Проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся и формирование ориентации на ценности здорового образа жизни являются одними из приоритетных в современной государственной образовательной политикеи нашли отражение в стратегических документах самого высокого уровня – федеральных, региональных, муниципальных. Национальная образовательная инициатива новая школа» и «Стратегия развития Системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа - 2020» особо вычленяют здоровьесозидающее направление, как насущное и требующее педагогического осуществления.
Это связано с тем, что эффектыот хорошо организованной школой работы по сохранению и приумножению здоровья детей выходят за рамки чисто оздоровительных и носят социально-педагогический характер:
Ø здоровый и спортивный ребенок в гораздо большей степени «привит» от многочисленных «соблазнов» асоциального поведения хотя бы потому, что, кроме школьных уроков, он занят на занятиях в спортивных секциях;
Ø здоровый и спортивный ребенок лучше учится, так как способен справляться с растущими учебными перегрузками;
Ø занятия спортом не только сохраняют его физическое здоровье, но и развивают столь необходимые современному лидеру личностные качества (стойкость, волю, трудолюбие и честолюбие, саморегулирование, ответственность);
Ø спортивные занятия в школе воспитывают в ребенке командный дух, чувство корпоративной принадлежности к команде своего класса, школы, района, делая спорт педагогическим средством не только индивидуального развития, но и воспитания коллективизма;
Ø наконец, здоровый образ жизни, сформированный в потребность ребенка, является не только значимым лично для него, но и для страны в целом гражданским качеством, от наличия или отсутствия которого зависят в конечном итоге будущие российские семьи, демографический рост и профессиональный успех, национальная безопасность.
Вместе с тем, есть целый ряд негативных тенденций и проблем, препятствующих получению указанных эффектов в практической педагогической деятельности:
1. Бюрократизация и формализмтакой работы, когда наличие или отсутствие в школе службы здоровья (структуры с нормативами, ставками, диагностикой ситуации) поглощает саму суть проблемы и создает ложную уверенность: будет служба – и проблема здоровья детей решится.
2. Движение школы по чисто спортивному пути развития, когда наличие в структуре дополнительного школьного образования различных спортивных секций, к тому же часто поставляющих спортсменов-победителей, заменяет комплексную педагогическую работу по здоровьесозиданию.
3. Движение школы по медицинскому пути развития, когда сохранение здоровья учащихся, а не здоровьесозидание, становится самоцелью, а появление в школе медицинских работников, проведение мониторингов, диспансеризация учащихся, составление баз данных с полной медицинской картиной положения еще не позволяет говорить о том, как педагогически сделать здоровье ценностью не только для взрослых, но и для самого ребенка.
4. Абсолютизация создаваемых в школе материальных условий сохранения детского здоровья, когда такие условия могут быть созданы, но здоровье детей от их наличия существенно не улучшается.
5. Кадровое обеспечение здоровьесозидающейдеятельности. Зрелый и часто предпенсионный возраст большинства современных петербургских педагогов и уровень их здоровья не позволяет рассчитывать на то, что они личным примером смогут продемонстрировать ученикам примеры здорового образа жизни, спортивных занятий. А овладение многими педагогами города в последние годы здоровьесберегающими технологиями не гарантирует их систематического и эффективного применения даже в рамках учебного процесса.
Решение каждой из указанных проблем по-отдельности возможно, но более эффективным представляется поиск интеграции перечисленных вариантов оздоровительной работы школы, реальное включение в нее внутреннего осознания ребенком ценности здоровья, объединение работы по оздоровлению с другими педагогическим направлениями работы школы.
Вариантом такого интегративного решения является создание в рамках системы дополнительного образования в школешкольного спортивного клуба.
Отметим, что клуб является специфической формой организации дополнительного образования:
1. Клуб — объединение обучающихся с общими интересами, созданное для проведения совместных занятий и совместного досуга с целью разностороннего развития.
2. Клуб ориентирован на массовое привлечение школьников к конкретному виду деятельности.
3. В клубе занимаются обучающиеся разного возраста, объединенные в секции или учебные группы.
4. Члены клуба могут заниматься в одной или нескольких секциях (учебных группах).
5. Клуб работает на основе положения (устава), которое утверждается общим собранием его членов.
6. Клуб — самодеятельная организация, где педагогическое руководство сочетается с самоуправлением обучающихся. Его работой руководит совет клуба, избираемый на собрании его членов. С целью сплочения коллектива обучающихся в клубе создаются и развиваются свои традиции.
7. Клуб осуществляет связи с другими клубами соответствующего профиля, участвует в совместных программах и проектах, в соревнованиях и конкурсах.
8. Педагог-руководитель клуба устанавливает связи с учреждениями и организациями соответствующего профиля с целью их привлечения к деятельности клуба.
Применительно к рассматриваемой теме можно предложить следующие аргументы в пользу именно клубной формы как способной системно интегрировать школьный образовательный процесс:
Ø школьный клуб представляет проверенное в педагогической практике объединение, способное решать самые разные, не только оздоравливающие, педагогические задачи. Среди них интеграция средств основного и дополнительного образования, воспитания и обучения, индивидуального развития и позитивной социализации учащихся, разных школьных предметов, детей разных возрастов и разных представителей сообщества взрослых – педагогов, родителей, выпускников, представителей общественности.
Ø школьный спортивный клуб выступает как непременный педагогический компонент развития в учащихся лидерских качеств, где осуществима интеграция задач чисто спортивного развития с задачами соревновательности, ответственности, командного духа, индивидуального самостроительства личности. Не случайно, в элитных учебных заведениях Европы и США активные занятия спортом проходят в сочетании с разными видами клубных объединений внутри школы.
Ø именно школьный клуб, реализующий собственную образовательную программу, представляет инновационное средство решения значимой педагогической проблемы: как не только предоставить детям возможность заниматься спортом, приумножать здоровье, но и как включить в эту работу педагогов школы и, главное, как достучаться до сознания детей, заставив поверить в то, что здоровье – это важно. Именно последний компонент, в отличие от социального заказа на детское здоровье как общественной потребности и сохранения детского здоровья как государственного требования, нуждается сегодня в инновационных педагогических решениях. Тем более, упускать шанс, связанный с повышенным вниманием российского общества к олимпийскому движению - доминантой на ближайшие годы – непростительно. Олимпийская мода, символика, героика, внимание государства и СМИ, то есть широкий социально-педагогический контекст также способен активизировать работу в предлагаемом направлении.
Нельзя не остановится и на тех организационно и психолого-педагогических условиях, которые обеспечивают становление, функционирование и развитие школьного спортивного клуба как ключевого элемента системы дополнительного образования в области здоровьесозидания: 1. Достижение высокой степени единства педагогического коллектива:
Ø осознающего идею здоровьесозидания как социально и педагогически значимую (миссия);
Ø готового творить, экспериментировать в данном направлении (степень креативности);
Ø овладевающего на практике, а не только в теории, соответствующими здоровьесозидающими педагогическими технологиями и формами работы;
Ø готового на уровне личностной позиции каждого педагога пропагандировать (в том числе и собственным примером) преимущества и необходимость здорового образа жизни как ценность. 2.Способность школы постепенно обеспечить занятость каждого своего ученика в хотя бы одной спортивной секции школы, учреждений района или города как показателя, демонстрирующего широкий охват детей оздоровлением. В условиях такого сверхкрупного города как Петербург проблема недостатка таких секций по количеству или по разнообразию предлагаемых детям занятий по видам спорта остро не стоит. Скорее, могут иметь место другие проблемы:
Ø недостаточного количества бесплатных спортивных секций для детей из семей с разным имущественным положением;
Ø недостаточной заинтересованности родителей, которые не видят в том, что их ребенок не спортивен, серьезной проблемы;
Ø отсутствия у части детей четкой направленности на спортивные занятия вообще и на целенаправленные спортивные занятия по определенной спортивной дисциплине в частности.
Поэтому в рамках школьного спортивно-оздоровительного клуба возможно частичное решение этих проблем (определение приоритетных для ребенка спортивных направлений, педагогического просвещения родителей, создания среди детей и подростков своеобразной «моды» на обязательные занятия каким-либо спортом в рамках создаваемых школой бесплатных секций). 3. Создание в школе необходимых материально-технических условий для спортивных занятий, которые, в идеале, должны оказаться способными решить три проблемы:
Ø универсального характера школьного спорта как возможности продемонстрировать ребенку на практике, в деятельности всю богатую палитру современных спортивно-оздоровительных направлений (в идеале хорошо оборудованные спортивный зал, спортивная площадка, школьный бассейн, загородная база или лагерь);
Ø в случае, когда некоторые из основных видов современного массового спорта (игровые виды, гимнастика, легкая атлетика, спортивные единоборства, зимние виды, атлетизм, плавание) представить в работе школы из-за недостатка оборудования нельзя, школе необходимо создавать систему договоров с организациями-партнерами (учреждениями дополнительного образования, спорта, медицинскими учреждениями, другими школами), способными помочь в осуществлении такой работы;
Ø материально-технические условия должны формировать у ребенка представления о культуре здоровья и спорта, начиная с хорошо оборудованных раздевалок и душевых, а не только собственно спортивного инвентаря. 4. Педагогическая организация в школе широкого и постоянного обсуждения проблем сохранения и развития здоровья на индивидуальноми коллективном уровне, не только в виде спортивных занятий, но и теоретически, обучающими и воспитывающими средствами современной педагогики, среди которых могут быть:
Ø дискуссионный клуб;
Ø проектная деятельность учащихся;
Ø исследования;
Ø ученические портфолио;
Ø уроки и внеурочные занятия.
Завершая, отметим, что организация школьного спортивного клуба, как комплексной формы дополнительного образования, позволяющей задействовать не только содержательный, но и эмоционально-ценностный потенциал спортивной и здоровьесозидающей деятельности позволяет рассматривать его не только как важнейшую составляющую внеурочной деятельности, но и как ядро формирования такого уклада школьной жизни, который сделает каждую школу ШКОЛОЙ ЗДОРОВЬЯ – школой физического и духовного благополучия всех участников педагогического процесса
СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ
Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор) Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.