОУ «Институт развития образования «Смена», 2007

 


You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»