Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Метапредметный подход на занятиях изобразительного искусства

Харламова Марина Николаевна,
педагог дополнительного образования
ГБУДОЦД(Ю)ТТ «Старт+»
Невского района Санк-Петербурга

 
Актуальность понятия «метапредмет» на сегодняшний день приобретает особую популярность. Метапредметный подход базируется на принципе освоения универсальных способов действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), с помощью которых обучающиеся могут добывать информацию, расширять знания, свои умения. Метапредмет в образовании – это единение содержания предметной области и деятельности. Благодаря этому единению создаются подходящие условия для личностного роста обучающихся, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на раскрытие и развитие задатков способностей детей.
На занятиях по изобразительному искусству формируются различные метапредметные связи. Умения наблюдать окружающую жизнь на основе эмпатических и эстетических переживаний, за счёт чего создается инструментарий самостоятельной оценки явлений. Происходит формирование ценностно-смысловых ориентаций на основе личностных переживаний. Развивается позитивный интерес к жизни как эмоциональное основание созидательного действия. Вырабатываются ассоциативные качества мышления, которые являются действенным механизмом для творческой мобильности мышления, умения образовывать неожиданные связи, быстрее и ярче определять главное в явлении, способности целостного его видения. Формируются способности самостоятельной активности в действиях с различными материалами, понимание связей между характером материала и продиктованными этим характером свойствами результата. Воспитывается способность действовать там, где необходима выдумка, неординарность решения. Немного существует учебных предметов, где ребенок обладает такой свободой реального воплощения в конкретных видимых и обсуждаемых результатах. Образовываются способы ориентации растущего человека в национальных и глобальных аспектах культуры, в способах культурной самоиндентификации, что чрезвычайно важно, актуально в условиях современных социальных процессов. Это важнейшая сторона в современном содержании предмета «Изобразительное искусство», имеющая широкое метапредметное значение.
Ключевую роль по внедрению метапредметного похода на занятиях играет педагог. Учебный процесс тщательно продумывается с точки зрения различных речевых конструкций, форм, способов воспроизведения. Несмотря на то, что обучающийся учится общим приёмам, техникам, образцам мыслительной работы, метапредметный подход позволяет осваивать стандартные навыки поверх предмета, включать обучающихся в учебный процесс с помощью разных видов деятельности, которые важны для конкретного ребёнка. Кроме этого, позволяет осознанно осмысливать и отслеживать происхождения важнейших понятий. Существенным является и то, что в результате познания закрепляется целостное представление об окружающем мире.
Занятия по изобразительному искусству могут строится по определенному плану, где каждый пункт имеет регулятивное универсальное учебное действие: мотивация (самоопределение) к учебной деятельности; актуализация и пробное учебное действие; выявление места и причины затруднения; целеполагание и построение проекта выхода из затруднения; реализация построенного проекта; первичное закрепление с комментированием во внешней речи; самостоятельная работа с самопроверкой по эталону; включение в систему знаний; рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). Перед обучающимисястоит упрощенный вариант: повторю- выполню действие -подумаю и пойму, что я не знаю- сам открою способ – потренируюсь- выполню самостоятельную работу.
Отдельно следует выделить некоторые метапредметные методы и приемы обучения на занятиях по изобразительному искусству.
Ценное значение имеет работа с наглядными пособиями. К примеру, при знакомстве с техникой: графическая штриховка, предлагаются наглядные пособия П.Пикассо, происходит анализ работ художника, формируется умение самостоятельно выразить свое художественное видение в соответствии с поставленной задачей. Кроме этого, формируется владение умением творческого видения с позиций художника – сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
Использование информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала. Так, особую ценность представляет исследовательская деятельность. К примеру, предлагается подготовить учащимся презентацию о творчестве художника илирасширить их представление о техниках живописи, познакомиться с особенностью выполнения техники пуантилизм. Поиск информации в Интернет пространстве, помимо книжного, значительно расширяет возможности сбора материала. Формируются коммуникативные умения и навыки самостоятельной работы. Отбирая нужную информацию, обучающиеся анализируют, систематизируют, применяют на практике полученный материал. Здесь шлифуется умение затрачивать минимум времени и средств на поиск информации, что в будущем благоприятно отразится, к примеру, на профессиональной деятельности. Создавая свою работу в виде презентации, обучающийся должен чувствовать, что результаты его исследования и творческого проектирования интересны другим, и он обязательно будет услышан. Осваивая практику презентаций, ребята делятся результатами собственных исследований, владением умениями аргументировать собственные суждения. Здесь важно педагогу создать благоприятный психологический климат во время выступления.
Важна роль проектной деятельности обучающихся в достижении метапредметных результатов. Так, работая над групповыми проектами, формируются коммуникативные универсальные учебные действия. К примеру, это может быть плакат «Здоровый образ жизни». Работая в совместно-взаимодействующей форме, участники проекта ведут одновременные, согласованные действия на каждом этапе. Уже вначале исходная композиция сочиняется коллективом. Выполняя фрагмент коллективной композиции, обучающиеся объединяются в малые группы, в которых и происходит непосредственное общение и взаимодействие в ходе работы. Создание коллективной работы приносит детям огромное удовольствие, повышается эмоциональная отзывчивость, дети развиваются нравственно, так как их объединяет общая цель. Они с интересом рассматривают получившийся плакат, вспоминая, кто что делал. Дети учатся доброжелательно оценивать вклад каждого в общую работу, помогать друг другу. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. Происходит преображение робких и застенчивых детей. Кроме того, большой формат, на котором работают дети позволяет чувствовать пространство, постигать законы композиции и т.д.
Планированиевыставочно-конкурсной деятельности на занятиях по изобразительному искусству.Учащиеся самостоятельно подбирают материал для работ, определяются с форматом, техникой, композицией. Здесь происходит умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач.
 
В заключении следует отметить, что обучение должно быть построено как процесс «открытия» знаний, где роль учащихся видоизменяется: из пассивного, созерцающего существа, который не владеет деятельностью, превращается в самостоятельную, критически мыслящую личность.
 
Список используемых источников:
 
1.Методы и приемы метапредметного обучения // https://interactive-plus.ru/ru/article/9996/discussion_platform
2.Неменская Л.А. Метапредметныйподход на уроках изобразительного искусства в общей школе / Центр Непрерывного Художественного Образования  http://cnho.ru/?page_id=954

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»