Роль семьи и мамы в развитии ребенка
Бритвина Ирина Павловна,
учитель ритмики ГБОУ СОШ 537
Московского района Санкт-Петербурга
учитель ритмики ГБОУ СОШ 537
Московского района Санкт-Петербурга
Данное методическое пособие предназначено для учителей физической культуры и ритмики общеобразовательных школ, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, руководителей детских хореографических коллективов.
Важность приобщения ребенка к миру искусства доказана педагогами и психологами. Особо важны занятия танцами, т.к. через активное восприятие музыки и движения создаются благоприятные условия для формирования умственной деятельности и укрепления здоровья.
Значение семьи в этом процессе трудно переоценить. Семья должна быть опорой и поддержкой для человека. Для маленького ребенка семья – это целый мир. У ребенка нет никого важнее и дороже, чем его собственные родители, особенно мама. Поэтому очень важно установление с мамой отношений сотрудничества и сотворчества.
«Хорошие родители важнее хороших педагогов», - говорил Г.Нейгауз. От эмоционального фона семьи зависит вся будущая жизнь ребенка.
Для ребенка участие в совместных с родителями действиях является опытом социального, общественного существования. Совместная творческая деятельность детей и родителей способствует укреплению семьи.
Сегодня часто наблюдается снижение роли семейных ценностей, непонимание и отчужденность детей и родителей. К сожалению, совместное творчество детей и родителей встречается все реже, оно вытесняется просмотром телепередач и занятиями на компьютере. Из жизни уходит живая музыка, живое слово. С танцевальной культурой еще сложнее.
Но не все так печально. Например, Городское Методическое Объединение педагогов бальных танцев и ритмики поддерживает традиции детских балов. Ежегодно в Аничковом Дворце проходят праздники «Мы танцуем» для учащихся 1 – 4 классов, где исполняются танцы из танцевальной программы по ритмике, и где дети танцуют в присутствии родителей, и некоторые танцы исполняют вместе.
Организационно-педагогический потенциал урока ритмики и танца позволяет осуществлять работу с детьми и взрослыми на основе взаимодействия и дает широкие возможности включения в творческую деятельность. Совместная с родителями музыкально - ритмическая деятельность отвечает физиологическим и психологическим потребностям ребенка. Она дает возможность детям пережить вместе с родителями положительные эмоции, совершенствовать навыки коммуникации.
Для развития гармоничных отношений мамы и ребенка мной был разработан и проведен накануне 8 Марта урок «Танцуем вместе с мамой» для учащихся 1 класса. Так как программа по ритмике основана на бальной хореографии и парном танце и, как ничто другое, больше всего подходит для исполнения мам с детьми. Это очень весело, сближает и укрепляет взаимопонимание. Мамы, танцуя с детьми, учатся у них легкости и мастерству исполнения. Для детей – это лишний повод показать себя во всей красе и подарить мамам хорошее настроение.
Во время подготовки и проведения урока решались задачи:
- Совершенствовать танцевальные навыки и умения.
- Поддерживать интерес детей и взрослых к танцам.
- Формировать потребность в здоровом образе жизни у детей и родителей.
- Развивать доверительные отношения с чужими взрослыми, так как многие дети замкнуты.
- Налаживать тесный эмоциональный контакт между ребенком и мамой в процессе совместной деятельности.
Сценарий открытого урока-праздника «Танцуем вместе с мамой»
Звучит музыкальная заставка (песня »Мамина улыбка»)
Вход детей в зал парами под музыку марша и построение детей
Учитель: Добрый день, дорогие друзья, скоро праздник всех женщин и наших любимых мам – 8 Марта. Сегодня мы всех мам поздравляем и хорошее настроение на уроке подарим! А урок у нас сегодня необычный… Мы всем мамам счастья хотим пожелать, а чтобы улыбки с лица не сходили, мы Вас приглашаем вместе с ребятами танцевать! Первый танец для разминки – «Диско»
(Мамы встают каждая за своим ребенком и все вместе исполняют танец)
Учитель: Мамы все заулыбались, значит, мы не зря старались, чтоб совсем развеселить, надо их на польку пригласить!
(Исполняется полька «Ладошки»)
Учитель: Все мамы говорят своим детям хорошие ласковые слова, но есть слово, которое иногда мамам и учителям приходится говорить, это слово «не шали», а мы даже знаем такой танец!
(Исполняется танец «Ты смотри, не шали!»)
Учитель: Вы отлично танцевали, поиграть нам не пора ли?
(Исполняется игра «Комплимент»: дети встают в круг и поочередно называют слова-комплименты для своих мам (хорошая, добрая, красивая, веселая и т. д. – кто больше)
Учитель: Для ребят дороже мамы никого на свете нет, шлют Вам дети танцевальный свой привет!
(Исполняется пляска «Посею лебеду»)
Учитель: Чтобы наши мальчики не забывали про отвагу и честь, на свете девочки и мамы есть. Мальчики приглашайте мам и девочек на танец!
(Исполняется танец «Большая прогулка»)
Учитель: Мы старались и спешили, танцы новые учили, а сейчас мы поиграем и гостей позабавим!
(Исполняется музыкальная игра. Выбираются 2 мамы, под музыку все дети бегают по залу в образе зайчиков, снежинок, машинок и т. д., после окончания музыки все девочки встают вокруг одной мамы, а мальчики – вокруг второй, кто быстрее построится, при этом мамы могут менять свои места)
Учитель: Всем известно, что бесконечно долго можно смотреть на огонь, воду и … танцующих детей, мамочки, присаживайтесь поудобнее.
(Исполняется танцевальная сюита «В зимнем лесу»)
Учитель: Вальсов много есть на свете, кружат взрослые и дети. Чтобы мам удивить, надо их на вальс пригласить!
(Исполняется « Вальс Дружбы» со сменой партнера вместе с мамами)
Учитель: Приглашаем всех мам и гостей на общий танец-игру «Бесконечный галоп»
(Исполняется танец - игра «Бесконечный галоп», затем танец детей и мам с шарами)
Учитель: Вот и закончился наш необычный урок.
Для мам дорогих мы сегодня старались, танцевали, шутили, смеялись.
И в зале весна наступила у нас от теплых улыбок и радостных глаз!
Всем спасибо! До новых встреч!
(Дети дарят мамам подарки, сделанные своими руками, звучит музыка о Маме)
Список литературы
1.Громов Ю.И. «Танец и его роль в воспитании пластической культуры», СПб, СПбГУП, 1997
2. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. «Учите детей танцевать», М ВЛАДОС,2004
3. Шутиков Ю.Н, «Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам», Спб, 2006
4. Голейзовский К.И. «Образы русской народной хореографии» Изд Искусство, М, 1964
5. Григорьев Д.В,, «Внеурочная деятельность школьников», пособие для учителя, М, Просвещение, 2011
6. Васильева-Рождественская М.В., «Историко-бытовой танец», М,: Мол.Гвардия,1968
7. Кондратенко Г.М. «Танцы и игры для детей», СПб, НОУ «Институт развития образования «Смена», 2007
Важность приобщения ребенка к миру искусства доказана педагогами и психологами. Особо важны занятия танцами, т.к. через активное восприятие музыки и движения создаются благоприятные условия для формирования умственной деятельности и укрепления здоровья.
Значение семьи в этом процессе трудно переоценить. Семья должна быть опорой и поддержкой для человека. Для маленького ребенка семья – это целый мир. У ребенка нет никого важнее и дороже, чем его собственные родители, особенно мама. Поэтому очень важно установление с мамой отношений сотрудничества и сотворчества.
«Хорошие родители важнее хороших педагогов», - говорил Г.Нейгауз. От эмоционального фона семьи зависит вся будущая жизнь ребенка.
Для ребенка участие в совместных с родителями действиях является опытом социального, общественного существования. Совместная творческая деятельность детей и родителей способствует укреплению семьи.
Сегодня часто наблюдается снижение роли семейных ценностей, непонимание и отчужденность детей и родителей. К сожалению, совместное творчество детей и родителей встречается все реже, оно вытесняется просмотром телепередач и занятиями на компьютере. Из жизни уходит живая музыка, живое слово. С танцевальной культурой еще сложнее.
Но не все так печально. Например, Городское Методическое Объединение педагогов бальных танцев и ритмики поддерживает традиции детских балов. Ежегодно в Аничковом Дворце проходят праздники «Мы танцуем» для учащихся 1 – 4 классов, где исполняются танцы из танцевальной программы по ритмике, и где дети танцуют в присутствии родителей, и некоторые танцы исполняют вместе.
Организационно-педагогический потенциал урока ритмики и танца позволяет осуществлять работу с детьми и взрослыми на основе взаимодействия и дает широкие возможности включения в творческую деятельность. Совместная с родителями музыкально - ритмическая деятельность отвечает физиологическим и психологическим потребностям ребенка. Она дает возможность детям пережить вместе с родителями положительные эмоции, совершенствовать навыки коммуникации.
Для развития гармоничных отношений мамы и ребенка мной был разработан и проведен накануне 8 Марта урок «Танцуем вместе с мамой» для учащихся 1 класса. Так как программа по ритмике основана на бальной хореографии и парном танце и, как ничто другое, больше всего подходит для исполнения мам с детьми. Это очень весело, сближает и укрепляет взаимопонимание. Мамы, танцуя с детьми, учатся у них легкости и мастерству исполнения. Для детей – это лишний повод показать себя во всей красе и подарить мамам хорошее настроение.
Во время подготовки и проведения урока решались задачи:
- Совершенствовать танцевальные навыки и умения.
- Поддерживать интерес детей и взрослых к танцам.
- Формировать потребность в здоровом образе жизни у детей и родителей.
- Развивать доверительные отношения с чужими взрослыми, так как многие дети замкнуты.
- Налаживать тесный эмоциональный контакт между ребенком и мамой в процессе совместной деятельности.
Сценарий открытого урока-праздника «Танцуем вместе с мамой»
Звучит музыкальная заставка (песня »Мамина улыбка»)
Вход детей в зал парами под музыку марша и построение детей
Учитель: Добрый день, дорогие друзья, скоро праздник всех женщин и наших любимых мам – 8 Марта. Сегодня мы всех мам поздравляем и хорошее настроение на уроке подарим! А урок у нас сегодня необычный… Мы всем мамам счастья хотим пожелать, а чтобы улыбки с лица не сходили, мы Вас приглашаем вместе с ребятами танцевать! Первый танец для разминки – «Диско»
(Мамы встают каждая за своим ребенком и все вместе исполняют танец)
Учитель: Мамы все заулыбались, значит, мы не зря старались, чтоб совсем развеселить, надо их на польку пригласить!
(Исполняется полька «Ладошки»)
Учитель: Все мамы говорят своим детям хорошие ласковые слова, но есть слово, которое иногда мамам и учителям приходится говорить, это слово «не шали», а мы даже знаем такой танец!
(Исполняется танец «Ты смотри, не шали!»)
Учитель: Вы отлично танцевали, поиграть нам не пора ли?
(Исполняется игра «Комплимент»: дети встают в круг и поочередно называют слова-комплименты для своих мам (хорошая, добрая, красивая, веселая и т. д. – кто больше)
Учитель: Для ребят дороже мамы никого на свете нет, шлют Вам дети танцевальный свой привет!
(Исполняется пляска «Посею лебеду»)
Учитель: Чтобы наши мальчики не забывали про отвагу и честь, на свете девочки и мамы есть. Мальчики приглашайте мам и девочек на танец!
(Исполняется танец «Большая прогулка»)
Учитель: Мы старались и спешили, танцы новые учили, а сейчас мы поиграем и гостей позабавим!
(Исполняется музыкальная игра. Выбираются 2 мамы, под музыку все дети бегают по залу в образе зайчиков, снежинок, машинок и т. д., после окончания музыки все девочки встают вокруг одной мамы, а мальчики – вокруг второй, кто быстрее построится, при этом мамы могут менять свои места)
Учитель: Всем известно, что бесконечно долго можно смотреть на огонь, воду и … танцующих детей, мамочки, присаживайтесь поудобнее.
(Исполняется танцевальная сюита «В зимнем лесу»)
Учитель: Вальсов много есть на свете, кружат взрослые и дети. Чтобы мам удивить, надо их на вальс пригласить!
(Исполняется « Вальс Дружбы» со сменой партнера вместе с мамами)
Учитель: Приглашаем всех мам и гостей на общий танец-игру «Бесконечный галоп»
(Исполняется танец - игра «Бесконечный галоп», затем танец детей и мам с шарами)
Учитель: Вот и закончился наш необычный урок.
Для мам дорогих мы сегодня старались, танцевали, шутили, смеялись.
И в зале весна наступила у нас от теплых улыбок и радостных глаз!
Всем спасибо! До новых встреч!
(Дети дарят мамам подарки, сделанные своими руками, звучит музыка о Маме)
Список литературы
1.Громов Ю.И. «Танец и его роль в воспитании пластической культуры», СПб, СПбГУП, 1997
2. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. «Учите детей танцевать», М ВЛАДОС,2004
3. Шутиков Ю.Н, «Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам», Спб, 2006
4. Голейзовский К.И. «Образы русской народной хореографии» Изд Искусство, М, 1964
5. Григорьев Д.В,, «Внеурочная деятельность школьников», пособие для учителя, М, Просвещение, 2011
6. Васильева-Рождественская М.В., «Историко-бытовой танец», М,: Мол.Гвардия,1968
7. Кондратенко Г.М. «Танцы и игры для детей», СПб, НОУ «Институт развития образования «Смена», 2007