Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста

Наши помощники - органы чувст

Гаврилова Светлана Анатольевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 39
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
 
В настоящее время и воспитатели, и родители обеспокоены проблемой здоровья детей. С нашей точки зрения, самым важным является формирование у ребенка правильного отношения к своему здоровью, навыков здорового образа жизни.
Но как это сделать? Как нацелить ребенка на то, что нужно ухаживать за своим телом, своей кожей, беречь глаза, уши, зубы, руки и ноги? Как научить его следовать определенному режиму дня, заботиться о сне и питании? Решить эти задачи путем простой передачи знаний невозможно. Необходимо создавать различные ситуации, ставить перед ребенком разнообразные вопросы, чтобы он мог сам думать, рассуждать. Главная задача – не вложить в голову ребенка сумму определенных знаний и правил, а помочь ему задуматься о своем здоровье. И если это действительно произойдет, если ребенок проявит активность в отношении своего здоровья, то, следовательно, мы справились с поставленной задачей. Но прежде чем это произойдет, необходима упорная работа взрослых, их терпение, выдержка, а также огромное желание вырастить каждого ребенка здоровым.
Конспект занятия.
Тема "Наши помощники - органы чувств"
Цель:
Дать детям представления об органах чувств, как наших помощниках в познании окружающего мира.
 
Задачи:
Образовательные:
  • показать значимость каждого органа чувств человека;
  • учить делать выводы на основе наблюдений, экспериментирования;
  • формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья.
  • закреплять гигиенические навыки, понимание необходимости бережного отношения к органам чувств.
 
Коррекционно-развивающие:
  • развивать навыки исследовательской деятельности, познавательной активности;
  • развивать логическое мышление и сообразительность;
  • развивать зрительное, музыкально-слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное восприятие, память, мышление;
  • продолжать учить детей отвечать на вопросы полным ответом;
 
Воспитательные:
  • воспитывать желание заботится о своём здоровье.
  • воспитывать дружеские взаимоотношения, отношения сотрудничества со сверстниками, взрослыми.
  • воспитывать умение слушать вопрос, воспринимать его, отвечать на вопрос, умение выслушивать ответы других детей.
Предварительная работа:
Беседа «Знакомимся со своим телом», игра «Дорисуй картинку», чтение стихотворения В. О. Свиридова «Для чего нужны глаза?», отгадывание загадок на данную тему; п/и "Жмурки", развивающие игры "Чего не стало?", "Найди отличия", "Повтори ритм"; дидактические игры "Зуб, Неболей-ка", "Сон. Питание. Кожа", "Нос. Глаза. Уши".
 
Оборудование:
Коллажи: «Наши глаза», «Кожа и уход за ней», «Чтобы уши слышали», «Береги зубы».
Схематичное изображение носа, рисунок-схема языка с изображением вкусовых зон, рисунок зубных щеток.
Игра «Сходство и различие». (Снеговики).
Игра «Чудесный мешочек»
Аудиозапись «Звуки леса».
Баночки с кусочками: лимона, шоколада, апельсина, лука, чеснока.
Тарелочка с кусочками фруктов овощей: яблоко, виноград, апельсин, лимон, банан, соленый огурец.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Игра "Узнай по запаху". Знакомство с носом.
3. Гимнастика для глаз
4. Игра "Найди отличия". Знакомство с глазами.
5. Игра "Узнай по вкусу". Знакомство с языком.
6. Игра "Музыкальная пауза". Знакомство с ушами.
7. Игра «Чудесный мешочек». Знакомство с кожей.
8 Итог занятия.
Ход занятия
Организационный момент
- Ребята, вы хотите отправиться в путешествие? Во время путешествия надо внимательно следить за знаками и за дорогой, чтобы не сбиться с пути. А какими мы должны быть мы? (дружными, внимательными, веселыми, ловкими и т. д.)
Игра "Узнай по запаху". Знакомство с носом.
-Ребята, посмотрите, что это за знак впереди? (изображение носа). Ответы детей.
- Для чего нужен он? (дышать, распознавать запахи)
- Правильно. А еще, ребята, внутри носа находятся мелкие волоски, которые, при вдыхании воздуха задерживают микробы, грязь и согревают холодный воздух.
-А сейчас давайте посмотрим, какие запахи мы сможем определить.(дети по запаху определяют, что находится в баночках – лимон, чеснок, яблоко…).
-Видите, каким замечательным органом обоняния наградила нас природа и надо помнить о том, что здоровье необходимо беречь.
- Вы, наверное, слышали такую пословицу «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали». Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей, анализ ответов)
Гимнастика для глаз
Ребята, в лесу стало темно, зажмурьте глаза, а затем откройте (3 раза). Давайте нарисуем солнышко глазами. Сначала нарисуем круг, а теперь слева направо и сверху вниз рисуем лучики.
Игра "Найди отличия". Знакомство с глазами.
-А мы отправляемся дальше. Перед нами два снеговика, посмотрите, одинаковые они или чем-то отличаются? (Дети называют отличия)
-А что помогло вам найти отличия? (ответы детей)
-Верно! Способность человека видеть называется зрением. Глаза - это один из ценнейших органов чувств.
 Зачем человеку глаза? (ответы детей)
- Правильно, благодаря глазам мы получаем информацию об окружающем мире. Ребята, как сохранить зрение? (ответы детей)
Работа с коллажем «Наши глаза»
  • нельзя бросать в глаза песок и грязь;
  • нельзя приближать к глазам опасные предметы;
  • читать нужно сидя, а не лёжа;
  • нельзя сидеть близко к экрану и долго смотреть телевизор;
  • не тереть глаза грязными руками;
  • при чтении, рисовании, письме помещение должно быть хорошо освещено;
  • регулярно проверять зрение у окулиста;
  • нужно тренировать глаза, делать упражнения, гимнастику;
  • нужно кушать продукты с витаминами, полезными для глаз;
  • гулять на свежем воздухе.
-Запомните, что мы с вами узнали о зрении, эти правила помогут вам сохранить здоровье глаз. А мы отправляемся дальше.
Игра "Узнай по вкусу". Знакомство с языком.
-Пора нам пополнить силы. Но, что за угощение для вас приготовлено, вы должны будете сейчас определить с закрытыми глазами. (дети пробуют кусочки яблока, соленого огурца, банана, винограда, апельсина…)
-Что вы сейчас пробовали? А вы знаете, что помогает определять вкус? (ответы детей)
-Правильно, язык. На языке расположены участки, которые определяют вкус пищи. Кончик языка определяет сладкий вкус. Боковые стороны слева и справа от начала языка определяют соленый вкус, за ними участки, определяющие кислый вкус, а конец языка определяет горький вкус. А еще во рту вырабатывается слюна, которая помогает пережевывать и переваривать пищу. И, конечно же, зубы.
-Для чего они нужны? (ответы детей)
-Как ухаживать за зубами, чтобы они оставались здоровыми?
Работа с коллажем «Береги зубы»
  • чистить зубы утром и вечером;
  • после еды полоскать рот водой;
  • не ковырять в зубах;
  • посещать стоматолога регулярно;
  • есть больше полезных продуктов и меньше сладостей.
-Посмотрите на рисунок и выберите ту щетку, которая хорошо будет чистить зубы? Почему не выбрали две другие щетки? (ответы детей)
 Игра "Музыкальная пауза". Знакомство с ушами.
-Ребята, послушайте, какие звуки вы слышите? (звучат звуки природы, дети называют, что они слышат)
-Вы внимательно слушали и верно назвали все звуки леса, которые здесь звучали. А что помогло вам? (ответы детей)
-Верно! Орган слуха - уши. Для чего нужны уши? (ответы детей)
-Как сохранить хороший слух?
Работа с коллажем «Чтобы уши слышали»
  • зимой надевать шапку;
  •  купаясь в бассейне или в воде, надевать резиновую шапочку, защищать уши от попадания воды;
  • не допускать попадания посторонних предметов в слуховой проход;
  • не слушать громко музыку, не кричать;
  • чистить уши (только взрослые) 
Игра «Чудесный мешочек». Знакомство с кожей.
-А сейчас мы посмотрим, кто живет в лесу и что дарит нам лес. Игра «Чудесный мешочек». ( дети наощупь определяют фрукты, грибы, животных, птиц, ягоды…)
Ребята, а что помогло вам определить то, что находится в мешочке, ведь вы не могли увидеть? (ответы детей-пальцы, руки, кожа).
-Ещё один орган чувств - кожа. Самая чувствительная кожа на кончиках пальцев рук. Чувствовать кожей называется осязание.
Зачем человеку нужна кожа? (ответы детей )
-Какие правила необходимо соблюдать, чтобы кожа оставалась здоровой?
Работа с коллажем «Кожа и уход за ней»
  • зимой защищать кожу тёплой одеждой, не переохлаждаться;
  • летом беречь от солнца, не перегреваться;
  • если поранился, то нужно обратиться к взрослому за помощью, не облизывать ранки;
  • умыться утром и вечером;
  • тщательно мыть руки после улицы, вытираться тщательно; ухаживать за кожей.
 
Итог занятия.
-Пора нам возвращаться из путешествия. О чем мы говорили? Что нового узнали? Что больше всего понравилось? Это путешествие помогло нам узнать больше о том, как устроен наш организм, как заботится о своем здоровье.

 
  •  
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию»
- Тихомирова Л. Ф. «Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5-8 лет»; Ярославль: Академия развития, 2002.
- И. В. Чупаха, Е. З. Пужаева, И. Ю. Соколова «Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе»; М.: Илекса, Ставрополь: «Ставропольсервисшкола», 2001

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»