Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Влияние работы по формированию элементов творческих
способностей на занятиях изобразительной деятельностью
во внеурочное время на учебную мотивацию
у школьников с интеллектуальной недостаточностью
 
Лосева Ирина Игоревна
Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является максимальное содействие социализации детей с интеллектуальными проблемами в самостоятельной жизни, выявление и развитие сохранных личностных качеств и имеющихся способностей.
Дети с особыми образовательными потребностями развиваются по тем же самым закономерностям, что и их нормальные сверстники. Это относится как к закономерностям познавательной деятельности, так и к развитию ребёнка в целом. Анализ имеющихся исследований личности ребёнка с отклонениями в интеллектуальном развитии позволяет констатировать, что в условиях специально организованного обучения и воспитания у него накапливается определённый жизненный опыт, включающий элементы художественного и эстетического развития. Эти эмоционально-эстетические впечатления могут стимулировать ребёнка заниматься творчеством.
В настоящее время довольно четко определены основные пути и направления работы с детьми, имеющими интеллектуальные проблемы. В этой коррекционно-педагогической системе важная роль принадлежит трудовому и художественному обучению и воспитанию.
Изучая вопросы мотивации учебной деятельности школьников с нарушением интеллекта, я в первую очередь опиралась на уже имеющиеся по этому вопросу данные литературы и с их учётом обобщала собранный материал.
У учащихся с нарушением интеллекта отношение к учебной деятельности может быть как положительным, так и отрицательным. Причём к наиболее многочисленной группе будут относиться те ученики, которым свойственно внешне положительное отношение, т.е. такое отношение, которое в основном побуждается со стороны учителя, воспитателя, родителей и проявляется недостаточно осознанно, в силу привычки подчинятся требованиям школы. Отрицательное же отношение имеет довольно активное выражение при своём проявлении - аффекты, вспышки гнева, грубость и т.п. К этой группе обычно относятся дети, у которых основной дефект (нарушение интеллекта) осложняется какими-либо расстройствами центральной нервной системы и нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Осознанное отношение к учебной деятельности в младших классах имеет место очень редко и только в элементарных его проявлениях. Но уже во 2 классе у некоторых детей наблюдаются элементы сознательного отношения к учебной деятельности, которые с каждым годом всё более расширяются под воздействием учебно-воспитательной и коррекционной работы.
Положительное отношение к учению у учащихся с нарушением интеллекта может побуждаться следующими группами мотивов: интерес к школьной обстановке, личность учителя, различные виды оценки, подготовка к будущей работе, интерес к изучаемому материалу или получению знаний, интерес к процессу учебного труда, привычка выполнять предъявляемые школой и учителем требования.
У школьников с нарушением интеллекта наблюдается короткая мотивация деятельности. При далёкой мотивации деятельности, как известно, человек руководствуется не только данной конкретной задачей, но и более общими, отдалёнными задачами. Учащиеся с нарушением интеллекта руководствуются ближайшими задачами, возникающими в процессе деятельности.
Для достижения хороших результатов в обучении и воспитании школьников с нарушением интеллекта необходима такая организация педагогического процесса, которая побуждала бы их руководствоваться в своих действиях не только мотивами, связанными с необходимостью выполнять требования учителя, но и мотивами, порождаемыми их собственными потребностями и интересами. Как бы низок не был уровень общего развития учащихся с нарушением интеллекта, у них имеются свои, пусть ограниченные, потребности и интересы. При удовлетворении этих потребностей и интересов они проявляют необходимую активность и адекватное отношение к встающим перед ними задачам. И это понятно: нельзя стремиться в своих действиях к определённой цели и в то же время игнорировать её.
В своей работе при изучении состояния навыков изобразительной деятельности, я старался выяснить причины недостаточной мотивации учащихся и определить наиболее эффективные формы, методы, приёмы работы с детьми, в наибольшей мере способствующей формированию у учащихся учебной мотивации и умению  выполнять самостоятельно творческое задание.
Анализ психолого-педагогической литературы  позволяет обнаружить следующее противоречие:
1) С одной стороны почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей, и для успешной социализации коррекционные школы должны научить воспитанника выполнять различные виды деятельности, а любая деятельность требует творческого подхода.
2) С другой стороны, многие учёные, педагоги, психологи считают, что у детей с нарушением интеллекта творческие способности отсутствуют или настолько низкое творческое воображение, что не стоит его рассматривать.
Следовательно, при наличии низкого уровня творческих способностей дети с интеллектуальной недостаточностью лишены возможности полноценно интегрироваться в культурную жизнь общества, воспринимать мораль, этику и эстетику.
Выявленное противоречие позволяет обозначить проблему: как показывают исследования учёных – у детей школьного возраста с нарушением ин­теллекта нет способности к творческому труду, но прак­тическая деятельность позволяет говорить о наличии элементов творческих способностей в той или иной мере, поскольку ученики коррекционных школ успешно участвуют в различных художественных выставках, спортивных состязаниях, танцевальных конкурсах.
Таким образом, в изобразительной деятельности раскрывается основной принцип развития творческих способностей: ребенок приобщается к духовной и материальной культуре, создаваемой обществом, не пассивно, а активно, в процессе деятельности, от характера которой и от особенностей взаимоотношений, складывающихся у него при этом с окружающими людьми, во многом зависит процесс формирования его личности. Это – опыт социальный, воплощенный в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении всего его детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но и осуществляется развитие их способностей, формирование их личности.
Работа по формированию элементов творческих способностей на занятиях изобразительной деятельностью во внеурочное время положительно влияет на учебную мотивацию у школьников с интеллектуальной недостаточностью, занимающихся изобразительной деятельностью в кружке «Весёлый теремок».
В результате применения системы деятельности педагога, направленной на развитие элементов творческих способностей на занятиях изобразительной деятельностью у школьников выявлена динамика в развитии как элементов творческих способностей, так и повышения мотивации.  В результате учащиеся более ответственно и самостоятельно работают на уроках.
 
 
Список литературы

 
  1. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения для детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович и Л.В.Благонадёжной. –М.:АСТ-Пресс, 2002.-460с.
  2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: под редакцией В.В.Воронковой- М.: Изд. «Школа-Пресс», 1994.
  3. Выготский JL С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
  4. Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики. – М.: Класcикс Стиль, 2005
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»